РАПУ и РОСАГРОПРОМСОЮЗ: соглашение достигнуто!


Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров выступил с докладом на совещании у первого Заместителя Правительства Российской Федерации Виктора Зубкова по вопросам обеспечения сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями…


"Сложившаяся в настоящий момент ситуация значительно изменила конъюнктуру рынка", - отметил в своем выступлении Денис Мантуров. "Разрыв в ценах на удобрения на внутреннем и на внешнем рынках стремительно сокращается. Существенно снизились объемы потребления минеральных удобрений как в мире, так и внутри страны. В этой связи решение по определению оптимальной для сельхозтовароизводителей цены потребовало пересмотра".

С целью стабилизации положения и недопущения падения объемов производства минеральных удобрений, а также их потребления Минпромторг предложил предусмотреть субсидирование отечественных сельхозтоваропроизводителей за счет средств бюджета Российской Федерации в объеме до 30% от стоимости приобретаемых минеральных удобрений, а также выделение льготного кредита Россельхозбанком в ноябре-декабре 2008 года в объеме 25-30 млрд. рублей для приобретения минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителями.

Денис Мантуров заметил, что если тенденция снижения экспортных цен сохранится, то с целью сохранения инвестиционной привлекательности отрасли минеральных удобрений предлагается рассмотреть вопрос об отмене экспортных пошлин на минеральные удобрения.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, между Российской ассоциацией производителей удобрений и Российским агропромышленным союзом было подписано Соглашение по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтовапроизводителей агропромышленного комплекса Российской Федерации в минеральных удобрениях на 2008-2012 годы. Согласно Соглашению производители гарантируют поставки минеральных удобрений в 2008 году на уровне 2,1-2,3 млн. тонн (в пересчете на 100% действующих веществ). В 2009 году – на уровне 2,2 млн. тонн д.в., в 2010 году – 2,5 млн. тонн д.в., в 2011 году – 2,7 млн. тонн д.в., в 2012 году –  3 млн. тонн д.в. В случае роста спроса на минеральные удобрения соглашение предусматривает возможность увеличение ежегодных поставок не менее чем на 4,5 млн. тонн д.в. в 2012 году. Также в Соглашении отмечено, что при организации поставок отечественным сельхозтоваропроизводителям  членам РАПУ и Росагропромсоюзом рекомендуется использовать рыночные принципы ценообразования.

Подписавшие договор стороны обязуются ежеквартально осуществлять анализ уровня цен на минеральные удобрения на внутреннем и внешнем рынках на едином базисе поставки, используя доступные источники информации, а также развивать в регионах сервисно-логистические центры по обеспечению минудобрениями.

Производители также договорились добровольно декларировать максимальный уровень цен поставки на внутренний рынок для отечественных производителей 2 раза в год: 15 ноября и 15 мая – с учетом конъюнктуры рынка и с указанием базиса поставки.

Соглашение вступает в силу 17 октября и действует до 31 декабря 2012 года.


"О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ"

Доклад заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова

 

Уважаемые коллеги! Уважаемый Виктор Алексеевич!

В рамках работы Межведомственной комиссии по обеспечению долгосрочного функционирования отрасли по производству минеральных удобрений и потребности внутреннего рынка во исполнение пункта 3 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова (от 29 августа 2008 г. № ВЗ-П11-33пр) был подготовлен проект Соглашения между Минсельхозом России, Минпромторгом России, Российской ассоциацией производителей удобрений и Агропромышленного союза России по взаимодействию с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса Российской Федерации в минеральных удобрениях на 2008-2012 годы.

Это Соглашение предусматривало удовлетворение потребности сельхозтоваропроизводителей в минеральных удобрениях в полном объеме в 2008 году (2,1-2,3 млн. тонн в пересчете на 100% питательных веществ д.в.) и увеличение поставок удобрений сельскому хозяйству Российской Федерации согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (до 4,5 млн. тонн минеральных удобрений). При этом Соглашение оговаривало механизм расчета цен на минеральные удобрения с учетом дисконта для сельхозтоваропроизводителей.

Однако ФАС в данном Соглашении определил пункты, противоречащие действующему антимонопольному законодательству и Закону «О защите конкуренции». В сложившейся ситуации ФАС рекомендовал хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке взять на себя добровольные обязательства, направленные на обеспечение сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями в необходимых объемах и по приемлемой, экономически обоснованной цене.

В этой связи было принято решение, что Соглашение будет подписано двумя сторонами, по рекомендации Минпромторга - Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ), по рекомендации Минсельхоза – Российским агропромышленным союзом (Росагропромсоюз).

По итогам проводимых совещаний были достигнуты договоренности о сохранении фиксированных цен на минеральные удобрения для внутреннего рынка на второе полугодие 2008 года  с учетом ежегодного индекса инфляции.

 Но в связи с начавшимся финансовым кризисом конъюнктура рынка значительно изменилась. Разрыв в ценах на удобрения на внутреннем и на внешнем рынке стремительно сокращается. Предприятия на данный момент находятся в крайне тяжелом положении. Такие факторы как снижение цен на нефть и, как следствие, падение цен на газ и другие сырьевые ресурсы на мировых рынках, привели к значительному снижению цен (30-40%) на продукцию, поставляемую на экспорт российскими производителями минеральных удобрений. При этом значительно снизились  объемы потребления минеральных удобрений как на мировом, так и на внутреннем рынках. Указанные негативные тенденции в краткосрочный период могут привести к резкому снижению объемов производства, а в ряде случаев – к полной остановке предприятий отрасли.

В этой связи прежние условия Соглашения оказались неактуальными. На данный момент достигнуты договоренности и подготовлен проект Соглашения между РАПУ и Росагропромсоюзом.

Вместе с тем Минсельхозом России определена потребность отечественных сельхозтоваропроизводителей в минеральных удобрениях, как в региональном разрезе, так и по номенклатуре, на период 2009-2012 годы с учетом наличия и потенциального увеличения посевных площадей. В свою очередь производители минеральных удобрений приступили к работе по заключению долгосрочных контрактов с перечисленными  регионами на поставку минеральных удобрений. Однако в сложившейся кризисной ситуации осуществление намеченных мероприятий становится проблематичным, даже, несмотря на то, что росту закупок минеральных удобрений российским АПК должны способствовать субсидии, объем которых значительно увеличился в 2008 году.

С целью обеспечения платежеспособного спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на минеральные удобрения, особенно во время сезонных скачков спроса на минеральные удобрения (перед посевной кампанией) необходимо своевременное предоставление средств из бюджета на приобретение минеральных удобрений в ноябре-декабре года, предшествующего посевной.

Для обеспечения сохранения или дальнейшего увеличения объемов производства и соответственно объемов поставок минеральных удобрений АПК России необходимо ежегодно проводить модернизацию и реконструкцию действующих производств по производству минеральных удобрений. Но  действующие экспортные пошлины тормозят инвестиционную деятельность предприятий. Если тенденция снижения экспортных цен будет продолжаться, то с целью сохранения инвестиционной привлекательности отрасли по производству минеральных удобрений и обеспечения поступлений в бюджет средств от реализации минеральных удобрений предлагается рассмотреть вопрос об отмене экспортных пошлин на минеральные удобрения.

До сих пор не решен вопрос относительно заключения долгосрочных договоров на поставку сырья производителям минеральных удобрений, для поставки удобрений отечественным сельхозтоваропроизводителям. Учитывая, что эти сырьевые предприятия занимают доминирующее положение на рынке апатитового концентрата и хлористого калия, а также, что (в соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова от 23 августа 2008 г. №ВЗ-П11-29пр) ФАС поручено осуществить комплексную проверку соблюдения антимонопольного законодательства при реализации минеральных удобрений и сырья для их производства и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации до 1 ноября 2008 года, представляется целесообразным решение об условиях заключения долгосрочных договоров на поставку сырья производителям минеральных удобрений согласовать с ФАС России.

С целью стабилизации положения и недопущения падения объемов производства минеральных удобрений, а также их потребления предлагаем:

- предусмотреть субсидирование отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета Российской Федерации в объеме до 30% от стоимости приобретаемых минеральных удобрений;

- Россельхозбанку предусмотреть выделение льготного кредита в ноябре-декабре 2008 года в объеме 25-30 млрд. рублей для приобретения минеральных удобрений сельхозтоваропроизводителями;

- отменить экспортные пошлины на минеральные удобрения, если тенденция снижения экспортных цен сохранится;

- при поставках сырья на экспорт, необходимого для производства минеральных удобрений, по ценам ниже, чем на внутренний рынок, немедленно применять меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

В рамках Межведомственной комиссии считаем целесообразным поручить Минпромторгу и Минсельхозу доложить о текущей ситуации на рынке минеральных удобрений с учетом изменения спроса и предложения на 1 декабря 2008 года.


www.minprom.gov.ru