ЭКСПОРТНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ российских азотных предприятий |
По мнению западных специалистов, экспортная экспансия России 90-х годов завершилась, и, невзирая на многочисленные антидемпинговые меры против российских продуктов, Россия заняла заметные позиции в мировом балансе спроса и предложения. Однако сохранить занятые позиции в перспективе, видимо, будет весьма проблематично. Ведь сегодняшняя конкурентоспособность российских продуктов на внешнем рынке поддерживается лишь все еще низкой ценой природного газа и высокой текущей конъюнктурой мировых рынков. После 2008 г. Россия, согласно прогнозам, покинет число стран с относительно дешевым природным газом, лишив отечественных экспортеров основного конкурентного преимущества на мировом рынке. При этом российским предприятиям придется конкурировать с новыми высокоэффективными производствами, строящимися в регионах с дешевым природным газом. Так, около половины ожидаемого в 2006–2009 гг. мирового прироста мощностей аммиака приходится на страны Ближнего Востока, при этом четверть из них – экспортно-ориентированные. |
Экспортная конкурентоспособность российских азотных предприятий
Мы попробовали оценить экспортную конкурентоспособность российского аммиака и основных азотных удобрений в настоящее время и в среднесрочной перспективе с учетом предстоящего удорожания природного газа. При этом мы рассматривали среднестатистические предприятия, находящиеся на разных расстояниях от порта отгрузки. На диаграмме показана суммарная величина издержек экспортера в порту отгрузки, включающая затраты на газ, остальные производственные затраты, затраты на транспортировку до ближайшего порта отгрузки и стоимость перевалки в порту. Необходимо отметить, что в наших расчетах мы использовали не полную себестоимость, а так называемую cash cost (широко используемую в международной практике), то есть цеховую себестоимость без учета амортизации. Суммарные издержки компании «Тольяттиазот» включают в себя затраты на газ, другие производственные затраты, затраты на перекачку аммиака по трубопроводу с учетом транзита через территорию Украины и стоимости перевалки в порту. Кроме того, на графике нанесены значения минимальной, максимальной и средней цены продукта за последние 10 лет, а также текущий уровень цен в портах отгрузки. Похожая картина наблюдается при определении конкурентоспособности российского карбамида и аммиачной селитры. Экспорт карбамида рентабелен при текущей (233 долл.) и максимальной цене (267 долл.) для всех трех предприятий, при средней цене (131 долл.) – для двух наиболее близко расположенных к портам предприятий, и не рентабелен для всех предприятий при минимальной цене (63 долл.). Прогноз Для оценки внешней конкурентоспособности отечественных азотных предприятий на среднюю перспективу необходимо определиться с будущими ценами на энергоресурсы и железнодорожными тарифами. Итак, при цене природного газа, равной 60 долл./тыс. м3 для всех предприятий, кроме наиболее удаленного от порта, эффективность экспорта продукта сохраняется только при высокой конъюнктуре рынка. При средней цене аммиака конкурентоспособным остается только ближайший к терминалу завод, и при минимальной цене экспорт аммиака становится неэффективным для всех производителей.
На следующей диаграмме представлена конкурентоспособность российского аммиака при рыночной цене природного газа. Очевидно, что в этом случае конкурентоспособным останется только близко расположенный к порту завод-экспортер, и то лишь при благоприятной конъюнктуре рынка. Экспорт остальных предприятий становится убыточным независимо от ситуации на мировом рынке.
Поскольку экспорт российской продукции в перспективе, как мы видим, выгоден только для ограниченного числа предприятий и его эффективность зависит от рыночной конъюнктуры, естественный интерес представляет вопрос: а как долго продлится сегодняшняя благоприятная ситуация на мировом рынке азотных продуктов? Нельзя также не упомянуть основной ценообразующий фактор, действующий на рынке аммиака на протяжении уже длительного периода времени. Это – стоимость природного газа в США. США являются крупнейшим мировым производителем и импортером аммиака, и в зависимости от конъюнктуры внутреннего газового рынка американские потребители либо увеличивают собственное производство продукта, либо переключаются на импортный аммиак, что, в свою очередь, отражается на цене последнего. Исходя из последнего прогноза на период до 2025 г., подготовленного Energy Information Administration при правительстве США, в период с 2006 по 2011 год будет наблюдаться постепенное снижение цены природного газа в США, после чего ее динамика будет демонстрировать сдержанную тенденцию к повышению. Таким образом, в ближайшие два-три года цены аммиака на рынке (а также цены других азотных продуктов) могут заметно снизиться, а цена российского газа для внутренних потребителей, наоборот, резко возрастет. Понятно, что это негативным образом скажется на конкурентоспособности отечественных продуктов на рынке. Данная диаграмма свидетельствует о наличии конкурентоспособности российского аммиака в 2000 г., которая в тот период даже не зависела от конъюнктуры внешнего рынка (издержки расположены заметно ниже линии генеральной тенденции цены аммиака), – другими словами, в тот период мы были конкурентоспособными при любой ситуации на международном рынке. Текущая рентабельность (2005 г.), как уже упоминалось, обеспечена только высокими текущими ценами на рынке (издержки расположены выше линии генеральной тенденции цены); при снижении цен до уровня средних мы уже сегодня неконкурентоспособны. При рыночных ценах на газ российский аммиак становится неконкурентоспособным независимо от конъюнктуры рынка. Очевидно, что всегда конкурентоспособными являются те мировые поставщики аммиака, суммарные издержки которых всегда ниже генеральной тенденции цены (представляющей среднюю цену в динамике), – например, ближневосточные экспортеры. Правда, потеря российского экспорта не может не отразиться на мировом балансе, и создавшийся дефицит вновь поднимет цены и даст нам возможность временно возвратиться на рынок, однако этот эффект будет непродолжительным. Появившуюся нишу могут быстро заполнить несколько новых мега-производств, построенных в регионах с дешевым природным газом, и баланс вновь восстановится. Внутренний рынок Альтернативой внешнему рынку мог бы стать внутренний рынок, однако он уже в течение 10 лет находится в состоянии стагнации. Как видно из диаграммы, поставки азотных удобрений российскому сельскому хозяйству сократились в 8 раз относительно 1988 г., и текущий их уровень мало зависит от мер, предпринимаемых и правительством, и холдингами, и отдельными предприятиями. На наш взгляд, основная беда отечественного агропромышленного комплекса – в отсутствии экономической основы развития этого сектора экономики. Пока сохраняется нищета в агропромышленном секторе, сохранится и низкая его платежеспособность. До настоящего времени так и не разработана эффективная единая государственная политика по поддержке сельского хозяйства.
1. Россия занимает заметное место в мировом производстве и экспорте азотных продуктов и имеет значительно меньшую долю в их потреблении. 2. Российская промышленность минеральных удобрений в последние годы ориентирована на внешний рынок, ее влияние на мировую конъюнктуру мировых рынков пока еще остается существенным. Прогнозируемый рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки в России может привести к частичной или полной потере ценовой конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке и снижению, вплоть до прекращения, экспорта. 3. Внутренний рынок вряд ли сможет поглотить образующийся избыток азотных удобрений. Отечественный агрохимический рынок пребывает в состоянии глубокой стагнации, и радикальное его изменение может произойти при мощной поддержке государства, что возможно в результате существенного развития российской экономики в целом. Статья была опубликована в журнале «Химия и бизнес»
|
Елена Христианова, ООО «Азотэкон» |