КРИЗИСУ ВОПРЕКИ: итальянцы в Тольятти


 Несмотря на ухудшение мировой финансовой обстановки, «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli все же подписали соглашение о строительстве в Тольятти завода по производству автомобильных шин


Несмотря на ухудшение мировой финансовой обстановки, госкорпорация «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli все же подписали соглашение (6 ноября 2008) о строительстве в Тольятти завода по производству автомобильных шин.

Соглашение между итальянским концерном и «Ростехнологиями» (РТ) предусматривает строительство в Самарской области шинного завода мощностью около 4,2 млн шин в год. Подписание документов состоялось в Кремле по итогам переговоров президента России Дмитрия Медведева с итальянским премьером Сильвио Берлускони. Pirelli и РТ создадут в России совместное предприятие (СП), инвестируя в него около 250 млн евро. «Ростехнологии» и Pirelli будут совместно контролировать СП, которому, в свою очередь, будет принадлежать 100% в компании, обеспечивающей управление производством и продажей продукции. Производство шин для легковых автомобилей и грузовиков разместится недалеко от его АвтоВАЗа – на земельном участке, расположенном на территории Тольяттинского промышленно-технологического парка. СП может получить режим льготного налогообложения — «Ростехнологии» и администрация Самарской области, которую возглавляет бывший глава АвтоВАЗа Владимир Артяков, предоставили необходимые гарантии того, что будут содействовать в этом. Администрация Самарской области также планирует выступить с инициативой предоставить Тольяттинскому промышленно-технологического парку статус промышленно-производственной ОЭЗ. Pirelli, со своей стороны, будет отвечать за разработку бизнес-стратегии нового предприятия и управление рабочим процессом. Помимо самих шин, СП намерено выпускать металлокорд для усиления шин и автомобильных фильтров. Продукция шинного завода, как следует из опубликованных документов, будет предназначаться для рынка России и стран СНГ.

Напомним, протокол о намерениях создать такое предприятие Pirelli и «Ростехнологии» подписали еще в июне 2008. Время для этого было выбрано благоприятное — рынок был на подъеме. В прошлом году предприятия шинной промышленности России выпустили 11,8 млн шин для грузовых автомобилей (106,8% к уровню 2006 года) и 29,3 млн для легковых автомобилей (106,5%). Но сам рынок за это время, по мнению отраслевых аналитиков, вырос минимум на 12−15% как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем львиную долю этого роста составили шины класса «премиум» (стоимостью свыше 100 долларов за штуку), которые отечественные заводы практически не производят, а только заявляют о необходимости этого. Pirelli же изначально ориентировано на выпуск высокомаржинальных шин этого класса.

Прошедшие полгода еще более обострили ситуацию в шинной отрасли. Единственный перспективный отечественный игрок на этом рынке – Amtel-Vredestein (AV, его самое крупное подразделение – шинный комплекс «Амтел-Поволжье» может выпускать в год до 3,3 млн штук шин класса премиум) впал в глубокую депрессию. После того как расстроилась его сделка с «Сибуром» (AV должен был объединиться с дочерней компанией «Сибура» — «Сибур-Русские шины» и продолжить свою деятельность уже под крылом отечественного нефтехимического гиганта), оба российских завода Amtel встали из-за недостатка оборотных средств, а сам холдинг, фактически, объявил о распродаже активов. Впрочем, и сам «Сибур» объявил о том, что сокращает свои инвестиционные программы, а для реализации самых важных из них – строительства газоперерабатывающего завода на Ямале мощностью 3 млрд кубометров газа, соответствующей продуктовой инфраструктуры и комплекса по производству полипропилена в Тобольске — уповает на помощь государства в размере 45 млрд рублей.

Расширить свое присутствие в премиальном сегменте сейчас пытается принадлежащая нефтяной компании «Татнефть» «Нижнекамскшина» (НКШ) – еще в 2003 году по технологии и на оборудовании той же Pirelli здесь наладили выпуск легковых радиальных шин Kama Euro. Однако максимальный объем выпуска таких шин на НКШ составляет всего 2 млн штук в год, удовлетворяя, фактически, потребности в них только поволжского рынка.

Таким образом, конкурировать СП Pirelli и «Ростехнологий» будет только с российскими заводами Michelin и Nokian. В 2007 году, по словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова, его компания удвоила мощности во Всеволожске, доведя их до 4 млн шин в год. Причем продажи Nokian в России по итогам прошлого года уже превысили показатели в Скандинавии. А ее розничная сеть Vianor в России насчитывает более полутораста точек и уже превосходит по размерам AV-TO Amtel-Vredestein. В планах Nokian Tyres довести свои мощности в России к 2011 году до 10 млн шин в год.
Кстати, не случайно российско-итальянский шинный завод расположится именно в Тольятти. Во-первых, здесь есть источник сырья — завод «Тольяттикаучук», который входит в группу «СИБУР».

Генеральный директор этого завода Сергей Полонянкин заявил, что, не дожидаясь официального объявления СП, его предприятие уже начало реанимировать связи со специалистами Pirelli, определять ассортимент каучуков, который будет ею востребован, и организовывать работу по модификации выпускаемой «Тольяттикаучуком» продукции. Во-вторых, очевидно, «Ростехнологии» рассчитывают, что основными потребителями продукции нового предприятия станут контролируемый ею АвтоВАЗ, расположенный в пределах прямой видимости от будущей площадки шинного завода и татарстанский производитель грузовиков «КамАЗ» (в котором госкорпорация также имеет долю). Да и от основных производственных площадок потенциально опасных конкурентов новый завод будет расположен подальше.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:

Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании «Финам»:

- «Ростехнологии» сегодня проводят политику консолидации машиностроительных активов и налаживание полного цикла производства. Создание предприятия с именитым иностранным партнером позволит привлечь инвестиции, использовать известную марку и получить и доступ к технологиям, и выход на экспорт в другие страны – госкорпорация не может позволить себе создание с нуля собственного производства, отвечающего высоким мировым требованиям и конкурентоспособного на мировых рынках.

Завод будет располагаться в Поволжье, поскольку здесь находятся главные машиностроительные активы «Ростехнологий». Что касается влияния на рынок производителей, то здесь следует учитывать высокую конкуренцию и расклад на рынке – на сегодня основные игроки «СИБУР», «Нижнекамскшина» и АV занимают более 80% рынка, а иностранные производители, как Michelin и Nokian, пока не имеют заметного влияния на общее движение рынка.

Другое дело, что проект «Ростехнологий» может быть нацелен на производство шин премиум-класса, а здесь именно западные игроки и импорт занимают основное место, и СП именно здесь будет занимать свою нишу, конкурируя даже не столько с отечественными, сколько с западными производителями.

www.expert.ru