"УРАЛКАЛИЙ" ПАДАЕТ В ЯМУ |
Государство решило спустя два года повторно разобраться в причинах аварии на руднике ОАО "Уралкалий" в Березниках. Если комиссия решит, что компания виновна в образовании провала диаметром почти полкилометра, ей придется выплатить более $50 млрд. Это сделает "Уралкалий" банкротом…
|
С компании могут потребовать более $50 млрд Вице-премьер России Игорь Сечин на совещании 29 октября поручил Ростехнадзору в течение двух недель создать комиссию, которая до Нового года должна определить причины аварии на Первом руднике "Уралкалия". Это записано в протоколе заседания, имеющемся в распоряжении "Ъ". Комиссия посчитает размер вреда, причиненного государству и компаниям (в том числе ТГК-9 и ОАО РЖД) в результате деятельности пользователя недр — компании "Уралкалий". Если выяснится, что авария произошла по вине компании, то "Уралкалию" придется оплатить не только затраты на ликвидацию ее последствий, но и стоимость утраченного сырья. В 2006 году "Уралкалий" обнаружил, что один из участков Первого рудника затопляется, а в июле 2007 года в этом месте произошел провал грунта. В зону обвала попали железнодорожная ветка, город Березники и объекты энергетики. Железной дорогой кроме "Уралкалия" пользуются ОАО "Сильвинит" и ВСМПО "Ависма". Было принято решение о строительстве 53-километровой ветки в обход аварийного участка. Первоначально комиссия Ростхенадзора еще в 2006 году признала, что причиной провала стала "ранее неизвестная геологическая аномалия". Обстоятельства аварии были классифицированы как "не зависящие от воли всех участников правоотношений". Источник "Ъ", близкий к "Уралкалию", отмечает, что сейчас комиссия сможет проверить только документы, относящиеся к аварии, а не сам рудник, поскольку он затоплен почти целиком. По словам источника, знакомого с предварительной оценкой, минимальная выплата, которая грозит "Уралкалию",— 16,7 млрд руб. В эту сумму входит строительство железнодорожной ветки длиной 53 км (13,4 млрд руб.), расходы ТГК-9 на перенос объектов электроэнергетики (1,9 млрд руб.) и возмещение затрат по переселению жителей Березников (1,4 млрд руб.). Согласно протоколу, с компании могут потребовать возмещения ущерба и ТГК-9, и "ВСМПО-Ависма", и "Сильвинит". Источник, близкий к "Уралкалию", отмечает, что если требуемая сумма не превысит 20 млрд руб., то компания сможет расплатиться. Однако в протоколе совещания указывается, что государство может также взыскать с "Уралкалия" стоимость потерянных при аварии запасов. Собеседник сообщил, что речь идет о 50 млн тонн хлористого калия. Текущая стоимость такого объема сырья составляет $50 млрд. Он отмечает, что эта сумма будет неподъемной для компании. В "Уралкалии" удивлены повторной проверкой. "Если компанию обяжут возмещать ущерб, то это повлечет за собой огромное увеличение финансовой нагрузки. Могут быть поставлены под вопрос все планы и дальнейшее существование компании",— отмечают в "Уралкалии". Источник, близкий к администрации Пермского края, утверждает, что уже три недели в Березниках налоговая инспекция проводит проверку деятельности "Уралкалия". А сразу после совещания проверку начала комиссия департамента экономической безопасности МВД России. "На середину ноября намечен приезд еще одной комиссии из Счетной палаты",— говорит собеседник. Как отметил аналитик "Тройки Диалог" Михаил Стискин, если "Уралкалию" придется возмещать все затраты, включая стоимость утерянных запасов, то для компании это будет означать сильнейшие финансовые проблемы. По его мнению, в повторной проверке причин аварии нет политического смысла. "РЖД не на что строить дорогу, которую по большому счету имеет смысл строить "Уралкалию", однако банкротить компанию в текущей рыночной ситуации вряд ли кто-то собирается",— говорит он. Георгий Иванин из "Антанты Пиоглобал" считает, что в любом случае выплаты за провал для компании будут серьезным ударом, однако он сомневается, что с компании будут требовать сумму, превышающую стоимость строительства железной ветки. Сама авария случилась 19 октября 2006 года на одном из участков рудника БКРУ-1, который оказался затоплен рассолом. 30 октября работа рудника была остановлена. После аварии была сформирована комиссия Ростехнадзора, которая проанализировала ситуацию и вынесла решение, что причиной аварии стали особенности геологического строения участка Верхнекамского месторождения. Собственные потери от аварии «Уралкалий» оценил в 2,7 млрд руб. Правительство РФ выделило из бюджета 1,859 млрд руб. на предотвращение негативных последствий техногенной аварии, главным образом на строительство жилого микрорайона Усольский. Были проложены две новые железнодорожные ветки (800 м и 6 км), а также запланировано строительство 53-километрового обхода Соликамск — Яйва, львиную долю инвестиций в строительство которого пообещали вложить РЖД. В октябре этого года из-за разрастания провала было принято решение о строительстве еще одной обходной ветки — протяженностью 2,5 км. Директор института «Галургия» Аркадий Гринберг, консультировавший первую комиссию, заявил, что у него нет причин подвергать сомнению результаты ее работы. «Комиссия, исследовавшая причины аварии, была довольно компетентная», — заявил „Ъ“ господин Гринберг. Согласно протоколу совещания у Игоря Сечина, по его итогам «Уралкалий» и «Сильвинит» уже предложили выделить на строительство 2,5-километрового и 53-километрового участков в обход аварийного рудника по 1 млрд руб. Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Михаил Сайно предполагает, что постановка вопроса о повторном рассмотрении может быть связана с нежеланием РЖД финансировать железнодорожные обходы места провала. «Это очень большие затраты. Так, строительство 53-километрового обхода оценивается в 13,5 млрд руб. Ранее сообщалось, что основную долю финансирования (10,5 млрд руб.) взяло на себя ОАО РЖД. Возможно, здесь возникли разногласия. РЖД сокращают инвестпрограмму, ожидая по итогам 2008 года существенное снижение прибыли (на 30 млрд руб.) и некоторого снижения объема перевозок», — полагает господин Сайно. В ОАО «Уралкалий» отмечают, что в нынешних экономических условиях в случае если компанию заставят возмещать все расходы, очень велика вероятность того, что она попадет в крайне сложную финансовую ситуацию: «Все будет зависеть от того, какие конкретно решения по поводу оценки ущерба и ответственности компании будут приняты, а также от возможных дополнительных факторов — например исков третьих лиц». Аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Стискин полагает, что «в худшем случае „Уралкалию“ придется компенсировать расходы, уже понесенные всеми лицами, включая бюджеты всех уровней по устранению последствий аварии (затраты на строительство микрорайона Усольский-2 и переселение людей. — „Ъ“)». «Плюс затраты на строительство 53-километрового участка железной дороги. Всего примерно $500 млн., — полагает аналитик. — Сумма большая, но для „Уралкалия“ не критичная, тем более затраты на строительство железной дороги будут растянуты во времени». Кроме того, компании могут предъявить к оплате и потерянные в результате аварии запасы сильвинита. Поскольку в России отсутствует методика подсчета утерянных запасов, размер этих сумм предсказать очень сложно. Михаил Сайно отмечает, что чистая прибыль ОАО «Уралкалий» по итогам года ожидается в районе $1,5 млрд, EBITDA — $1,9 млрд. «Возможно, что в связи с уже объявленным сокращением производства, цифры уменьшатся, но несущественно», — говорит он. 7 ноября 2008 фондовый рынок отозвался на новость о назначении повторного расследования негативно. Акции «Уралкалия» в РТС упали на 10,5% по отношению к предыдущему закрытию торгов. По материалам www.kommersant.ru
|