КРИЗИС и ШИНЫ: о «подушках безопасности»


Мировой финансовый кризис коснулся всех российских товаропроизводителей и структуры, занимающиеся сырьевым обеспечением и реализацией продукции. Шинный рынок – не исключение. Рассказывает директор ТД «Кама» - «Ринат Биктимеров. 


Мировой финансовый кризис прямо или косвенно коснулся всех российских товаропроизводителей, равно как и структуры, занимающиеся сырьевым обеспечением и реализацией их продукции. О коррективах в деятельности Торгового дома “Кама” (ТД), официального дистрибьютора ОАО “Нижнекамскшина” рассказал директор ТД Ринат БИКТИМЕРОВ.

- Мировой финансовый кризис повлиял на реализацию не только камских шин, но и товара всех других производителей. Когда мы говорим о реализации, то рассматриваем три вида рынков. Первый - экспортные рынки, которые были больше подвержены влиянию мирового финансового кризиса, то есть мы получили ощутимое сокращение экспорта. Хотя надо отметить, что страны СНГ, которые являются основными потребителями нашей продукции, это затронуло в меньшей степени, чем страны дальнего зарубежья.

 Второе направление - рынок комплектации. На нем мы ощутили наибольший отрицательный эффект от финансового кризиса. То есть автозаводы сократили объемы производства, в результате чего резко сократилось и потребление наших шин. Причем на сокращение производства повлияло еще недополучение выручки. Автозаводы еще не расплатились даже за ту продукцию, которую мы поставляли ранее, поскольку имеют за нее длительные отсрочки по платежам. И самый большой негатив в том, что автопром сейчас не может расплатиться.

Третье направление - вторичный российский рынок. Надо отметить, что он достаточно стабилен, как мы, собственно, и прогнозировали. Потребность в перевозках и личном автомобиле у населения однозначно существует. Мы с оптимизмом смотрим на этот рынок и надеемся, что наступающие холода подстегнут спрос на зимние шины. Российский рынок даст нам большой плюс в финансовом плане.

- Были ли предусмотрены на этот случай антикризисные “подушки безопасности”?

- Следует сказать, что мы имели определенный запас по цене и по стратегии - у нас была определенная складская программа, подразумевающая наличие определенной товарной массы, которую можно будет сейчас реализовывать. Но в прямом смысле “подушки безопасности” у нас не было, поскольку, к сожалению, в шинном бизнесе иметь какие-то финансовые запасы, увы, не предусмотрено.

 - Какое количество шин торговому дому “Кама” предстоит реализовать в этом году?

 - Около 12,3 млн. штук шин. Однако в ноябре-декабре в эти цифры, очевидно, придется вносить свои коррективы, поскольку все автозаводы в свои планы такие коррективы вносят, а мы вынуждены следовать за ними.

- Можно ли сказать, что шины “КАМА-ЕВРО” являются своего рода спасательным кругом в сложившейся ситуации и что спрос на них остается неизменно высоким вне зависимости от финансового кризиса?

 - Мы уже заявляли, что все мощности, производящие шины “КАМА-ЕВРО”, востребованы. Испытывался определенный дефицит на некоторые модели этих шин, и мы поднимали на них цену. Сейчас, к сожалению, мы поднимать цены, наверное, не будем. Но стабильный, устойчивый, и главное - платежеспособный спрос на них существует, так что шины “КАМА-ЕВРО” определенно являются стержнем, который позволяет нам держаться.

- Какие шины пользуются сегодня спросом?

 - Однозначно пользуется спросом весь ассортимент реализуемых нами шин. Дело в том, что ОАО “Нижнекамскшина” производит широкий спектр шин для любого вида техники. При этом, естественно, наиболее востребованная продукция сегодня - зимние шины. Грузовые шины у нас тоже стабильно продаются.

По сравнению с другими автозаводами мы находимся в выигрышном положении. Если, скажем, “Сибур” имеет двухнедельную остановку, то мы планируем останавливаться всего на четыре дня. “Амтел” вообще закрылся и второй месяц стоит. Таким образом, из всех трех предприятий наиболее устойчивое финансовое положение у НКШ. Спрос на нашу продукцию есть, и это радует.

- Какие еще коррективы вызвал финансовый кризис?

- Дело в том, что мы прогнозируем на следующий год и на перспективу перенос покупательской активности с дорогих моделей машин на более дешевые. Поэтому наши предложения в сегменте “Кама” - поработать над конструкцией так, чтобы максимально удешевить шины под этим брендом, увеличив тем самым объем их продаж.

Производству ЦМК-шин финансовый кризис не страшен

По словам директора ООО “Нижнекамский завод шин ЦМК” Анвара Вахитова, строящийся завод не испытывает никаких проблем в области финансирования - с начала строительства общая сумма инвестиций, выделенных компанией “Татнефть” на закупку оборудования и выполнение СМР, составила 4,2 млрд. рублей. Контрактная цена всего импортного технологического оборудования для производства ЦМК-шин составляет порядка 150 млн. евро. Вся оплата, как утверждает директор завода, осуществляется по установленному графику в срок, в запланированных объемах и без отставаний. Поставка технологического оборудования тоже уже начата - в складские помещения поступили первые десятки машин германского, итальянского и американского производства. На строящемся заводе заканчивается возведение каркаса здания и его герметизация. Идет подготовка к подаче тепла в основной корпус. Общая численность работающих на этом объекте сегодня превышает 900 человек.

Конкуренты не дремлют

Гендиректор ОАО “Нижнекамскшина” Радик Ильясов отказался давать комментарии в связи с ситуацией на рынке реализации автомобильных шин. Между тем конкуренты не дремлют.

По сообщению ИТАР-ТАСС, объем инвестиций в завод по производству автомобильных шин в Тольятти, соглашение о строительстве которого подписали на днях госкорпорация “Ростехнологии” и итальянская компания “Пирелли”, может составить около 400 млн. евро. Об этом рассказал журналистам глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов.

 “Объем инвестиций - ориентировочно 350-400 млн. евро. Но это предварительная сумма. Нам нужно подготовить проект, в соответствии с которым будет определен точный объем инвестиций”, - сказал Сергей Чемезов после подписания соглашения в Кремле.

 Он подчеркнул, что предприятие будет производить шины как для легковых, так и для грузовых автомобилей - в частности, для выпускаемых “АвтоВАЗом” и КАМАЗом.

 По оценке Чемезова, завод по производству шин может начать выпуск продукции к концу 2010 года. По его словам, “Пирелли” в этом совместном предприятии будет участвовать своими технологиями, которыми пока не обладает Россия.

По материалам www.e-vid.ru