ЭКОНОМИКА КРИЗИСА: реклама уходит в интернет


Задайтесь вопросом: к какому источнику вы обратитесь, скорее всего, если вам понадобится найти новый товар, получить информацию об услуге, компании, технологии? Может быть, это будет журнал или каталог? Или вы обратитесь за советом к знакомым?

Будете дожидаться ближайшей специализированной выставки? Скорее всего, вашим ответом будет поиск в Интернет. Только там можно найти самую оперативную информацию, сопровождаемую фото- и видео-иллюстрациями. Интернет удобен и сегодня легко доступен. Именно поэтому информационные услуги Интернет сегодня становятся все более разнообразными, а бизнес в сети растет, несмотря на кризис.

Модное слово – «оптимизация»

Призрак экономического кризиса, широкими шагами расхаживающий по просторам нашей необъятной родины, добрался и до рынка средств массовой информации. При этом на пессимистичные настроения среди предпринимателей и массового читателя наиболее чувствительно отреагировали печатные СМИ: доходы от рекламы и сбыт тиража у них заметно снизились. Новые обстоятельства вынудили руководителей медиа-компаний задуматься о будущем своего бизнеса и об оптимизации расходов. О значительном сокращении персонала объявил холдинг РБК, предлагающий информационные и рекламные услуги в прессе, Интернете и на телевидении (по разным данным, речь идет об увольнении от 5% до 10% сотрудников). Также сообщается о двукратном сокращении корреспондентской сети в «Российской газете». Негативные новости поступают с рынка телевизионных СМИ. В частности, телекомпания «Петербург-Пятый канал» сообщила о 15% сокращении штата («Коммерсант», Lenta.ru).

Интернет – «островок стабильности»

Успех интернет-изданий также в значительной мере зависит от состояния рынка. Однако пока развитие ситуации позволяет полагать, что именно веб-медиа станут тем островком стабильности, который позволит не только устоять в период кризиса, но и извлечь из него выгоду. По мнению большинства экспертов, доля Интернета как информационного источника и средства рекламной коммуникации в 2009 г. значительно увеличится. Осознавая этот факт, медиа-холдинги стремятся переориентировать свои ресурсы именно на развитие веб-сегмента. В последние два месяца наблюдается стремительной рост новых интернет-проектов в сфере бизнес-информации: запущены порталы Dailyonline.ru, BFM.ru, Drinktime.ru и др.

Стремительное развитие Интернет-проектов является ответом на растущий спрос со стороны читательской аудитории: по данным ВЦИОМ, за последние три года популярность Интернета среди граждан России увеличилась вдвое. По стране в целом информацию из всемирной паутины черпают 20% граждан, в Москве и Санкт-Петербурге к числу ее пользователей относится 41% жителей (опрос ВЦИОМ от 20-21 сентября 2008 г.). При этом 62% пользователей Интернет обращались к нему в рабочих или учебных целях.

В условиях кризиса немаловажным является факт, что на большинстве порталов информация предлагается бесплатно. Однако теперь на первое место выходит оперативность. Не случайно, по данным опроса PricewaterhouseCoopers, 41% лиц мужского пола и 29% женщин в мире готовы приобрести подписку на информацию, доступную только в Интернет (опрос проводился среди более 5 тыс. респондентов в Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Канаде, Китае, Нидерландах, России, США и Франции). И хотя большинство жителей планеты пока еще предпочитают бумажные носители информации, последние все больше утрачивают свою лидирующую роль. И если глянцевые журналы вряд ли страдают от конкуренции со стороны Интернет, т. к. для их читателей первостепенное значение имеет визуальный дизайн, то лидерами в бизнес-информации все больше становятся отраслевые веб-порталы, объединяющие профессиональную читательскую аудиторию.

Рекламные бюджеты перераспределяются в пользу Интернет

Складывающаяся в России ситуация с медиа-рынком отнюдь не уникальна. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, представленные на конференции Digital Advertising, приуроченной к 22-ым Мюнхенским дням СМИ (Müncher Mediatage) в конце октября. По прогнозам Boston Consulting Group, в ближайшие годы доля интернет-рекламы, на которую сегодня приходится около 20% рынка, значительно увеличится, и к 2015 г. она станет забирать до половины рекламных бюджетов. Ведь ежегодный прирост этого сегмента составляет 19,5 % по миру в целом – самый высокий показатель для СМИ и индустрии развлечений. В самой Германии веб-реклама должна обогнать по объемам телевизионную уже к 2011 г., полагают в PricewaterhouseCoopers.


 
Тенденция перехода рекламы в Интернет является объективной и наблюдалась на протяжении нескольких лет, финансовый кризис же придал этому процессу дополнительный импульс. Даже в США, где кризисные тенденции проявились раньше всего и с максимальной силой, уже сейчас обозначилась тенденция к устойчивому росту доходов от интернет-рекламы после периода рецессии и стагнации в первом и втором кварталах. По сообщению Interactive Advertising Bureau и PricewaterhouseCoopers, в третьем квартале 2008 г. американские компании, предлагающие услуги рекламы в Интернет, заработали 5,9 млрд долл., что на 11% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Суммарная прибыль от интернет-рекламы за 9 месяцев 2008 г. составила 17,3 млрд долл., что на 40% превышает показатель трех первых кварталов 2007 г. (15,2 млрд долл.).

Благодаря высокому росту читательской аудитории и числа рекламодателей, даже в эпоху кризиса интернет-концерны демонстрируют лучшие показатели. Так, в обнародованном отчете Google сообщает об увеличении оборота в третьем квартале на 30% до 5,54 млрд долл. Кризисные тенденции проявляются в компании только в плане увеличении штата: он растет не столь ускоренными темпами, как раньше. Для медиа-концернов, работающих с различными каналами информации, Интернет-сегмент оказывается лидирующим по темпам роста. Характерен пример немецкого медиа-гиганта Axel Springer, суммарный оборот которого за первые 9 месяцев 2008 г. увеличился на 8,1% (до 1,99 млрд евро). При этом оборот Интернет-бизнеса концерна вырос более чем в 2 раза.

Unipack.Ru – в общем тренде

Взрыв популярности Интернет-СМИ можно проследить и на примере портала Unipack.Ru. В последние недели, совпавшие с углублением экономического кризиса, портал испытывает рекордный наплыв читателей. Как видно из Диаграммы 1, составленной Google Analytics, число абсолютно уникальных посетителей увеличилось по сравнению с уровнем в аналогичном периоде прошлого года на 73%, достигая в настоящее время рекордных показателей – более 7000 посетителей в день.

Диаграмма 1. Рост посещаемости портала Unipack.Ru в сравнении с данными прошлого года

По сравнению с прошлым годом особенно увеличилась посещаемость разделов «Новости, статьи» (+73%) и каталога «Предприятия и продукция» (+36%). Большой интерес проявляют читатели и к разделам «Галерея продукции» и «Фотогалерея», который был запущен в мае 2008 г.

Что побуждает бизнес-аудиторию так активно использовать интернет-ресурс? Можно предположить, что в условиях кризиса предпринимателям и специалистам потребовалась более актуальная и оперативная информация, которую нельзя получить в других СМИ. Кроме того, многие менеджеры в данных условиях пытаются оптимизировать свой бизнес: найти лучшие ценовые предложения по материалам, упаковке и оборудованию, новых, надежных поставщиков, наладить более эффективную коммуникацию с потребителями.

Нельзя утверждать, что Интернет-СМИ совершенно не пострадают от кризиса: так же, как и вся экономика они должны пережить его, оптимизировав используемые ресурсы и выработав новые, более эффективные схемы взаимоотношений с потребителями информации и рекламодателями. Вместе с тем, очевидно, что именно кризис позволит отрасли по-настоящему оценить возможности Интернет в продвижении компании на рынке и повышения ее имиджа. Интернет-реклама, менее затратная, обеспечивающая более целенаправленный маркетинг, интерактивное общение с потребителем, значительно увеличит свою долю на рекламном рынке.

Автор: Кирилл Корякин