НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕРМОФОРМОВАНИЯ


Стимулом для развития рынков термоформования стали некоторые последние достижения в области разработки материалов, технологий обработки материалов, более современного оборудования для термоформования, более сложного инструментария, а также, разумеется, постоянно растущая креативность и целеустремленность нашего рынка.

Новые применения создаются и внедряются, но каждому термоформовщику трудно быть в курсе всех технических достижений. Производители должны постоянно узнавать о новинках различных рынков и использовать или применять новые технологии. Поскольку рынки, как нам представляется, развиваются очень интенсивно, мы вкратце расскажем о некоторых более новых рынках или развивающихся рынках для современного поколения технологии термоформования.

Лакокрасочные пленки и декоративные пленки

Лакокрасочные пленки и декоративные пленки продолжают быстро завоевывать признание на рынке. Создание термоформованного продукта начинается с листа, который производится с помощью ламинации или соэкструзии лакокрасочной или декоративной пленки на более толстый лист (из ABS, TPO, поликарбоната и т. д.). Использование таких пленок исключает необходимость нанесения слоя краски и/или декорирования, а также создает новые возможности в области замены более дорогостоящих материалов или технологий.

Ламинаты с текстурой древесины, нержавеющей стали, алюминия, углеволокна и даже ламинаты с хромовым покрытием позволяют термоформовщикам производить продукты, которые имеют свойства и преимущества пластмассы, но, все же, сохраняют тот же внешний вид, какой был у заменяемого материала. Ламинированные материалы с текстурой древесины используются там, где необходим внешний вид под дерево, от внутренней отделки автомобилей до высококачественной мебели для бань и СПА. Ламинаты с нержавеющей сталью и алюминием вытесняют дорогостоящие металлические продукты в автомобильной промышленности, а также в отрасли по производству корпусов бытовых приборов. Хромовые ламинаты заменяют более тяжелые металлические продукты, такие как бамперы автомобилей, решетки и заводские марки.

То, что мы называем лакокрасочными пленками, представляет собой пленки и смолы, которые позволяют получить качественное автомобильное покрытие “Класса A”. Это означает, что обработчики могут исключить необходимость окрашивать продукты после формования. Обладая огромной популярностью при изготовлении деталей внутренней отделки мелко- и среднесерийных автомобилей, эти материалы обеспечивают очень значительную экономию по сравнению с затратами на другие технологии, для которых необходимо осуществление всей технологии окрашивания. По мере того, как лакокрасочные пленки продолжают приобретать все большую популярность в автомобильной промышленности, они также начинают проникать и на другие рынки, на которых также требуются высококачественные похожие на слой краски поверхностные покрытия.

Пенопласты

От новых листов из вспененного термопласта и жестких пенопластовых вставок с заранее приданной формой, до вторичного жидкого пенопласта, термоформовщики и поставщики пенопласта продолжают постоянно разрабатывать инновационные способы для включения материалов на основе пенопластов в термоформованные детали. Хотя пенопласты уже использовались для реализации технологии термоформования на протяжении довольно длительного периода времени, новые вспененные материалы и новые пенопластовые инновации и применения поднимают термоформованные продукты на все более и более высокий уровень.

Новые достижения в области разработки пенопластовых листовых материалов позволяют термоформовщикам расширять свои возможности. Пенопласты используются для повышения комфортности в стельках для обуви, для звукопоглощения в составе компонентов внутренней отделки автомобилей, а также для облегчения массы и даже для обеспечения влагонепроницаемости (например, применение в вентиляционных системах автомобилей). Продукты, которые должны иметь небольшую массу, мягкость и к которым предъявляются не высокие требования в области жесткости, все подходят для термоформования из листа на основе пенопласта.

В тех случаях, когда жесткость является решающим фактором, формование из двойного листа позволяет термоформовщикам вставлять жесткий пенопласт с предварительно приданной формой между двумя гнездами для формования, что позволяет производить более прочный и надежный продукт. С использованием этой технологии изготавливают устройства обеспечения плавучести, пластмассовые поддоны и двери. Во многих случаях пенопласт позволяет производить готовый продукт из более тонкого листа, при этом пенопласт используется скорее как основная конструкция и армирование, нежели как средство увеличения толщины листа. Использование пенопласта также позволяет уменьшить массу готовых продуктов значительно лучше, чем использование более толстого листа или прочих наполнителей.

При формовании из одного листа и пневмоформовании, для армирования продукта используются различные типы вставок из жесткого пенопласта с предварительно приданной формой. Поскольку мы не вставляем пенопласт между двумя листами, а скорее присоединяем его к одной стороне, используется давление для того, чтобы приклеить жесткий пенопласт с предварительно приданной формой к термоформованной детали сразу же после вакуумного формования. Данная технология позволяет производителям исключить дорогостоящие вторичные операции с пенопластом, а также все виды приклеивания.

Формование подложки/закатывание в винил

Рынок компонентов внутренней отделки автомобилей является самым крупным потребителем таких продуктов, но даже при постоянно меняющемся спросе на автомобильном рынке, создается множество возможностей для этой технологии и на автомобильном рынке, и вне него.

Формование подложки или закатывание в винил включает нагревание винила и формование его поверх жесткой подложки с предварительно нанесённым клеевым покрытием (клей, активируемый при нагревании). После вакуумного формования горячий виниловый лист активирует клей и приклеивается к подложке. Подложку можно создавать из целого ряда различных материалов и с помощью целого ряда технологий, что, как правило, зависит от размеров партии. Мелкосерийные подложки могут быть жесткими термоформованными деталями или даже стекловолоконными, в то время как для большинства автомобильных применений более крупносерийные субстраты производят литьевым формованием.

Хотя эти применения начинают проникать на предприятия производителей-подрядчиков, следует отметить, что та же самая технология начинает применяться и вне рынка деталей внутренней отделки автомобилей. Эту технологию можно использовать и для всех средств массовой перевозки: автобусов, грузовиков, тягачей и поездов; тактильная мягкость и внешний вид «под кожу» делают деталь продуктом высокого качества, отчего готовый продукт приобретает более высокую привлекательность и выглядит более шикарно. Помимо рынка транспортировки эта технология  используется для замены других применений кожи, таких как покрытия сидений, подлокотников и даже переносных сумок, сделанных на заказ.

Имея такие возможности, новые производители и новые поставщики работают совместно над разработкой новых методов и усовершенствований для создания улучшенных технологических методов.

Нанесение трафаретной печати/нанесение печати при искажении

Нанесение трафаретной печати или нанесение печати при искажении на сырьевой лист с последующим термоформованием в трехмерный продукт было чем-то вроде рынка для определенной ниши в термоформовании. Новая технология позволяет большему числу компаний расширить ассортимент предлагаемой в этой области продуктов. Пользующееся наибольшей популярностью в области производства демонстрационных компонентов, знаков и табличек и других деталей для отрасли, занимающейся демонстрацией товара в месте реализации, нанесение на лист трафаретной печати с последующим формованием традиционно требовало обширных знаний в области обеих технологий для достижения эффективности и прибыльности. Эти знания были получены на основе опыта, и приобретены методом проб и ошибок.

В настоящее время новые компании или неопытные термоформовщики могут легко и быстро реализовывать такие проекты благодаря новому патентованному программному обеспечению и разработкам в области технологий. Термоформовщики теперь могут создавать такие продукты с помощью использования практически тех же стандартных процедур, которые они традиционно используют. После того, как деталь сконструирована и пресс-формы изготовлены, термоформовщику остается только прокатать несколько листов с нанесенной на них сеткой и зафиксировать уставки машины (таким образом, они могут осуществлять производство с использованием тех же уставок). Созданные листы-заготовки можно затем оцифровывать и обрабатывать с помощью изготовленного на заказ программного обеспечения, которое определит нужное искажение параметров печати. После нанесения печати производители могут настроить машину так же, как они это делали для образца, и создать качественную деталь с первого раза, исключив, таким образом, весь процесс овладения навыком, а также весь этап испытаний методом проб и ошибок, которые традиционно ассоциируются с нанесением графической печати. Такое новое программное обеспечение практически превращает этот сложный и отнимающий много времени проект по термоформованию с искажением в процесс создания простой и доступной по цене детали, изготавливаемой вакуумным формованием.

Более крупные детали

Термоформование  крупных деталей не является чем-то новым, но производители и производители комплектного оборудования приобретают в этой области все большую уверенность. Они собираются заменить многие крупные детали, которые ранее производились с помощью более дорогостоящих, более медленных и более трудозатратных технологий. В прошлом требования мелкосерийного производства делали термоформование некоторых крупных продуктов слишком дорогостоящим. В настоящее время некоторые производители и конечные потребители находят способы увеличения объемов партий не только за счет наращивания продаж, но и за счет стандартизации некоторые более крупных продуктов.

За счет стандартизации производители могут оправдать затраты, связанные с термоформованием крупных деталей, и добиться значительно более высокой однородности и повторяемости. Крупные стекловолоконные продукты последовательно переводят на термоформование; от корпусов лодок до крупных деталей автобусов, грузовиков, тракторов и тягачей. Системы водоотлива, баки-сборники и прочие продукты, связанные со строительным бизнесом также приобретают все большую популярность, и производятся уже более крупными партиями. По мере того, как все большее и большее количество компаний будет инвестировать в крупное оборудование, способное формовать такие продукты, новые применения и новые рынки будут продолжать развиваться еще активнее.

Пневмоформование и формование из двойного листа

Пневмоформование и формование из двойного листа продолжают приобретать все большую популярность, и получать все большее признание. Потребителям нужен лучший внешний вид и больше конструкционных свойств для своего продукта, которые не может обеспечить традиционная технология термоформования. Многие производители термоформованной продукции быстро привыкают к использованию нужного давления и возможностям формования из двойного листа либо благодаря приобретению нового оборудования вместе с этой новой технологией, либо благодаря установлению определенных отношений с другими компаниями, у которых уже имеются такие мощности.

Пневмоформованная алюминиевая пресс-форма в положении формования

По мере того, как эта технология становится стандартной для отрасли, производители все больше и больше начинают осознавать, что эти две технологии могут добавить к ассортименту предлагаемой ими продукции. Даже те компании, у которых были эти технологии, узнают все больше нового от производителей своих машин и пресс-форм о том, насколько велики возможности этих технологий. По мере того, как создается новое применение, вместе с ним дальше развивается и сама технология. Никогда раньше нам не доводилось наблюдать такого всплеска творческой активности в области конструирования пресс-форм. Пресс-формы с подвижными деталями, прорезями, подъемными устройствами и шарнирными соединениями становятся самым обыкновенным явлением, а не какими-нибудь специальными проектами. У современного рынка пневмоформования еще имеется простор для роста, и новые конструкции пресс-форм и предоставляемые ими возможности будут продолжать стимулировать более эффективное производство более качественных продуктов. 

“Пневмоформованная алюминиевая пресс-форма в положении для извлечения из формы”

Развитие этих применений и новых рынков стимулируют достижения, которые имеются в нашей отрасли в области создания материалов и машин. Они создаются на основе сочетания непосредственной креативности, необходимости находить решения для усовершенствования продукта и потребностей заказчиков, которые хотят получить больше по более низкой цене. От снижения затрат и наращивания прочности и долговечности до повышения функциональности, современные термоформовщики будут продолжать разрабатывать новые применения для замены древесины, металла, стекловолокна, стекла или же просто для замены других технологий обработки пластмасс.

Современные термоформовщики доказывают, что у этой технологии широкий диапазон и высокая гибкость. Степень доверия со стороны заказчиков повышается, и новые достижения открывают новые возможности для современных компаний, занимающихся термоформованием, и для их заказчиков.

Автор: Майкл П. Элонги, директор по продажам компании MAAC Machinery Corp., производителя широкого диапазона машин для термоформования  из разрезанного листа.

www.polymery.ru