ХИМИЯ ПО РЕГЛАМЕНТУ


Минпромторг России разработал и направил на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект Федерального закона «Технический регламент «О безопасности химической продукции»

Проект ФЗ "Технический регламент "О безопасности химической продукции"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона технического регламента «О безопасности химической продукции»

                       
1. Основание для разработки проекта технического регламента

Основанием для разработки настоящего Федерального закона «Технический регламент «О безопасности химической продукции» (далее – технический регламент)  является  Программа разработки технических регламентов, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1421-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 1930-р).

Технический регламент разрабатывается  в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ ( с изменениями, внесенными Федеральными законами от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ,  от 1 мая 2007 г. №65-ФЗ) и с учетом  положений «Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу».

1. При разработке технического регламента были учтены требования законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации, правила и рекомендации  «Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ (СГС)», директив Совета Европейского Сообщества, в том числе Регламента № 1907/2006 Европейского Парламента и Совета от 18 декабря 2006 года, касающегося правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химической продукции (REACH).

Принятие технического регламента будет способствовать исследованию опасных свойств химической продукции, повышению уровня информированности участников рынка о свойствах химической продукции и побуждению участников рынка к использованию наиболее безопасной химической продукции.

Необходимость государственного регулирования  безопасности химической продукции на стадиях обращения обусловлена, прежде всего, значительной опасностью большей части химической продукции в отношении человека, окружающей среды и имущества.

Ввоз химической продукции в Российскую Федерацию в 2007 году составил 8,7% от общего объема импорта, что делает необходимым государственное регулирование безопасности ввозимой в страну химической продукции.

В связи с предстоящей интеграцией Российской Федерации с Европейским сообществом, одной из задач технического регламента является гармонизация российского законодательства с законодательством других стран и, в первую очередь, стран ЕС.

Химическая продукция, выпущенная в обращение, должна быть безопасна для человека, окружающей среды и имущества, т.е. при обычном и разумно предсказуемом использовании не представлять никакого  риска или на уровне риска, являющегося обычным для этого вида химической продукции.

Основной принцип ответственности в Европе – ответственность промышленности за безопасность продукции. Помимо принципа безопасности, вторая задача законодательства  в Европе – устранение торговых барьеров, что соответствует интересам производителей химической продукции.

Опасность объектов технического регулирования определяется качественным и количественным составом, а также агрегатным состоянием химической продукции, что делает необходимым устанавливать требования безопасности в зависимости от свойств компонентов ее состава по следующим критериям:

• санитарно-эпидемиологическая безопасность,

• пожарная безопасность,

• взрывобезопасность,

• экологическая безопасность.

При этом необходимо учитывать, что показатели безопасности должны соответствовать не только международным критериям, но и интересам национальной экономики в условиях достигнутого уровня научно-технического прогресса и развития материально-технической базы (гл. 2, ст. 7, п. 12 Закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ).

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценная законодательная база регулирования безопасности химической продукции; при этом различные документы (ГОСТ, СанПиН и т.д.) устанавливают отдельные требования и нормы. Эти нормы относятся как к требованиям безопасности, так и качеству и потребительским свойствам химической продукции.

2. Содержание технического регламента

Технический регламент состоит  из 9 глав, 44 статей и 9 приложений.

В главе 1 указаны цели принятия технического регламента, сфера применения, запрет на оборот отдельных видов химической продукции, основные понятия и  Законодательство  Российской Федерации в области действия технического регламента, а также требования к информации для приобретателя.

Цели принятия технического регламента. 

Технический регламент принимается в целях: защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от воздействия опасных свойств химической продукции при ее хранении, перевозке, реализации, применении и утилизации; побуждения участников рынка к использованию наиболее безопасной химической продукции; побуждения заявителей регистрации, импортеров, производителей и промышленных пользователей к исследованию опасных свойств химической продукции; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; повышения уровня информированности участников рынка о свойствах химической продукции.

Сфера  применения технического регламента

К объекту технического регулирования настоящего Федерального закона отнесена химическая продукция, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность заявителей, заявителей регистрации, держателей разрешения, промышленных пользователей, приобретателей, а также физических и юридических лиц, ответственных за безопасность хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации химической продукции.

Объектом технического регулирования технического регламента является химическая продукция, поименованная в разделах Общероссийского классификатора продукции: газ, чугун, ферросплавы, лигатуры, сталь, металлы цветные, их сырье, сплавы и соединения, продукция неорганической химии, химические удобрения, полимеры, пластические массы, химические волокна и каучуки, материалы лакокрасочные, фотоматериалы, магнитные материалы, продукция бытовой химии, продукция органического синтеза, синтетические красители, лесохимическая продукция, резинотехническая и асбестовая продукция, реактивы химические и химические вещества высокочистые, а также нефтехимическая продукция.

В главе технического регламента установлены:

требования безопасности химической продукции, включающие обязательность классификации химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, по свойствам опасности и регистрации химических веществ, входящих в состав химической продукции; разработку защитных мер с целью снижения риска причинения вреда и соответствие информации для приобретателей положениям технического регламента; 

требования безопасности химической продукции на стадии обращения, т.е. ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации, разработанные с учетом международных норм и правил.

В главе 2 технического регламента регламентируется проведение оценки соответствия в формах классификации веществ, входящих в состав химической продукции, и химической продукции в целом по опасности, регистрации химических веществ в составе химической продукции, подтверждения соответствия химической продукции обязательным требованиям и государственного контроля (надзора). Как требования безопасности объектов регулирования, так и проведение оценки соответствия одинаково относятся к химической продукции, производимой в Российской Федерации и за рубежом.

В главе 3 технического регламента предусматривается классификация химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, находящейся на стадии обращения, по ее опасным свойствам, основанная на СГС. Следует отметить, что только на основе  определения сопряженной с химической продукцией опасности возможна разработка адекватных мер защиты, а также обеспечение приобретателей необходимой информацией об опасности.

В качестве критериев опасности установлены показатели, количественные характеристики воздействия которых с распределением по видам и классам опасности должны быть разработаны и согласованы в сроки, установленные в главе 10 «Переходные положения» технического регламента.

В главе 4 технического регламента описаны нормы регистрации химических веществ в составе химической продукции.

В главе 5 технического регламента представлены требования к формированию Перечня запрещенных к обороту и использованию химических веществ, а также выдачу разрешений на использование химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, при необходимости – ввода ограничений при применении той или иной химической продукции. Следует отметить, что предусмотренные техническим регламентом правила и процедуры регистрации, формирования Перечня запрещенных к обороту и использованию химических веществ, разрешения и ограничения использования химической продукции максимально гармонизированы с принятой Европейским Сообществом системой REACH. Проведение необходимых экспертиз, оценка рисков, социально-экономических обоснований, рассмотрение альтернатив опасным веществам и оценка последствий таких альтернатив будут проводиться с привлечением экспертов из числа ведущих специалистов в области безопасности химической продукции по представлению федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся:

- охрана здоровья и безопасности труда человека,

- предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций,

- охрана окружающей среды,

- контроль за оборотом наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров,

- управление химической промышленностью,

- техническое регулирование.

Для веществ, предназначенных исключительно для научных разработок (в том числе связанных с разработками новой химической продукции и технологий) предусмотрен особый порядок регистрации.

Регистрация химических веществ, помимо учета обращающихся на рынке опасных веществ и материалов, ставит своей целью также государственное управление опасностью химической продукции, находящейся в обращении. Для достижения этой цели предусмотрен учет не только зарегистрированных веществ и их суммарных объемов, находящихся в обращении, но и производителей, импортеров и промышленных пользователей химической продукции, допущенной в обращение с ограничениями, а также контроль за соблюдением условий этих ограничений.

Глава 6 устанавливает права, обязанности и ответственность участников регистрации – заявителей, заявителей регистрации и промышленных пользователей химической продукции, а также федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области государственной регистрации химических веществ.

В главе 7 технического регламента предусмотрены обе формы подтверждения соответствия – декларирование и сертификация соответствия продукции, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.

Любая форма дорыночного контроля химической продукции с точки зрения ее безопасности означает, что государство берет на себя часть ответственности за выпуск в обращение химической продукции, представляющей ту или иную опасность. Международные нормы ориентированы на полноту ответственности производителя (поставщика) химической продукции за возможное причинение вреда, связанного с обращением этой продукции. Технический регламент устанавливает ответственность за нарушение требований технического регламента. Однако очевидна необходимость законодательной конкретизации ответственности производителя (поставщика) опасной химической продукции; кроме того, во всем мире не менее действенным является публичное общественное порицание недобросовестных производителей – через средства массовой информации, рекламу и т.д. Осознание производителем реальной необходимости соблюдения требований безопасности, установленных техническим регламентом, в сочетании с работающим на рынке государственным надзором делает возможным государствам отказаться от дорыночных форм регулирования. Эти задачи предстоит решить в нашей стране, и решить в кратчайшие сроки.

В главе 8 технического регламента изложены основные положения и процедуры государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента в отношении химической продукции на стадии обращения. 

 В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (ст. 33 часть 2) в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения. В настоящее время в Российской Федерации государственный контроль (надзор) осуществляется различными ведомствами, отвечающими за санитарно-эпидемиологическую, экологическую, пожарную безопасность и т.д. При этом приходится констатировать, что в стране нет контроля за продукцией на стадии обращения, а существует контроль за деятельностью организаций, производящих, хранящих, реализующих продукцию.

Однако следует понимать, что необходимо принимать меры по обеспечению действенного государственного контроля – от создания законодательной базы до подготовки кадров органов государственного контроля, способных участвовать в решении задач государственного регулирования безопасности химической продукции, находящейся в обращении, на уровне, достигнутом цивилизованными странами.

Отсутствие отвечающего современным требованиям государственного контроля вынуждает принимать меры дорыночного контроля – регистрацию химических веществ, входящих в состав химической продукции, и подтверждение соответствия химической продукции обязательным требованиям технического регламента. В большинстве стран осуществляется регистрация опасных и потенциально-опасных химических веществ, а государственное регулирование в отношении химической продукции заключается в государственном контроле на рынке, а также в запрещении либо ограничении использования отдельных химических веществ или химической продукции в целом. В нашей стране перечни запрещенных химических веществ разрабатывались для единичных видов химической продукции и включают единицы химических веществ, при этом основания для запрета во многих случаях уже устарели; ситуация с государственным контролем рассмотрена выше.

Глава 9 технического регламента посвящена переходным положениям и определяет поэтапное внедрение классификации химических веществ и химической продукции, содержащей эти вещества, и последующей регистрации химических веществ в составе химической продукции. Технический регламент конкретизирует очередность регистрации химических веществ в составе химической продукции в зависимости от объемов их выпуска в обращение и от видов и степени их опасности.

Принятие технического регламента предусматривает разработку перечня химической продукции, как объекта технического регулирования, порядка и процедур распределения химической продукции по однородным свойствам опасности с присвоением видов, классов и категорий опасности на основе критериев опасных свойств химических веществ с нанесением на химическую продукцию маркировки, формы, структуры, содержания и методических указаний по заполнению Паспорта безопасности и Отчета о химической безопасности,  перечня химической продукции, требующей особых мер предосторожности при перевозке, а также программы проведения дополнительных испытаний в соответствии с требованиями к информации для производимой или импортируемой (в том числе, транзитом) химической продукции в зависимости от объемов производства и/или импорта, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Принятие технического регламента  в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей химической продукции:

- установит  требования безопасного обращения на рынке химической продукции (в том числе импортного производства, а также продукции, провозимой транзитом через территорию Российской Федерации);

- обеспечит защищенность приобретателей и рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства;

- будет способствовать реализации задач государственной системы обеспечения основных видов безопасности потребностям и экономическим возможностям страны согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ.

www.minprom.gov.ru

www.Newchemistry.ru