ТРЕТИЙ В МИРЕ И ПЕРВЫЙ В РОССИИ


В январе «Нижнекамскнефтехим» объявил о запуске новой технологической линии, позволяющей довести производство дефицитного на рынке галобутилкаучука (ГБК) для шинной промышленности до 50 тыс. т/год. К 2012 г. предприятие планирует увеличить объем ГБК до 100 тыс. т/год. Эксперты считают, что мировым производителям ГБК — Еххоn и Bayer — придется поделиться с конкурентом рынком: ОАО «Нижнекамскшина» уже отказалось от их поставок в пользу продукции соседа…


ОАО НКНХ ввело в эксплуатацию вторую линию Welding (Швейцария) мощностью 25 тыс. т/год галобутилкаучука — первая такой же мощности была запущена весной 2004 г. С пуском новой линии предприятие завершило первый этап развития производства бутилкаучука (БК), предполагающий удвоение выпуска ГБК — до 50-55 тыс. т/год. По словам генерального директора НКНХ Владимира Бусыгина, в 2007 г. завод БК планирует выйти на проектную мощность ГБК и выпустить 45-50 тыс. т этого продукта. Стоимость одной линии составляет около 20 млн. долл., ее окупаемость, по расчетам экономистов предприятия, составляет 1,5 года. Источниками финансирования проекта стали собственные и заемные средства предприятия. К 2012 г., согласно разработанной пятилетней программе стратегического развития НКНХ, планируется увеличить мощности ГБК до 100 тыс. т/год, сообщил господин Бусыгин. Для этого предприятие закупит еще несколько дополнительных линий.
НКНХ является крупнейшим производителем и экспортером нефтехимической продукции в России. Выпускает простые эфиры (доля на рынке РФ 97%), стирол (64%), моноэтиленгликоль (40%), окись этилена (75%), синтетический изопреновый каучук (47%), синтетический бутиловый каучук (60%). По итогам 2005 г. выручка НКНХ составила 42,15 млрд. руб., чистая прибыль — 2,15 млрд. руб.
НКНХ — третий в мире и первый в России производитель ГБК. До этого рынок ГБК делили два мировых производителя — американская компания Еххоn и немецкая Bayer. Сейчас все три производителя способны выпускать примерно 250 тыс. т ГБК в год. Ежегодный рост спроса на ГБК оценивается в 5-7%. ГБК и его разновидности — хлорбутилкаучук и бромбутилкаучук — используются в основном в шинной промышленности для изготовления герметизирующего слоя бескамерных шин, поскольку резина на основе ГБК обладает повышенной газонепроницаемостью, стойкостью к деформациям и высоким сопротивлением разрыву.


По словам Владимира Бусыгина, сейчас около 95% производимого на предприятии ГБК планируется экспортировать. В декабре НКНХ подписал соглашения на продажу нижнекамского ГБК на 2007 г. с такими мировыми производителями шин, как Michelin, Bridgestone, Goodyear и Соntinental, заключив с ними контракты на первый квартал этого года. Кроме этого предприятие планирует выйти на корейский и китайский рынки, отметил он.
Участники отраслевого рынка считают, что освоение НКНХ полномасштабного производства ГБК повысит его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. «Спрос на эту продукцию на мировом рынке шин хороший, поэтому нижнекамская продукция будет востребована», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Эксперты также считают, что новый игрок сможет составить серьезную конкуренцию монополистам — Еххоn и Bayer, которым придется уступить часть этого рынка. Вчера в Еххоn и Bayer отказались комментировать планы конкурента, отметив, что спрос на ГБК постоянно растет.
Первые признаки вытеснения этих компаний с рынка уже появились. Так, ОАО «Нижнекамскшина» (НКШ) с прошлого года отказалось от поставок ГБК Еххоn и Bayer, перейдя на закупки нижнекамского продукта. «Мы убедились, что галобутилкаучук „Нижнекамскнефтехима“ по качеству не хуже, чем у зарубежных компаний, и сейчас полностью берем для выпуска своих радиальных бескамерных шин только их продукцию», — сообщил главный инженер НКШ Александр Нелюбин.
С развитием отечественных шинных производств, соответствующих европейским стандартам, спрос на отечественный ГБК будет расти, считают эксперты. Несмотря на то что цены на нижнекамский ГБК сопоставимы с мировыми, производители будут заинтересованы в импортозамещении, поскольку смогут экономить на накладных расходах, отмечают участники рынка.

 

«Коммерсант», Татьяна Корнеева http://old.taif.ru