АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ: «замороженная» переработка ТНК-BP


В 2009 году ТНК-BP намерена заморозить коммерческие проекты в downstream. Из-за значительного снижения инвестпрограммы компании вследствие финансового кризиса предусмотрена приостановка инвестиций в развитие…


В будущем году ТНК-BP намерена заморозить коммерческие проекты в downstream. Как рассказал в конце ноября 2008  на брифинге и.о. исполнительного вице-президента по переработке и торговле компании Александр Каплан, из-за значительного снижения инвестпрограммы компании вследствие финансового кризиса предусмотрена приостановка инвестиций в развитие. Сокращение расходов не затронет лишь поддержание стандартов в области экологии и безопасности сотрудников, но ожидается помимо переработки также в области маркетинга и частично — добычи топлива. Эксперты констатируют, что большинство нефтяных мейджоров уменьшат финансовые вливания в первую очередь в downstream, чтобы не столкнуться с резким падением добычи.

Заморозить планируется прежде всего проекты, связанные с улучшением качества топлива, в частности планы по строительству битумных установок. Также компания, по словам г-на Каплана, намерена предложить правительству на год-два еще раз отсрочить введение нового техрегламента по топливу, поскольку из-за кризиса у нее и других нефтяников недостаточно средств для своевременного перевода своих НПЗ на производство бензинов стандартов Евро-3 и выше. При этом он добавил, что, если бы не финансовый кризис, ТНК-ВР осуществила бы необходимый объем инвестиций в модернизацию заводов уже в будущем году и была бы готова к переходу на новые стандарты. В пресс-службе ТНК-BP пояснили, что в правительство планируется направить письмо с предложением разрешить производство автобензинов и дизеля стандарта Евро-2 до конца 2011 года, Евро-3 — до конца 2014 года, Евро-4 — до конца 2017 года.

Александр Каплан сообщил, что в текущем году ТНК-BP вложит в переработку 500 млн долл., причем большую часть этих средств — именно в развитие. Лишь 160 млн долл. до конца года будет потрачено на поддержание текущей деятельности. Инвестиции в этот и другие сектора работы компании пока не озвучиваются: они будут утверждены в рамках бизнес-плана на ее совете директоров 11 декабря. Но уже сегодня понятно, что сокращение инвестиций будет весьма значительным, что вынуждает компанию остановить развитие, особенно при самых пессимистичных сценариях нефтяных цен. По его словам, в компании рассчитывают на рост цены на топливо хотя бы до 60—70 долл. за барр. в 2009 году, но есть и сценарий подготовки бюджета при ценах на нефть в 50 долл. за барр. В этом случае останутся деньги только на поддержание производства.

Кроме того, ожидается сокращение сотрудников в секторе переработки, занятых в новых проектах в центральном аппарате компании. Оно составит около 15% (из 290 человек останется примерно 250). Г-н Каплан заверил, что технического персонала сокращения коснутся в незначительной степени: возможно, будет сокращено число заправщиков на АЗС. При этом он подчеркнул, что 2008 год был в целом самым удачным за пятилетку для компании, в том числе в переработке, а значит, ее менеджмент заслужил бонусы, которые будут выплачены в полном объеме.

Сокращение инвестиций — вынужденная мера в связи с кризисом для основных нефтяных мейджоров. О таких планах уже объявляли ранее ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Компания Вагита Алекперова урежет свою инвестпрограмму более чем вдвое, если нефть опустится до 45 долл. за барр.: с 10 млрд долл. в текущем году до 4 млрд в будущем. Но при более оптимистичном сценарии в 65 долл. за барр. расходы составят 6 млрд долл. Причем, возможно, основная экономия придется на создание комплексов глубокой переработки нефти и гидрокрекинга, на инвестиции в модернизацию НПЗ за рубежом, например в Бургасе. «Газпром нефть» также сократит инвестиции на 20—25%, до 70 млрд руб., уже при цене 70 долл. за барр. нефти.

Аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин отмечает, что компании в условиях падения нефтяных цен вынуждены сокращать инвестиции в нефтепереработку, поскольку срезание расходов на добычу может ударить по ее объему, а также вызвать недовольство правительства. Существенное же сокращение геологоразведки в дальнейшем сулит проблемы с надзорными органами, ответственными за отзыв лицензий. НПЗ же, по его словам, выдержат какое-то время без модернизации, что не слишком отразится на доходах. При этом он полагает, что наименьшее сокращение инвестиций в downstream будет у тех компаний, которые вкладывают меньше в этот сектор уже сегодня, например у «Роснефти».

www.rbcdaily.ru