НОВЫЕ ПРОЕКТЫ в КРИЗИС: выход «секонд-хэнд»


Реализация в кризис новых инвестиционных проектов азотных производств кажется нереальной…  Но в мире уже давно существует практика покупки и переноса и пуска на новом месте бывших в эксплуатации заводов…

Аммиак, карбамид, азотная кислота, аммиачная селитра – сегодня являются наиболее востребованными химическими продуктами. А рентабельность их производства ни у кого не вызывает сомнения. Действительно, как бы не падали мировые цены на азотные удобрения, себестоимость их в России всегда будет  разы ниже. Однако кризис больно ударил и по производителям. И по потребителям. Особенно болезненным он стал для компаний, строящих или модернизирующих свои предприятия.

Выступая на организованной компанией «Креон» в прошлом месяце конференции «Азотные Удобрения» представитель одной из крупнейших компаний-производителей этих удобрений отметил, что самой большой расходной статьёй для промышленников являются инвестиции в строительство новых мощностей. Так стоимость строительства завода аммиака превышает сто миллионов долларов, то же самое касается заводов азотной кислоты, карбамида. Средства, вложенные в строительство или реконструкцию окупаются не за один год. Отсюда и высокие цены на удобрения – заключил докладчик.

С места встал один из слушателей конференции из США, который напомнил, что в мире уже давно существует практика покупки и переноса и пуска на новом месте бывших в эксплуатации заводов. Докладчик тут же пытался парировать слухами о том, что в условиях российской действительности перенос завода б/у будет стоить дороже, чем строительство нового. Тут же нашлись сотрудники инжиниринговых компаний, принимавших некогда участия в проектах переноса заводов б/у в Россию. Они привели совсем другие данные.

Вот такая жаркая дискуссия состоялась на конференции. Тема задела за живое людей, почувствовавших на себе кризис.

А сколько же больших промышленных проектов встало из-за кризиса?

Так может быть стоит послушать, что говорят мудрые промышленники  на Западе. Может быть, действительно перенос заводов б/у – это решение многих проблем в условиях кризиса?

Давайте посмотрим простую арифметику очень приблизительного  расчёта стоимости проекта переноса завода азотной кислоты мощностью 300т. в сутки.

Завод, построен в конце семидесятых. В 1998 году полностью реконструирован. Основные агрегаты выполнены из нержавеющей стали.

Покупка завода                                                                                      2.7 млн. $
Демонтаж                                                                                               1.0 млн. $
Новая цифровая система контроля (Например ABB)                                0.5 млн $
Замена труб, ёмкостного оборудования, ремонт компрессоров               2.0 млн $
Транспортировка                                                                                    1.0 млн $
Монтаж и пуск                                                                                         7.0 млн $
Инжиниринг                                                                                            1.0 млн $
Новый катализатор                                                                                  1.5 млн.$ 

Итого весь проект                                                                              16.7 млн $

Конечно, здесь приводится пример, привязанный к современной экономической реальности США и Южной Кореи. Но даже если в нашей реальности это в два раза дороже (в чём я сомневаюсь), это всё равно будет экономически оправдано.

Обратите внимание: здесь не нужен проект, он уже сделан. Вы можете посмотреть журналы операторов за последние годы работы завода, завод будет работать не хуже этого (гарантировано). Такой завод заработает через год- полтора с момента покупки. И окупит себя раньше, чем запустится новый.

Разве это не выход из кризиса?

Я отметил интересную новую тенденцию: на одной из последних выставок фармацевтического оборудования все инжиниринговые компании проявляли большой интерес к оборудованию б/y. Говорили, что клиенты просят удешевлять проекты. Значит лёд тронулся ??!!

Так выглядит сегодня завод аммиака построенный в  1974 г . Технология Kellogg  

Дмитрий Громов,
кандидат химических наук