СИБУР + АМТЕЛ: зимняя радость


«Амтел-Поволжье» возобновил производство. Однако его дальнейшая работа по-прежнему зависит от того, чем закончатся переговоры о покупке долгов российско-голландского холдинга нефтехимическим холдингом «Сибур»…

Шинный комплекс «Амтел-Поволжье», принадлежащий шинному холдингу Amtel-Vredestein, возобновил производство. Однако его дальнейшая работа по-прежнему зависит от того, чем закончатся переговоры о покупке долгов российско-голландского холдинга нефтехимическим холдингом «Сибур».

«Амтел-Поволжье» (Кировский шинный завод) встал еще в середине октября. Одному из крупнейших предприятий отечественной шинной промышленности, входящим в российско-голландский холдинг Amtel-Vredestein (AV), не хватило оборотных денег для закупки сырья. Вместе с ним по той же причине встало и другое российское предприятие AV – «Амтел-Черноземье» (Воронеж). Ситуация для российских предприятий AV не нова – из-за нехватки оборотных средств «Амтел -Поволжье» за последний год останавливался трижды. В результате в январе-сентябре 2008 года это предприятие получило чистый убыток в 73,6 млн рублей против чистой прибыли за аналогичный период 2007 года в размере 202,4 млн рублей.

Предыдущие два раза производство возобновлялось из-за товарных кредитов, которые AV давал поставщик сырья – нефтехимический холдинг «Сибур». Однако на этот раз в «Сибуре» и его «шинной дочке» — «Сибур – Русские шины»(Сибур-РШ) говорят, что новых кредитов «Амтел-Поволжье» не давали. Вряд ли возобновление производства было возможно и за счет кредитов, которые бы на эти цели взял AV у кого-то из банков – этот холдинг почти банкрот и банковских кредитов ему не дают уже давно. В Amtel возобновление работы своего поволжского предприятия «Эксперт Online» объяснили тем, что с наступлением зимы они смогли вновь закупать сырье за счет средств, начавших поступать от долгожданной продажи его зимних шин. «Амтел-Черноземье» продолжает стоять, хотя, по словам сотрудников Amtel, и там продолжаются переговоры по снабжению этого предприятия сырьем.

И все же (и наши собеседники это косвенно подтвердили) запуск «Амтел-Поволжье» без «Сибура» не обошелся. Напомним, что еще по весне этого года «Сибур» и Amtel-Vredestein начали переговоры об объединении. Первому нужны были западные технологии производства шин AV и его фирменная сбытовая сеть, второму – возможность спастись от банкротства (долги группы превысили его годовую выручку). Amtel должен был слиться с «Сибур-РШ» и провести допэмиссию акций, в результате чего контроль над крупнейшей восточноевропейской шинной объединенной компанией должен был достаться самому «Сибуру». Параллельно этому «Сибур» дал Amtel 20 млн долларов на поддержку работы заводов и готов был дать столько же, когда акционеры AV выполнят все его условия. Однако этого не случилось, и «Сибур» остался без Amtel, а российские предприятия этой группы – без денег на сырье. После этого заводы Amtel в России окончательно встали, а холдинг публично объявил о распродаже своего имущества. Но в «Сибуре», очевидно, посчитали, что, несмотря на финансовые проблемы, которые гложут сам нефтехимический холдинг, упускать возможность приобретения российских активов Amtel негоже. И придумали еще одну финансовую схему, по которой контроль над Amtel-Vredestein, в конечном счете, все равно должен достаться «Сибуру».

В конце ноября стало известно, что «Сибур — Русские шины» намерено договориться о выкупе части долга Amtel-Vrederstain у кредиторов. Как подчеркнул «Эксперт Online» заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Сибур-РШ» Игорь Караваев, к сегодняшнему дню положительно завершены переговоры с семи из десяти банками-кредиторами Amtel. С оставшимися (Сбербанк, Номос и Коммерс-банк) переговоры о выкупе части долга AV «Сибур-РШ» намерен закончить  до конца года. К этому же сроку, по словам г-на Караваева, должна быть проведена и эмиссия облигаций «Сибур-РШ» для выплаты ориентировочно 20% долга Amtel-Vrederstain.

Вторая причина того, что возобновление работы «Амтел-Поволжье» не обошлось без «Сибура», заключается в том, что заводы AV были одними из основных покупателей сырья для его предприятий по производству синтетических каучуков. На «Тольяттикаучуке» (Самарская область), например, до осени этого года функционировали четыре основных производства синтетических каучуков. Сейчас, по словам начальника управления общественных связей этого завода Игоря Кротова, начался процесс остановки завода по производству бутилкаучука и ведутся работы по остановке одной из нескольких площадок по производству изопренового каучука. «В результате падения спроса на продукцию завода объемы производства снизились приблизительно на 30−40%. Если раньше мы в совокупности по всему предприятию производили от 23 до 25 тыс. тонн каучуков в месяц, то в октябре было произведено 16 тыс. тонн каучуков. В течение последних двух месяцев существенно снизился сбыт продукции», — подчеркнул прессе г-н Кротов.

Если так пойдет и дальше, то в начале будущего года на «Тольяттикаучуке» могут быть сокращены около полутора тысяч сотрудников. Еще тысячу человек уже до конца этого года планирует сократить «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (ННК, Самарская область) в связи с остановкой установки по производству изопрена (из которого  «Тольяттикаучук» делал изопреновый каучук). ННК также входит в «Сибур». Таким образом, российский нефтехимический холдинг и с этой точки зрения был заинтересован в том, чтобы российские заводы Amtel-Vredestein, хоть и в усеченном виде, возобновили свою работу.

КОММЕНТАРИЙ:

Михаил Фролов, аналитик ИК «ФИНАМ»:

- Скорее всего, работа «Амтел-Поволжья» все-таки была восстановлена за счет поддержки «Сибура». У самого «Амтела» вряд ли хватило бы для этого ресурсов, а банки не согласились бы кредитовать предприятие, находящиеся в тяжелом финансовом положении. Кроме того, согласование вопросов сотрудничества с предприятием потребовало бы слишком много времени, в то время как для «Сибура» они в целом решены. Нельзя также исключать, что за счет поставок сырья «Сибур» хочет войти в число основных кредиторов «Амтела», чтобы в случае недостижения соглашения с банками принять более активное участие в разделе имущества компании. Таким образом, на наш взгляд, в нынешних условиях «Сибур» по-прежнему намерен получить контрольный пакет акций «Амтела» в обмен на погашение его долгов.

www.expert.ru