REACH и РОССИЯ: мнение |
Завершена первая стадия введения Регламента REACH. Он может позволить России диверсифицировать свое экспортное предложение и структуру промышленности… Но во что в результате это может вылиться? |
В настоящее время завершена первая стадия введения Регламента "О регистрации, оценке, разрешении и ограничении химических веществ" (REACH). Фактически компании прошли процедуру предварительной регистрации в период с 1 июня по 1 декабря 2008 г. Пока многообещающее и амбициозное законодательство не вступило в силу, многие, как правило, предпочитают думать, что новые правила не будут такими строгими, что их невозможно будет применить на практике и что в конечном счете ситуация нормализуется, а бизнес без труда адаптируется к новым реалиям. Но, по-видимому, с начальной стадией введения Регламента REACH все обстоит иначе. Если, к примеру, крупные компании химической промышленности в ЕС, России и остальном мире уже несколько лет инвестировали в сферу REACH и уже успешно прошли процедуру предварительной регистрации своих химических продуктов, то компании малого и среднего бизнеса из других отраслей, особенно не находящиеся в странах ЕС, столкнулись с более сложной ситуацией. Действительно, как сейчас, так и впоследствии многие компании внезапно придут к осознанию того, что существует некий регламент ЕС под названием REACH, который применяется и к ним, и это будет означать, что на протяжении многих недель и месяцев они занимались незаконной хозяйственной деятельностью. Компании поймут, что они рискуют подвергнуться судебному преследованию и уплатить огромные штрафы и поэтому должны срочно пройти процедуру регистрации – в противном случае рынок ЕС может быть для них закрыт. Когда речь идет о нескольких десятках компаний, то их можно наказать за халатность и отсутствие социальной ответственности. Однако ситуация, которая сложилась в настоящий момент, несколько иная, поскольку речь идет о тысячах компаний как в ЕС, так и за его пределами. Европа создала с помощью REACH своего рода правового бюрократического монстра, над которым ей теперь очень сложно удерживать контроль. Способ, при помощи которого Европейская комиссия и Европейское химическое агентство (ЕХА) собираются предоставить компаниям вторую возможность прохождения регистрации, при этом не дискредитировав всю систему REACH, будет интересным, если не сказать акробатическим, и станет предметом для дальнейшего исследования. Россия, несомненно, принадлежит к тем странам, которые больше всего заинтересованы в смягчении Регламента REACH. В том, что подавляющее большинство российских компаний в отрасли не прошло предварительную регистрацию, как им следовало бы сделать, нет никаких сомнений. Россия с большой неохотой участвовала в обсуждении вопросов REACH, и все решения по этому соглашению были приняты ею либо очень поздно, либо не были приняты вовсе. За две недели до окончания срока предварительной регистрации некоторые компании все еще обдумывали лучший способ прохождения предварительной регистрации. Следует ли им назначить независимого профессионального Единственного представителя или попросить своих импортеров заняться вопросом предварительной регистрации? Поручить ли этот вопрос одному из своих дочерних предприятий в Европе или создать специальное дочернее предприятие, которое бы стало его Единственным представителем? Последнее решение стало довольно популярным среди многих российских руководителей, которые не желали предоставлять все свои конфиденциальные данные и коммерческие тайны какому-то профессиональному Единственному представителю – по существу, западным токсикологам, которые будут выполнять точно такую же работу для их прямых конкурентов. А поскольку такие российские руководители еще более негативно отнеслись к предоставлению данных, необходимых для реализации REACH, своим импортерам (например, с кем они работают сейчас и с кем будут работать через два года), назначение в качестве Единственного представителя уже существующего дочернего предприятия или специально созданного предприятия стало очень востребованной юридической услугой. Руководители российских компаний больше других заинтересованы в том, чтобы найти какие-то обходные пути, особенно в отношении тоннажа (веса) продукции. Так, например, их волнует вопрос о том, как распределить вес между различными компаниями, чтобы он не превышал 1000 тонн, тем самым избежав самых тяжелых обязательств. Действительно, регламент REACH – это большой вызов для России и ее особых, сложных отношений с законом (правом). REACH является регламентом Евросоюза и напрямую связывает обязательствами только европейские компании. Однако поскольку этот критерий относится к европейскому рынку, то все экспортеры в страны ЕС косвенно связаны обязательствами по REACH. Следовательно, REACH можно назвать глобальным регламентом. Это, конечно, не первый такой регламент, но если учесть его масштабы, то это достаточно новое явление. Его главное отличие от международных договоров состоит в том, что последние связывают обязательствами государства, а REACH связывает обязательствами непосредственно компании. Таким образом, российские компании, возможно, рискуют больше других и несут большую ответственность. ЕХА не будет относиться к России терпимей, чем к Германии, следовательно, можно предположить, что химические вещества, импортируемые из России (как и из Китая, например), будут подвергаться еще более жесткому контролю. В этом отношении новое (и все еще сложное для реальной оценки) обязательство российского руководителя в отношении промышленной и химической безопасности, а в более глобальном масштабе – и в отношении новой всемирной экологической парадигмы, может стать первостепенным интересом для российских компаний. Приведение российского законодательства о химических веществах в соответствие с Регламентом REACH является практически обязательным. Многие страны, не входящие в ЕС (включая Китай), уже начали законотворческий процесс по принятию регламента, аналогичного REACH. Россия уже совершила важный первый шаг, присоединившись в октябре 2007 года к программе "Ответственная забота" для того, чтобы российские законодательные нормы были приведены в соответствие с европейскими. Более того, в июне 2008 г. между Российским союзом химиков и Европейским советом химических ассоциаций (CEFIC) был подписан договор о сотрудничестве. |
Помимо помощи российским компаниям в соблюдении Регламента REACH, такое законодательство поможет России сохранить ее конкурентоспособность на мировом рынке. Действительно, REACH можно рассматривать в качестве возможности для России модернизировать свою промышленность, которая страдает от острой нехватки лабораторий и, следовательно, знаний о природных свойствах производимых и используемых химических веществ. В российской промышленности существует не так уж много полезных исследований о природных свойствах химических веществ. Можно заметить, что участие российских компаний в консорциумах, как правило, не подкреплено их сильными позициями на рынке, и поэтому предложения, которые могут быть сделаны другим членам консорциума, очень ограничены. Консорциум является интересным инструментом. Хотя Форум по обмену информацией о веществах (SIEF) находится в строгих рамках REACH и, следовательно, закрыт для российских компаний, они, тем не менее, могут быть членами консорциума. Консорциум в общем понимании – это всего лишь соглашение, которое регулирует сотрудничество между компаниями с целью достижения большей эффективности, проведения совместных исследований, распределения результатов таких исследований и связанных с этим расходов. Каким бы полезным он ни был, консорциум является правовым инструментом, который нуждается в пристальном внимании, во избежание превращения его в инструмент для осуществления незаконных проектов. Действительно, заключение соглашений со своими конкурентами – своими злейшими врагами – для создания общей стратегии по реализации регламента является не вполне обычным явлением. Появляется угроза использования этой структуры для "организации" европейского рынка, а если еще учесть, что всем известны случаи незаконных соглашений и нарушения антимонопольного законодательства в химической отрасли, то можно опасаться, что некоторые консорциумы станут источником такой угрозы. Российским компаниям следует знать, что конкурентное право ЕС распространяется на них так же, как и регламент REACH. Более того, критерий, используемый при применении конкурентного права, не принимает во внимание национальную принадлежность компании и находится в зависимости от ограничения конкуренции на европейском рынке. Следовательно, поводом для судебного разбирательства и последующего вынесения решения может послужить вступление российской компании (члены консорциума могут собираться, где они хотят, и даже российское право может регулировать соглашения о консорциумах) в сговор со своими европейскими партнерами с целью ограничения конкуренции. Российские компании часто пренебрегают данными правилами и чувствуют свою безнаказанность. В новую эпоху глобальной экономики и глобальных норм будет сложно продолжать в том же духе, полагая, что Россия – есть Россия, и поэтому ей не нужно выполнять требования мелочной буржуазной правовой культуры Запада или, более того, адаптироваться к ней. Ошибаются те, кто не воспринимает REACH всерьез, поскольку влияние этого Регламента на бизнес в России слишком велико. В самом деле, стоимость химических веществ, экспортируемых на рынок ЕС, составляет 6 млрд евро, а общая стоимость экспортируемых в ЕС товаров, так или иначе связанных с REACH, приближается к 50 млрд евро. Нефть и газ в чистом натуральном виде исключены из REACH, но малейшее их видоизменение налагает на компании обязательства по REACH. В Западной Европе бытует мнение, что необходимо очень терпимо относиться к России из-за ее природных ресурсов, в которых страны ЕС так нуждаются. Однако в то же время Россия находится в не меньшей зависимости от Евросоюза. Представляется, что без европейских денег рост российской экономики будет гораздо менее впечатляющим. Предварительная регистрация стала первой проверкой. Интересно будет наблюдать за выполнением российскими компаниями новых требований к информации, которые вступили в силу 28 октября 2008 года. Так, в указанную дату ЕХА опубликовала "список кандидатов", состоящий из 15 веществ, которые должны быть включены в Приложение XIV Регламента, т. е. в список веществ, для которых требуется разрешение. Эти вещества крайне токсичны, и цель Европы заключается в том, чтобы заменить их менее опасными химическими веществами. С 28 октября 2008 года, в случае если российская компания экспортирует на рынок ЕС товар, содержащий более 0,1% вещества, включенного в этот список, она обязана проинформировать об этом своих импортеров. Более того, любой гражданин Европы имеет право знать, содержит ли какой-либо товар такое вещество. Для этого ему лишь необходимо направить письмо (образцы писем можно без труда найти на Интернет-сайтах неправительственных организаций, например, "Гринпис") в компанию, наименование которой указано на упаковке, и эта компания обязана предоставить бесплатный ответ в течение 45 дней. Непредоставление ответа приведет к запрету такого товара на рынке ЕС, согласно принципу "Нет данных – нет рынка". Открытые дискуссии среди компаний не затронули и еще одну деликатную тему: как распределять расходы на реализацию REACH по всей цепи поставок? Проще говоря: "Кто будет платить за REACH?" Очень скоро вопрос регистрации затронет все умы и карманы, и то, каким образом регистрирующиеся лица будут распределять расходы на комиссионные и оплату исследований между другими, станет большим юридическим и коммерческим вопросом. Российские компании должны очень тщательно выстраивать свою стратегию в отношении этого вопроса, поскольку это может привести к серьезной трансформации рыночной структуры и цен. В заключение можно сказать, что регламент REACH может позволить России диверсифицировать свое экспортное предложение и структуру своей промышленности – на самом деле, чрезмерная зависимость от основных химических веществ и природных ресурсов может в долгосрочной перспективе сослужить плохую службу. Николя Гардер Об авторе: |