ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ на «АВТОВАЗЕ»: от анализа к внедрению


Основная деятельность специалистов по защитным покрытиям на «АвтоВазе» связана с входным и технологическим контролем. Но для научно-исследовательской работы тоже есть время: свои достижения и планы отдел представил на научно-техническом совете 9 декабря 2008.

Основная деятельность специалистов отдела защитных покрытий (ОЗП) управления лабораторно-испытательных работ (УЛИР) ОАО «АвтоВаз» связана с входным и технологическим контролем. Но для научно-исследовательской работы тоже есть время: свои достижения и планы отдел представил на научно-техническом совете, который прошел 9 декабря 2008.

Если в 2008 году специалисты ОЗП вели 6 тем НИР (общая сумма экономического эффекта по ним составила около 40 млн. рублей при затратах около 3,5 млн.), то в следующем их число возрастет до 10. Главные направления связаны со снижением затрат, внедрением новых материалов, снижением дефектности и повышением технологичности. Некоторые работы уже завершены, другие продолжатся в следующем году, но объединяет их одно - все проводимые исследования призваны решать проблемы действующего производства.

В этом году завершена тема НИР, связанная с выполнением предписания Европейского союза по шестивалентному хрому, содержащемуся в гальванических покрытиях. Как известно, многие автопроизводители отказываются от использования токсичных и вредных для окружающей среды материалов, по таким же принципам развивается и наше предприятие. При этом важно, что на безопасный трехвалентный хром также перешли и поставщики ОАО «АВТОВАЗ».

Большой объем работ связан с испытаниями новых ЛКМ для перспективных моделей автомобилей. Специалисты ОЗП УЛИР непосредственно участвуют во внедрении нового поколения катафорезных грунтов. Ведутся разработки по созданию грунтовки на полиэфирной основе: определены зарубежные образцы, отвечающие необходимым требованиям, в настоящее время идет подбор аналогов из отечественных материалов.

В связи с увеличением объемов окраски деталей из полипропилена в ППИ понадобилось разработать специальный грунт. Роботы, осуществляющие газопламенную обработку деталей перед окраской, используются здесь только на одной линии «Айзенманн», на второй линии таких роботов нет. Благодаря новому грунту газопламенную активацию удалось заменить на химическую. Этот процесс уже внедрен и используется в производстве.

Другая работа также принесла первые значимые результаты, и она обязательно будет продолжена в дальнейшем. Речь идет об изучении и классификации дефектов лакокрасочного покрытия на автомобилях, которые находились в эксплуатации. Информацию об этом получают соответствующие службы завода, и благодаря собранным данным происходит корректировка материалов и технологических процессов.

Отдел защитных покрытий участвует и в инвестиционных проектах. Три темы НИР, которые специалисты ОЗП будут вести в 2009 году, обусловлены приобретением ICP-спектрометра. С помощью этого прибора можно анализировать водные растворы солей и металлы. Эффект от его работы достаточно проиллюстрировать таким примером: раньше аналитический контроль такого сплава, как латунь, занимал 12 дней, в настоящее время - 3-4 дня. Кроме того, применяемый сейчас метод исследований - более точный.

- Особое внимание уделяется лакокрасочным материалам, которые определяют внешний вид автомобиля, - говорит начальник отдела защитных покрытий Александр Лялин. - В этом году было испытано полтора десятка эмалей новых цветов, ожидается, что в следующем году появится более двадцати расцветок. Такого количества еще никогда не было! Лабораторный анализ - это первый шаг к внедрению, но не всегда все проходит гладко. Поэтому часто приходится предъявлять определенные замечания поставщикам, а затем проводить повторные исследования.

''Волжский Автостроитель''