СОЛЕНЫЙ ПИТЕРСКИЙ СНЕГ


В 2009 году петербургский комитет по благоустройству и дорожному хозяйству торжественно отказался от использования песка в качестве противогололедного покрытия. Теперь предпочтение отдано... технической соли. А как же современные противогололедные технологии?

Каждую зиму Санкт-Петербург  несет убытки из-за устаревших методов борьбы с гололедом 

Скользкие дороги – это масштабная проблема, которая касается всех без исключения – и пешеходов, и водителей. Из-за гололеда буквально в разы возрастает опасность дорожных аварий и травм. Кроме того, при толщине снежного покрова 2 см расход топлива повышается в среднем на 15%. Бороться с напастью довольно просто – снег надо убирать, а лед обрабатывать специальными плавящими реагентами.

В Германии подсчитали, что затраты на противогололедную обработку одной улицы окупают 144 проехавшие по ней машины за счет экономии на топливе и предотвращения возможных аварий. Этот показатель, конечно, усредненный, однако можно однозначно утверждать: ненадлежащее содержание дорог в условиях зимы приносит значительные убытки. Ознакомившись с современными методами борьбы со снегом и льдом на дорогах, также стоит признать, что наш город значительно отстал от цивилизованного мира.

В этом году (2009) петербургский комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) торжественно отказался от использования песка в качестве противогололедного покрытия. Теперь предпочтение отдано... технической соли.

Чтобы спустить петербургских чиновников, рассуждающих о «городе европейских стандартов» с небес на землю, достаточно лишь посмотреть на московский опыт зимнего содержания дорог.

Дорогая наша столица в технологическом плане опережает город на Неве лет на 12. От использования песка в Москве отказались еще в далеком 1996 году, перейдя на техническую соль (то есть хлорид натрия, который собираются использовать и в С-П). Однако «эпоха соли» длилась в Первопрестольной всего четыре года. В 2000 году московские специалисты пришли в ужас от того, к чему привело ее использование.

Снег, который убирала спецтехника и дворники, складировали на газонах. По весне рассол агрессивно воздействовал на почву, и приходилось каждую весну обновлять до 90% зеленых насаждений. Также страдали и домашние животные, в частности собаки, которых выгуливали по соленому снежку. Агрессивный хлорид натрия пагубно воздействовал на асфальтовое покрытие, на воду московских и подмосковных рек...

Начиная с 2000 года Москва превратилась в своего рода полигон для испытания противогололедных технологий. В результате за прошедшие восемь лет в столице разработали и внедрили уникальную систему, позволяющую существенно улучшить состояние дорог.

Во-первых, исследования показали, что лучшее сочетание цены, качества и безопасности показывает увлажненная смесь нескольких солей, состоящая не только из хлорида натрия, но и на 25% из хлорида кальция. Такая смесь гораздо менее агрессивна и позволяет эффективнее плавить лед и снег. Проблема технической соли еще и в том, что она довольно быстро расплавляет замороженную воду, но допускает повторное оледенение поверхности. Так вот, «московская смесь» не только не дает такого результата, но и работает намного надежнее.

Во-вторых, в столице неплохо развита снегоуборочная система. А если снег оперативно убирать, то потом не приходится расходовать соль для плавления льда – это очевидно всем. За последние годы в Москве из всего снега, подаренного городу небесной канцелярией, только около 20% приходится плавить с помощью смеси солей. 80% собирает спецтехника – его увозят на стационарные пункты плавления с последующей утилизацией. Таких пунктов в столице 46.

Тут надо сказать, что Северная Пальмира не сильно уступает столице по этому показателю со своими 33 пунктами. Но у них значительный объем перерабатываемого снега обеспечивают мобильные снеготаялки, которые вышли на улицы столицы еще в январе 2007 года. С их помощью в Москве убирают и перерабатывают до 230 тыс. кубометров снега в сутки.

Для сравнения: в день первого обильного снегопада в конце ноября этого года в Петербурге убрали около 13 тыс. кубометров, т. е. примерно в 20 раз меньше. У нас, правда, тоже закупили снеготаялки на колесах в количестве... двух единиц. На деле эта закупка больше похожа на пиар-акцию городских чиновников от благоустройства, так как реальный результат от пары машин ожидать трудно. В столице такой техники, напомним, 157 единиц.

Кроме того, встает вопрос о том, как быть с электроэнергией, которую придется затратить на плавление снега. Может быть, пусть лучше снег тает сам собой на газонах и тротуарах? Но московские специалисты используют для таяния снега... избыточное тепло сточной канализации, то есть даровую энергию!

У нас же несмотря на бодрые рапорты КБДХ о выводе на улицы «850 единиц уборочной техники и 689 специалистов ручной уборки» автор этих строк, как и многие читатели «Санкт-Петербургских ведомостей», к сожалению, не смог оценить масштабы работы. В Кузнечном переулке, где располагается наша редакция, например, после снегопада на асфальте лежала просто снежная каша. А на пешеходной дорожке, по которой автор пробирался к станции метро «Проспект Просвещения» по проспекту Энгельса вдоль дома № 138, корпус 2, был настоящий каток. И не было ни соли, ни песка, ни дворников с лопатами, ни уборочной техники. Впрочем, дворовая территория находится вне компетенции КБДХ, ответственного только за проезжую часть. Но от этого жителям не легче.

Экономя на зарплате дворников (получающих много меньше своего начальства), на современной технике и материалах, чиновники заставляют всех нас платить сторицей за несовершенство созданной ими системы уборки улиц. Подсчитать общий экономический ущерб от скользких дорог довольно трудно в силу огромного количества показателей, но каждую зиму мы платим за лечение последствий травм и за ремонт автомобилей, попавших в аварию на скользкой дороге. Из наших налогов оплачивают покупку тысяч тонн новой технической соли, которая ухудшает и без того неблагоприятную экологическую ситуацию в мегаполисе.

Обидно, что с главной зимней проблемой, которую успешно решают как в благополучной Германии, так и в соседней Москве, в нашей культурной столице борются по старинке, средствами конца XIX – начала XX веков.

www.spbvedomosti.ru