«УРАЛКАЛИЙ»: аварийные выплаты


«Уралкалий» и администрация Пермского края 9 подписали соглашение о возмещении компанией в бюджет региона средств, потраченных на мероприятия по ликвидации последствий аварии на территории принадлежащего ей Березниковского калийного промышленного рудоуправления-1.


Один из ведущих отечественных производителей минеральных удобрений — компания «Уралкалий» (Березники, Пермский край) – и администрация Пермского края 19 февраля 2009 подписали соглашение о возмещении компанией в бюджет региона средств, потраченных на мероприятия по ликвидации последствий аварии на территории принадлежащего ей Березниковского калийного промышленного рудоуправления-1 (БКПРУ-1).

Как сообщила пресс-служба губернатора региона Олега Чиркунова, «Уралкалий» в течение десяти дней с момента вступления соглашения в силу возместит в бюджет Пермского края 2,31 млрд рублей. В эту сумму не вошли расходы на завершение в 2009 году строительства жилых домов в микрорайоне «Усольский», куда переселяются жители Березников из опасной зоны возможного проседания почвы над карналитовыми выработками – эти затраты будут компенсированы дополнительно, отмечает пресс-служба губернатора. Соглашение вступит в силу после его подписания представителями Министерства финансов РФ, поскольку через бюджет региона будут компенсироваться и затраты федерального бюджета в размере 1,8 млрд рублей (эта сумма ранее выделялась Пермскому краю в виде субсидий на переселение граждан после аварии).

Напомним, что чрезвычайная ситуация на БКПРУ-1 «Уралкалия» случилась в октябре 2006 года после попадания в шахту грунтовых вод. Спустя два месяца специальная комиссия Ростехнадзора решила, что авария произошла по причинам, не зависящим от «Уралкалия», а была вызвана особенностями геологического строения шахтного поля. Тем не менее местным властям пришлось переселить часть жителей Березников, РЖД – построить две обходные железнодорожные ветки, а «КЭС-холдингу» – перенести часть энергетических коммуникаций ТЭЦ-10. Однако техногенная ситуация в районе аварии продолжала ухудшаться и, в конце концов, по инициативе вице-премьера Игоря Сечина в ноябре прошлого года была образована новая правительственная комиссия [1] по расследованию причин аварии на БКПРУ-1. Которая в конце января объявила: «Уралкалий» виновен в том, что не проявлял должного усердия в предотвращении аварии, а посему, в первую очередь, должен компенсировать бюджетам 3,1 млрд рублей за переселение жителей Березников и строительство 850−метровой обходной железнодорожной ветки.

Еще до того как комиссия вынесла свой вердикт президент «Уралкалия» Анатолий Лебедев заявил о том, что компания готова добровольно компенсировать затраты бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий аварии на руднике и расходы РЖД на строительство двух обходных железнодорожных путей. Таким образом, вчерашнее соглашение между компанией и Пермским краем юридически закрепляет достигнутые ранее договоренности.

Однако, впереди «Уралкалий» ждут гораздо более серьезные выплаты. Как сообщила в начале февраля РЖД, правительственная комиссия на своем выездном заседании в Березниках приняла принципиальное решение приостановить строительство третьей обходной временной железнодорожной ветки длиной 2,5 км, а решить проблему кардинально – активизировать работы по строительству 53−километрового железнодорожного участка, обходящего стороной все шахтные поля химического объединения. Названа и дата начала движения поездов по его первому участку – 16 декабря этого года. Общую стоимость проекта железнодорожники оценили в 13,1 млрд рублей, причем 6 млрд рублей, по словам первого вице-президент РЖД Вадима Морозова, требуются монополии уже в этом году. Морозов подчеркнул, что «Уралкалий» и «Сильвинит» уже заявляли ранее о том, что готовы дать по 1 млрд рублей на перенос железнодорожных путей. Вопрос о том, где взять недостающие по этому году 4 млрд рублей, федеральное правительство рассмотрит до конца марта, однако большинство отраслевых экспертов считают, что эти деньги «повесят» на «Уралкалий». Дело не только в том, что само РЖД как главная государственная транспортная компания находится в глубокой депрессии – в первом полугодии этого года железнодорожники прогнозируют падение грузоперевозок на треть. Но и сам «Уралкалий», получив акт новой правительственной комиссии об итогах расследования причин аварии на БКПРУ-1, признал, что его расходы на компенсацию ее последствий могут превысить заявленные 3,1 млрд рублей. Вслед за этим, очевидно, химическому объединению предъявит счет и «КЭС-холдинг», который сейчас владеет ТГК-9 и чья тепловая станция в Березниках также попала в зону аварии на Первом руднике.

Михаил Фролов, аналитик ИК «ФИНАМ»:

- Да, «Уралкалий» начал выплаты компенсаций по ликвидации последствий аварии на Первом руднике, но их окончательный размер до сих пор не определен. На данный момент неизвестно, придется ли компании платить еще и за строительство новой железнодорожной ветки длиной 53 км и за оставшиеся в затопленном руднике запасы калийных солей. В акте комиссии Ростехнадзора, которая проводила повторную проверку причин аварии, не указано, виновна компания или нет, и сколько ей придется заплатить. Если все дополнительные расходы лягут на «Уралкалий», то другим компаниям не придется за них платить. В противном случае, вполне возможно, что государство возьмет на себя допрасходы РЖД и энергетиков.

По материалам www.expert.ru