РЫНОК ГАЗОБЕТОНА ЖДЕТ ВЕСНУ |
До кризиса производство газобетона представлялось одним из самых перспективных бизнесов в сфере строительных материалов. Как же обстоят дела сегодня? Newchemistry связался с участниками рынка. |
С экономическим кризисом производство стройматериалов оказалось в плачевном состоянии – ведь объемы застройки по России сократились в 2 и более раз. Многие игроки за последнее время снизили цены на свою продукцию (так, например, цемент подешевел более, чем в 2 раза. Но крупнейшим рынком и сегодня остается Московский регион. Именно от он определяет ситуацию на рынке в целом. Конечно, сегодня не лучшее время для прогнозов (середина февраля – а строительный сезон начинается весной), тем не менее, мы постарались выяснить у игроков нынешнюю ситуацию на рынке и, согласно их ожиданиям, предположить дальнейший расклад. Газобетон - один из самых популярных строительных материалов, для возведения стен и перегородок в малоэтажном строительстве. Преимущества газобетона Черноземье Сначала мы связались с одним из крупнейших производителей автоклавного газобетона – Старооскольским заводом строительных материалов (Белгородская обл.). По сравнению с прошлыми, «благополучными», временами объемы производства и, соответственно, продаж (комбинат работает «под заказ») сократились здесь в 3-4 раза. Если в «сезон 2008» комбинат ежесуточно выпускал 1-1,5 тыс. м3 газобетона, то сегодня эти объемы не превышают 350 м3. Такое падение на комбинате объясняют «кризисной заморозкой» строительных проектов. Тем не менее, надеются на весеннее оживление рынка (спрос увеличится примерно в два раза по сравнению с нынешним уровнем). Другой негативный момент связан с увеличением себестоимости продукции на комбинате. С одной стороны, конечно, подешевел цемент – основное сырье. Но с другой – повысились тарифы на энергетику и газ, увеличились и транспортно-логистические издержки (особенно это сказывается, если везти продукцию на рынок Московского региона – более 500 км). Таким образом, сегодня Старооскольский комбинат, как утверждают его представители, работает почти на нулевой рентабельности. У другого предприятия Черноземья – Воронежского комбината стройматериалов, находящегося в относительной близости от Старого Оскола – дела обстоят несколько лучше. Объемы производства сократились не в разы, а на 35%. И опять же: на предприятии с нетерпением ждут весны. Как же обстоят дела у предприятий Московского региона? Центр По словам представителей ОАО «Железобетон» (Старая Купавна) их объемы производства существенно не сократились – то есть в пределах обычного сезонного спада. При этом благоприятный фактор – снижение цен на цемент (с 7 тыс. руб./т до 3 тыс. руб./т), который в составе газобетонного блока составляет 22%. Сегодня, несмотря на кризис, предприятие осваивает новый инвестпроект – строительство нового цеха, укомплектованного голландским оборудованием. Его пуск, намеченный на ноябрь 2009, сделает купавнинский «Железобетон» крупнейшим российским производителем. Мощности нового производства позволят выпускать до 600 тыс. м3 газобетона в год (сегодня – 100 тыс. . м3 /год). Естественно, на предприятии уверены в весеннем оживлении рынка – уже сегодня отмечают тенденцию «разморозки» объектов партнеров-строителей. |
В последние 2 года молодой рынок газобетона уверенно развивался. Только за в Центральном регионе появилось 5 новых крупных производителей (Можайск, Ярославль, Воскресенск и т.д.). И на конец 2008 года его объемы только в Центральной России оценивались в 1,5 млн. м3/год. По мнению большинства участников рынка, кризис этот рынок уж явно не похоронит. Благодаря своим качествам, газобетон во многих сегментах успешно вытесняет другие материалы (те же сэндвич-панели). И его популярность в дальнейшем будет только расти, что не исключает появления новых игроков на данном рынке даже в период кризиса. Как же обстоят дела у молодых игроков? Мы связались с компанией «Кселла-Аэроблок», запустившей в прошлом году собственное производства газобетона в Можайске Московской области. (Xella – ведущий мировой производитель стройматериалов, выпускает автоклавный газобетон под такими брэндами, как YTONG®, HEBEL®. Представители компании опять же возлагают большие надежды на весну-2009, так как первый год работы предприятия был посвящен отработке технологии и отладке процессов. И у них нет никаких сомнений, что производственная программа 2009, которая значительно больше прошлогодней, будет выполнена в полном объеме. Можайское предприятие, мощности которого позволяют выпускать 1000 м3/сутки, в соответствии с общемировой стратегией Xella ориентировано на выпуск и продвижение материалов высокого качества (но более дорогих, относительно российского рынка). Представители Xella считают, что в условиях жесткой экономии, вызванной кризисом, ее продукты, обеспечивающие выгоды относительно их применения и эксплуатации, будут востребованы на рынке (принцип: «заплати сразу больше – потом сэкономишь»). Почему же у московских игроков сегодня дела обстоят лучше и больше оптимизма, нежели у других производителей (того же Черноземья)? Московский регион остается основным рынком для строительных материалов, с которого никто, несмотря на не всегда выгодную логистику, никто не стремится уходить. До кризиса производители из Черноземья имели конкурентное преимущество в виде доступного и дешевого сырья (в частности, близость металлургических предприятий). Сегодня же, когда сырье подешевело, повысились энерготарифы и сократился спрос – они его потеряли (по сравнению с «москвичами») – несмотря на цены на газобетон, сохранившиеся на уровне прошлого года, уменьшилась маржа. В кризис на первый план выходит близость к потребителю. Именно этот фактор – основополагающий в нынешней конкурентной борьбе. Пока на московском рынке место для новых инвесторов есть. Впрочем, как на многих региональных рынках. В России еще остается достаточно регионов, где производство автоклавного газобетона отсутствует. И, не смотря на кризис, производство автоклавного газобетона является в этих регионах одним из самых перспективных инвестиционных направлений. Кризис привнес еще одну возможность инвестировать средства в данное производство. Речь идет не реализации инвестиционного проекта с нуля, а о покупке производств, находящихся на разной стадии готовности. В течение 2008 году в Россию было завезено 15 линий по производству автоклавного газобетона. Больше половины из них не были запущены из-за различных проблем. Главным образом, финансовых проблем. С большой долей вероятности можно предположить, что в нынешних условиях они являются, скорее, обременением, для их владельцев (или их кредиторов). И они готовы продать их с большим дисконтом. Совокупная мощность новых производств составляет не менее 3,5 млн. куб.м. в год. Два новых производства должны были быть запущены в Московской области. Помимо новых производителей, многие существующие предприятия также рассчитывают расширять свои мощности. Таких проектов – восемь. Совокупный прирост мощностей на существующих предприятиях составляет около 2,3 млн. куб.м (за 2008-2010 гг). Три таких проекта должны были быть реализованы в Московской области. Познакомиться с полным перечнем инвестиционных проектов в области производства строительных материалов, которые находятся на разной стадии реализации, Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ незавершенных инвестиционных проектов в индустрии производства строительных материалов» |