BASF и КРИЗИС: итоги-2008 и ожидания-2009


Несмотря на экономический кризис, BASF сумел добиться солидных объемов поступлений. Но в 2009 году эксперты BASF ожидают дальнейшего сокращения объемов продаж и операционной прибыли…


Результаты за 2008 год в целом: рост продаж на 8 процентов, снижение операционной прибыли до учета специальных статей на 10 процентов

Значительный спад в мировой экономике повлиял на показатели поступлений в 4 квартале

Ускорено внедрение программ реструктуризации и повышения эффективности

Прогноз на 2009 год: эксперты BASF ожидают сокращения объемов продаж по сравнению с 2008 годом, а также дальнейшего снижения операционной прибыли

Амбициозные цели: получение процентов на кап

итал, поддержание дивидендных выплат на стабильном уровне

Людвигсхафен, Германия – 26 февраля 2009 г.

Концерн BASF – The Chemical Company – принимает быстрые и решительные шаги, направленные на преодоление воздействия мирового экономического кризиса:

- производственные мощности и инвестиции в различных регионах мира корректируются в соответствии с резким снижением спроса

- осуществляется ускоренное внедрение программ реструктуризации и повышения эффективности.

Выступая на ежегодной пресс-конференции концерна в Людвигсхафене, председатель Совета директоров BASF д-р Юрген Хамбрехт заявил следующее: «Обладая обширным и диверсифицированным портфелем предложений, в условиях рецессии мы чувствуем себя более уверенно по сравнению с другими компаниями, работающими в химической отрасли. Отлаженные направления деятельности – такие, как производство средств защиты растений, выпуск продуктов для пищевой промышленности, для изготовления косметических средств и предметов личной гигиены, а также сегмент нефти и газа – выполняют функцию стабилизирующих факторов. Сейчас особую важность приобретает то обстоятельство, что мы располагаем надежными источниками финансирования, и являемся обладателями одного из самых высоких кредитных рейтингов в отрасли. Другая наша сильная сторона – это высокие объемы движения денежных средств, которые в 2008 г. (так же, как и в предыдущие годы) значительно превысили 2 млрд. евро».

Группа BASF имеет уверенные позиции в области финансирования. По данным на конец 2008 года, отношение собственного капитала BASF к общей сумме активов составило около 37 процентов; финансовая задолженность Группы BASF равнялась 14,5 млрд. евро, а ликвидность – 2,8 млрд. евро. Примерно 57% от общего объема задолженности – это долгосрочные кредиты, срок погашения которых превышает один год. Что касается финансирования деятельности на средне- и долгосрочную перспективу, то оно осуществляется путем выпуска сбалансированных по срокам погашения корпоративных облигаций. Несмотря на то, что на кредитных рынках сложилась напряженная ситуация, BASF не испытывал проблем с привлечением средств на основе коммерческих ценных бумаг.

Исходя из необходимости сохранения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, BASF ускоряет реализацию текущих программ, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности работы. Планируется прекращение деятельности тех промышленных установок и производственных площадок, которые являются наименее прибыльными. В частности, это относится к производству покрытий в США, странах Азии и Европы, а также к выпуску исходных продуктов в сегменте пластмасс в Азиатском регионе. Ситуация вынуждает ускорять данный процесс; к сожалению, как следствие, в течение 2009 года будет сокращено в общей сложности не менее 1500 рабочих мест.

Хорошие поступления по итогам 2008

Несмотря на разразившийся глубокий экономический кризис, имеющий глобальные масштабы, BASF – The Chemical Company – вышел на солидные показатели по итогам 2008 года в целом. Так, продажи выросли на 8% по сравнению с 2007 г., и составили 62,3 млрд. евро. Прежде всего, это было связано с увеличением цен на продукцию всех подразделений. Вместе с тем, стоимость сырьевых материалов, испытывавшая значительные колебания, оказалась в среднем выше, чем в предыдущем году. Показатель операционной прибыли (EBIT) до учета специальных статей вплоть до 4 квартала находился на рекордно высоком уровне, а на конец года он составил 6,9 млрд. евро – на 10 процентов меньше, чем по итогам успешного 2007 г. В 2008 году BASF вновь продемонстрировал высокие показатели премии на вложенный капитал – 1,6 млрд. евро (для сравнения: в 2007 г. – 2,9 млрд. евро).

Прогнозы 2009

«В наступившем году мы столкнёмся с беспрецедентно сложными проблемами», - констатировал д-р Хамбрехт. – «В четвертом квартале 2008 г. произошло резкое сокращение спроса на химическую продукцию, и с наступлением нового года ситуация не улучшилась. Пока мы не наблюдаем каких-либо признаков того, что данный тренд может "развернуться"; напротив, положение дел на рынках усугубляется, а уровень товарных запасов в цепочках поставок остается высоким. Как следствие, спад в химической отрасли продолжается».

Д-р Хамбрехт отметил, что все текущие предположения на перспективу содержат в себе очень большой элемент неопределенности.

Составленный ориентировочный прогноз на 2009 год базируется на следующих макроэкономических допущениях:

- темпы мирового экономического роста будут отрицательными (-0,3%), что обусловлено прежде всего спадом в промышленно развитых странах (-1,6%), а сокращение объемов химического производства (без учета фармацевтической продукции) в глобальном масштабе составит 2 процента;

- средний обменный курс евро/доллар будет равен 1,30;

- средняя цена барреля сырой нефти марки Brent в 2009 году составит 50 долларов США.

Несмотря на приобретения компаний Ciba и Revus Energy, эксперты BASF ожидают в 2009 году сокращения объемов продаж по сравнению с 2008 годом, а также значительного снижения показателя операционной прибыли (в том числе по причине затрат на интеграцию бизнеса). Тем не менее, BASF ставит задачу сохранить проценты на капитал и дивидендные выплаты на стабильном уровне. «С учетом нынешней ситуации в экономике, такие цели следует признать весьма и весьма амбициозными», - отметил Юрген Хамбрехт. – «Мы также планируем сохранить финансирование научных исследований и разработок на уровне прошлых лет, что будет способствовать успешной деятельности BASF в долгосрочной перспективе».

Значительное увеличение продаж в сегменте нефти и газа

В 2008 году в сегменте химикатов зафиксировано увеличение продаж (+10 процентов по сравнению с 2007 г.). В частности, это было связано с существенным увеличением стоимости сырьевых материалов. Показатели прибыльности снизились – за счёт меньшей маржи по продукции крекинга, вследствие остановки предприятий в США в связи с ураганами, а также по причине значительного падения спроса в конце года.

В сегменте пластмасс продажи упали на 3 процента, что было обусловлено, помимо прочего, неблагоприятными колебаниями валютных курсов. Снижение прибылей произошло в результате уменьшения маржи и снижения объемов в подразделении специальных полимеров. В четвертом квартале было отмечено снижение загрузки производственных мощностей и списание товарных запасов.

По сравнению с 2007 годом, продажи в сегменте специальных продуктов выросли незначительно (+1 процент); основной вклад в это увеличение внесло подразделение акрилатов и дисперсий. Прирост объемов поступлений был достигнут благодаря хорошим показателям подразделения Care Chemicals.

В сегменте функциональных решений отмечено некоторое уменьшение продаж (-1%), обусловленное снижением показателей в подразделении катализаторов и покрытий. Падение поступлений наблюдалось во всех подразделениях данного сегмента; оно явилось следствием слабого спроса со стороны заказчиков, работающих в автомобильной и строительной отраслях. Кроме того, удорожание сырья негативно сказалось на показателях маржи.

В сегменте решений для сельского хозяйства рост продаж составил 9 процентов. Причиной стал высокий уровень спроса на средства защиты растений, обусловленный, в свою очередь, высокими ценами на сельхозпродукцию. Здесь же отмечен существенный прирост поступлений – как из-за увеличения объемов, так и вследствие более высоких показателей маржи.

Значительное увеличение продаж в сегменте нефти и газа, составившее 37 процентов, было связано с высокой средней ценой на сырую нефть по итогам 2008 года, а также с ростом объемов торговли природным газом. Поступления также увеличились по сравнению с 2007 годом – в основном, за счет сектора разведки и добычи, работавшего в условиях высоких нефтяных цен.


Рост продаж в Европе и Южной Америке

В 2008 году продажи по местонахождению компаний в Европе выросли на 13 процентов и составили 38,7 млрд. евро. Во втором полугодии ситуация в экономике стала ухудшаться. Показатель дохода от операций существенно превысил уровень 2007 г. и достиг отметки в 5,8 млрд. евро – в частности, за счет результатов деятельности в сегменте нефти и газа.

Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке выросли на 8% в местной валюте; однако, в пересчете на евро данный показатель оказался отрицательным (около -1%). Во второй половине года в регионе было отмечено значительное ухудшение положения дел в экономике, сопровождавшееся снижением внутреннего спроса. Показатель доходов от операций уменьшился на 90 процентов – до 73 млн. евро. Это произошло по целому ряду причин (перерывы в работе предприятий, снижение маржи, общий спад в сфере бизнеса в 4 квартале 2008 года). Негативное влияние на экономические результаты деятельности оказало списание долгосрочных активов.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи увеличились на 4 процента, если считать в местной валюте. Вместе с тем, пересчет в евро (8,7 млрд.) продемонстрировал некоторое снижение данного показателя по сравнению с 2007 годом. Отмечено значительное падение прибылей – с 574 до 254 млн. евро, что обусловлено слабыми результатами в сегментах химикатов, пластмасс и функциональных решений. Позитивный вклад в суммарный итог внесли подразделения специальных продуктов и решений для сельского хозяйства.

Продажи по местонахождению компаний в странах Южной Америки, Африки и Ближнего Востока увеличились на 12% в местной валюте, что соответствует +7% в пересчете на евро. Прибыли выросли на 1% и составили 314 млн. евро. Основными слагаемыми успеха стали хорошие результаты в сегменте решений для сельского хозяйства в Южной Америке, а также интенсивный рост в сегменте Care Chemicals.

Newchemistry.ru