ЗАРАБОТАТЬ В КРИЗИС: время импортозамещения


Дешевеющий рубль должен обострить смекалку отечественных предпринимателей — ниши, занятые импортом, могут освободиться. Казалось бы,  самое время для импортозамещения. Есть ли смысл правительству его стимулировать? Заградительные пошлины, как мы убедились на примере иномарок, способствуют не повышению качества, а росту цен…


«А ведь кто-то заработал миллионы долларов вот на этом», — показывая на маленький бумажный зонтик для коктейля, ворчал герой Тома Круза в фильме «Коктейль». Этот фильм был снят в конце восьмидесятых. Но в России смешные бумажные зонтики не производятся до сих пор — мы импортируем их, как тысячи других мыслимых и немыслимых товаров, которые додумались производить люди в эпоху потребительского бума.

Дешевеющий рубль сейчас вроде бы должен обострить смекалку отечественных предпринимателей — ведь ниши, занятые импортом, могут освободиться. По оценке Минэкономразвития, в январе импорт упал на 34% к январю прошлого года, а его физический объем сократился на все 40%. Курс рубля рухнул уже примерно на 50% (в кризис 1998 г. рубль обесценился в три раза). Самое время для импортозамещения?

Все годы после кризиса 1998 г. импорт и внутреннее производство росли примерно одинаковыми темпами — а значит, отечественные и зарубежные товары в нашем потреблении занимают разные ниши. И удорожание импорта теоретически открывает дорогу российскому бизнесу, способному предложить товары аналогичного качества по более низким ценам. Конечно, смелости тех, кто сейчас решится на завоевание новых рынков или создание нового бизнеса, можно только позавидовать. Зато если угадать нишу правильно — достанутся все сливки. Например, сразу после кризиса 1998 г. начинали свой бизнес Андрей Коркунов (конфеты) и Олег Тиньков (пиво), сумевшие заработать на импортозамещении.

Взглянув на товарную структуру российского импорта, можно наметить и направление бизнес-поиска: машины, оборудование и транспортные средства занимают в нашем импорте 51%, продовольствие и сельскохозяйственное сырье — 13,8%, продукция химической промышленности — 13,8%.

О том, что импорту в потреблении придется потесниться, косвенно свидетельствуют данные опросов: по данным «Левада-центра», 71% россиян в последние два-три месяца стараются покупать более дешевые продукты и товары, не делают этого всего 27%. По данным ФОМ, экономят на том, на что раньше тратили деньги не задумываясь, 61% россиян, не экономят — 34%. Правда, нужно учитывать, что производители зарубежных товаров могут пойти на компенсирующее девальвацию рубля снижение цен, чтобы удержать рынки.

Когда одновременно падают и импорт, и внутреннее производство, неизбежно возникает еще один вопрос — о дефиците. Есть немало товаров, быстро наладить производство которых нельзя. Насколько угрожающе мы зависимы от импорта?

Если брать и домохозяйства, и промышленных потребителей, на 53% их совокупный спрос сейчас обеспечивается собственным производством, на 47% — импортом. Вот список товарных групп, где зарубежные товары покрывают существенную часть спроса (список составлен Центром развития): лекарства и фармацевтические материалы, электрические бытовые приборы, мобильные телефоны, передающая аппаратура для телефонной и телеграфной связи, легковые автомобили, подъемно-транспортное оборудование, машины и оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства.

От многих из них можно легко отказаться — не случайно при экономических проблемах в любой стране первым делом падает импорт машин, оборудования и бытовой техники: до лучших времен можно продержаться и со старым парком. Часть импорта способны заместить многочисленные сборочные производства, созданные в последние годы. А главный выигрыш от девальвации национальной валюты обычно достается пищевой и сельскохозяйственной отрасли.

Есть ли смысл правительству стимулировать импортозамещение? Девальвация рубля способствует этому сама по себе. А пример заградительных пошлин на импортные автомобили показывает, что отсутствие конкуренции повышает не качество, а цены.

По материалам www.vedomosti.ru