УГЛЕПЛАСТИКИ: новые разработки, новые применения


Использование углепластиков в качестве выскоэффективного материала для быстроразвивающихся перспективных отраслей переживает резкий подъем.


Международная специализированная выставка Composites Europe, которая пройдёт в г. Эссен в период с 23 по 25 сентября 2008 г., поддерживает эту тенденцию. Многочисленные фирмы представят там свои передовые технологии изготовления конструкционных деталей из стеклопластиков. Своё согласие на участие в выставке также дала отраслевая ассоциация Carbon Composites e.V. (CCeV).

Вакуумная технология VAP

Как и прежде в области переработки волокнистых композиционных материалов первенс¬тво сохраняет традиционная технология препрега. Однако на выставке композиционных материалов также будет представлена и передовая вакуумная технология (VAP). Разработанная и запатентованная фирмой EADS Military Air Systems в Аугсбурге инфузионная технология формования (вакуумная инфузия) позволяет экономить почти 20 % времени по сравнению с традиционной технологией препрега. Кроме того, она более экономична, требует меньших энергозатрат и, следовательно, более благоприятна для окружающей среды. В Эссене будет представлена дочерняя фирма EADS - Flugzeugunion Sued GmbH (FUS) из г. Оттобруин.

Фирма Saertex GmbH & Co. KG из г. Зербек (федеральная земля Северный Рейн-Вест-фалия), которая также будет представлена на выставке в Эссене, в качестве генерального лицензиата предлагает инжекционный метод по все¬му миру. При этой технологии, которая также известна под названием технологии инфильтрации низкого давления с использованием мембраны, иифильтруемая заготовка конструкционной детали покрывается газо- и воздухонепроницаемой    микропористой мембраной. Размер нор мембраны выбирается таким образом, что газы и воздух могут беспрепятственно отводиться в расположенную за пределами мембраны камеру, в которой поддерживается вакуум. Поступающая внутрь смола задерживается мембраной и остаётся в так называемой инжекционной камере.

Универсальность технологического процесса повышается при серийном производстве. Ровно год назад завод EADS в Аугсбурге изготовил и поставил фирме Airbus в Бремене первую загрузочную рампy для нового военного транспортного самолёта А400М Militaer-Transportflugzeug. Эта рампа с размерами 7x4 м представляет собой крупнейший в мире самолётный узел, который когда-либо изготавливался с использованием технологии VAP. Кроме того, эта техноло¬гия находит применение при изготовлении конструкцион¬ных деталей для закрылков крупного аэробуса А380.

Специалисты промышленного объединения «Армированные пластики e.V.» (AVK) в своём недавно проведённом исследовании рынка констатировали существенный рост производства пластиков, армированных волокном. Исследование рынка подтвердило значительное увеличение потребления углепластиков. Как и в предыдущие годы, полностью удовлетворить спрос не удалось. В настоящее время данные материалы пользуются спросом, в основном, среди производителей ветровых энергетических установок. Несмотря на увеличение спроса, общий объем производства в мире растёт медленно, так что проблема ещё долго не будет решена. Как показывает исследование, проведённое банком федеральной земли Баден-Вюртемберг, на высокие темпы роста рассчитывают изготовители углеволокна. До 2010 года    ожидается    ежегодный темп роста спроса на углепластик, составляющий от 14 до 16 %. Он объясняется освоением новых областей применения в дополнение к прежнему использованию в области спорта и досуга, а также в оборонном секторе. Новыми рынками сбыта, скорее всего, станут самолётостроение и индустрия ветровых энергетических установок.