ЭКСПОРТ МЕТАНОЛ РАСТЕТ, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС


Несмотря на финансовый кризис и понижение мировых цен на метанол во второй половине 2008 года, экспорт метанола составил в 2008 году 1826,1 тыс. тонн. Это на 11,7 тыс. тонн больше чем в 2007 году.


После распада СССР основные порты отгрузки остались за пределами России. Это порт Южный на Украине и порт Вентспилс в Латвии. Экспорт метанола в подавляющем объеме ведется через порт «Хамина» (Финляндия), а так же через порт «Южный». В этой связи, значение порта «Южный» для российских производителей и экспортеров представленной продукции довольно-таки велико.
Очевидная недостаточность специализированных портов отгрузки несколько снижает эффективность экспорта метанола. В этих условиях есть необходимость вернуться к вопросам развития собственной специализированной транспортной сети. В настоящее время компания ОАО «Тольяттиазот» строит на Таманском полуострове (Темрюкский район Краснодарского края) морской терминал для перевалки жидкого аммиака, метанола, нефти и нефтепродуктов, но завершить это строительство пока никак не удается.
К 2009 году предполагается построить терминал по перевалке метанола мощностью 450 тыс. тонн в год в Выборгском районе Ленинградской области.
В то же время, в декабре 2006 года был открыт терминал в эстонском порту Силламяэ компании «Еврохим», рассчитанный на перевалку 700 тыс. тонн метанола, а также 300 тыс. тонн уксусной кислоты, моно- и диэтиленгликоля. В связи с этим следует ожидать, что экспорт на экспорт через эту страну увеличатся. Основными направлениями поставок через эстонский терминал будут североевропейский и американский рынки.
Таким образом, направления экспорта в 2006-2008 году несколько изменились. Существенно возросла доля экспорта через Турцию, Польшу и Латвию. Снизилась доля экспорта через Финляндию, Венгрию.
По словам специалистов компаний, метанол через данные транзитные страны (Финляндию, Турцию, Словакию, Эстонию, Венгрию, Польшу и Украину) попадает большей частью в Западную, Центральную Европу и Китай, меньше – в США и Японию.
Подавляющая часть экспортных поставок метанола осуществляется либо на условиях DAF, либо FCA. Однако небольшие объемы поставок соответствуют условиям CPT (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)) и DDU (Поставка без оплаты пошлины (...название места назначения)). Сводная структура условий поставок метанола по предприятиям представлена в таблице ниже.
Условия экспортных поставок метанола предприятиями

ПредприятиеУсловия поставки 
DAFFCACPTDDU
ОАО "Тольяттиазот"-100,0%--
ОАО "НАК "АЗОТ"69,5%30,5%--
ОАО "Нивинномысский Азот"100,0%---
ОАО "Акрон"100,0%---
ОАО "Метафракс"97,7%2,3%--
ОАО "Щекиноазот"76,1%-23,9%-
ОАО "Новочеркасский ЗСП" (НЗСП)88,5%--11,5%
ООО "ГАЗПРОМТРАНС" и ООО "Томскнефтехим" (продукция томского ЗАО "Метанол")-100,0%--

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка метанола можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метанола в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование