РЫНОК ИЗОЛЯЦИИ В США: что ожидает отрасль?


Рассмотрим возможности, проблемы и потенциальные фундаментальные перемены, которые ожидает отрасль изоляционных материалов в текущем году и в последующие годы.


Подведение итогов недавнего прошлого—Как мы пришли к этому?

В 2005 году отрасль стала понемногу отходить от двух катастрофических пожаров на предприятиях по производству стекловолокна, которые произошли в 2003 году. Возникла озабоченность по поводу наличия достаточных производственных мощностей для удовлетворения долговременного спрос. Одномоментная утрата производственных мощностей нарушила все поставки, не только в сегменте стекловолокна, но и для производителей альтернативных материалов, которые решили восполнить образовавшийся дефицит поставок. Финансовое и эксплуатационное воздействие последствий этих пожаров ощутила вся отрасль, и этот урок был хорошо усвоен. Никогда нельзя воспринимать как должное обеспеченность поставок изоляционных материалов. Тогда многие пересмотрели свои взгляды на образование союзов с логистической цепочкой.

В 2006 году основное внимание уделялось растущим энергозатратам и тем проблемам и возможностям, которые создавал такой рост, с особым вниманием к проблемам движения в защиту экологии и борьбы за возобновляемость. В то же время усиливалось и разочарование, связанное с тем, что изоляция превратилась в своего рода Родни Дэнджерфилда для инициатив в области энергосбережения и борьбы за сокращение объемов выбросов, что служило не к чести отрасли.

В 2007 году отрасль столкнулась с такими проблемами, как принятие рынком материалов иностранного производства, инновации в области материалов, сокращение объемов информации о механической изоляции, постоянные изменения инвестиционных портфелей, нехватка квалифицированного и опытного персонала на местах, а также потребность в оценке эффективности отрасли.

2008-ой год: Настало время поддаться панике или же надо продолжать следовать тем же курсом?

У последних трех лет был общий знаменатель. Расширяющийся рынок в условиях сложной, но стабильной или даже растущей экономики. Хотя период с 2005 по 2007 гг. также не обошелся без проблем, практически все участники работы отрасли имели хорошие годовые результаты. Люди, в целом, были настроены оптимистически относительно последующих лет. В нашей статье будут рассмотрены некоторые факторы, которые, как ожидается, могут оказать воздействие на развитие отрасли, положительное, или же, потенциально, отрицательное в 2008 году.

Этот год начался как год выборов с нестабильной экономической ситуацией. Как это повлияет на отрасль? Некоторые предрекают мрачные и тяжелые дни, в то время как другие предлагают бороться с возникающими трудностями. Все захотят воспользоваться всеми возможностями и получить для своих акционеров приемлемые прибыли, определения которых существенно различаются. Один из источников, участвовавших в создании данной статьи, предложил подзаголовок “Мой магический кристалл затуманен”.
Для некоторых потенциально более медленный темп роста или же отсутствие изменения или небольшой спад на рынке могут стать основаниями для паники. Другие же рассматривают это как возможность укрепить свою компанию для последующего всплеска рыночной активности. Имеется множество противоречивых мнений относительно рассмотренных темпов роста отрасли или их отсутствия—на 2008 – 2009 гг. Степень вариативности зависит от сегмента рынка, географии, линии продукции, от того, кого Вы спрашиваете, и о перспективах каких рынков Вы спрашиваете.

В отрасли никогда особенно хорошо не прогнозировались темпы роста. Независимо от исторических условий процесс предсказания будущего всегда один и тот же: сбор и анализ всей имеющейся информации, просмотр клиентской базы, изучение незавершенной работы и предстоящих проектов. Затем следует формулирование  обоснованного предположения. Самые лучшие оценки подаются руководству. Там их оценивают либо как “провальные”, либо как чересчур оптимистичные (что случается редко), а потом корректируют и выпускают. От этой процедуры не избавлен никто: ни производители, ни заказчики, ни дистрибьюторы.

Вы можете спросить, не стало ли обсуждение рынка механической изоляции частью той истерии, которая вызвана спадом на рынке жилищного строительства США, высокими ценами на энергоносители и ослаблением доллара. Старожилам отрасли эти дискуссии могут показаться знакомыми. Так, например, посмотрим обзор отрасли за 1997 – 2006 гг., который опубликовала Национальная ассоциация производителей изоляции (NIA). Эти годы были трудными временами, но с течением времени отрасль продолжала расширяться и совершенствоваться.

Вот несколько причин, по которым рынок механической изоляции в целом может оказаться сильнее, чем предполагают некоторые.

•Прогнозируется, что промышленный рынок останется сильным на протяжении 2008 года и первой половины 2009 года (а потенциально и 2009, и 2010 годов).
•Сегмент материально-технического обслуживания медленно наверстывает упущенное. На промышленных объектах не могут навечно отложить проведение необходимого материально-технического обслуживания без создания еще более существенных проблем для себя.
•Рынок промышленного строительства традиционно отстает на срок от шести до двенадцати месяцев от сектора жилищного строительства. Многие проекты находятся на различных стадиях проектирования и строительства. Возможно, что более медленно развивающийся рынок промышленного строительства не вырастет до второй половины 2008 года.
•Строительство учреждений здравоохранения и школ в некоторых географических регионах может не пострадать оттого, что экономика развивается медленнее.
•Хотя сейчас мало развивается строительство с нуля жилых домов на одну семью, имеется рост в области строительства многоквартирных домов во многих регионах.
•Будут создаваться возможности из-за более высоких энергозатрат, которые вновь обращают внимание на вопросы экологии и растущий спрос на все большее и большее количество энергии.
•Ожидается продолжение роста спроса на альтернативные источники топлива.
•Движение за возобновляемость в строительстве только растет, а не уменьшается.
•Для продуктов и систем, произведенных  в США, имеются хорошие экспортные возможности.
•И люди, и компании, начинают по-новому смотреть на вопросы изоляции.

Будет ли рост получен в единицах или в долларах? Большинство из Вас, наверное, согласится со мной, что в 2008 году долларовый рост, наверное, превысит рост в единицах продукции.

Все меньше “ног на улице”, которые рассказывают об изоляции

Хотя всегда имеются исключения из правил, в целом, получается, что у производителей меньше «ног на улице». И более того, это могут быть и не совсем “довольные ноги”, учитывая расширенные территории, повышенную ответственность и то давление, которое создается из-за этих достижений. Также представляется, что они моложе, что с одной точки зрения, отлично, но может быть и не так уж хорошо с точки зрения рынка изоляции и мастерства в производстве продукта.

Что стимулирует эту тенденцию? В первую очередь, стремление снизить затраты, но могут быть и другие фундаментальные изменения.

•Девяносто пять процентов или более (по некоторым оценкам, и все 98 процентов) всех материалов проходит через распределительный канал. По мере того, как этот процент неуклонно увеличивался, и дистрибьюторы становились все более опытными в области продаж, производители передали им большую часть ответственности за эти продажи.
•С годами удельные доли рынка отдельных производителей не очень изменились, особенно, на уровне подрядчиков. Если Подрядчику 1 нравится продукт X, велика вероятность того, что компания будет продолжать отдавать преимущество этому продукту. В сочетании с предпочтениями в области дистрибьюторских отношений получается, что не очень большая доля рынка стимулируется увеличением присутствия производителя на улице.
•В отрасли не отмечено существенного перераспределения долей рынка между различными группами продукта (исключая случаи воздействия крупных проектов).
•Продолжают совершенствоваться качество продукта производителя и обслуживание клиента, что означает меньшее количество проблем на месте.
•Опытные “разносчики” уходят на пенсию, и их никто не заменяет. Их обязанности распределяются между другими людьми.
•Интернет и прочие технологии все больше играют роль повседневных инструментов распространения информации.
•Конструкторы, специалисты, определяющие спецификации товара, а также конечные потребители, похоже, имеют все меньше и меньше времени для обсуждения новых продуктов и систем; по крайней мере, стало много труднее выбраться повидать нужного человека.

Молодое поколение вдохнуло новую жизнь в работу отрасли. Молодежь талантлива, и способна выполнять множество задач одновременно. Тем не менее, имеется и некоторая озабоченность относительно того, что они, возможно слишком разбрасываются. И из-за этого их вклад не так велик, как он мог бы быть. В целом, опыт работы с продуктом и его применением приобретается в ходе практического обучения на рабочем месте. В отрасли не слишком терпимо относятся к такому подходу, особенно, когда усиливается текучесть кадров. Способно ли уменьшение количества опытных «ходоков», работающих на улице, только усложнить эту проблему из-за снижения в отрасли уровня знаний о механической изоляции на уровне инженеров, архитекторов и владельцев предприятий? Здесь есть о чем подумать.

Консолидация отрасли: будет ли она продолжаться и как это повлияет на отрасль?

Все указывает на то, что консолидация будет продолжаться во всех сегментах, но уже не теми темпами, которые наблюдались в период с 1995 по 2005 гг.

Консолидация изменила профиль отрасли, и она будет продолжать влиять на ее трансформацию. Еще несколько лет тому назад консолидация осуществлялась самими участниками отрасли по производству изоляции. В настоящее время консолидаторы отрасли ведут конкурентную борьбу с инвестиционно-банковскими компаниями, которые считают данную отрасль привлекательной. Характеристика отрасли по производству механической изоляции как состоящей из группы небольших и средних по размеру компаний, владельцами и менеджерами которых являются члены одной семьи, иногда во втором и даже в третьем поколении, может в данный момент оказаться уже не совсем точной. Тем не менее, есть вещь, которая не изменилась: в этой отрасли все в очень значительной степени зависит от отношений. И консолидации придется нелегко изменить данную ситуацию.

В последнее время заметные изменения произошли в контрактном сегменте. Благодаря вливаниям капитала, которые осуществляют инвестиционные компании, возникают предприятия, выполняющие весь комплекс работ под ключ. Примером являются контрактные услуги, включающие создание механической изоляции. Развиваются более крупные компании, которые предлагают весь спектр услуг, включая, установку лесов, окраску, изоляцию, устранение отходов, очистку, снос, а также механическое материально-техническое обслуживание. Хотя, похоже, данная стратегия имеет наибольшее влияние на сектор материально-технического обслуживания, она также влияет и на сектор нового строительства. Предоставление разнообразных услуг может обеспечить преимущества конечным потребителям. Тем не менее, некоторые осторожные заказчики далеки от того, чтобы делать слишком поспешные выводы.

Способна ли эта стратегия обеспечить ожидаемую прибыль акционерам компании, а также конечному потребителю? Ответ на этот вопрос даст будущее. Нет сомнения в том, что она повлияет на некоторые аспекты функционирования отрасли. Только подумайте: Ваша компания специализируется на механической изоляции и огнеупорных применениях, или же она предоставляет такие услуги наряду со многими другими? Если Вы владелец предприятия, повлияет ли ответ на этот вопрос на принятие решения о приобретении?

Приток и допуск на рынок материалов иностранного изготовления: что же изменилось?

Доступ на рынок материалов иностранного производства во всех группах продуктов увеличился после пожаров предприятий, производивших стекловолокно в 2003 году. Для того чтобы сказать изменились или нет объемы импорта, нет достаточного количества специальной информации. Создается общее впечатление, что прямой импорт в Соединенные Штаты уменьшился; тем не менее, универсальный шаблон определяет количество продукта, которое поступает через северную границу США.

Одним из основных вопросов, по-прежнему, остается проверка качества. Это не означает, что импортируемые материалы обладают более низким качеством по сравнению с материалами, изготовленными в Соединенных Штатах. Данное обсуждение не сконцентрировано на производителях, которые вносят основной вклад в развитие рынка США и имеют предприятия в других странах; здесь в центре нашего внимания материалы, импортируемые по целому ряду других каналов.

Компании, которые рассматривают вопрос о допуске и использовании материалов иностранного производства, должны задать несколько основных вопросов, прежде чем принимать окончательное решение, начиная с того, проходили ли эти материалы испытания, и измерялись ли их эксплуатационные характеристики на основе тех же правил, которые приняты для материалов, производимых в США. Бремя доказательства, так же как и ответственность владельца лежат, в конечном итоге, на конечном потребителе, но в случае аварии определенная степень ответственности придется на долю каждого, кто принимал участие в процессе принятия решения. Отказ материала, независимо от причин, наносит большой ущерб отрасли. Доказательство эквивалентности материала и гарантийная поддержка могут оказаться дорогостоящими.

Многие своды законов, стандарты и/или спецификации требуют, чтобы оценка материалов производилась в соответствии с целым рядом испытаний. Тем не менее, в большинстве из них не специфицируется верификация или проведение испытаний третьими сторонами. Потребители отрасли видят испытания, перечисленные в листах технических данных, и принимают как само собой разумеющееся тот факт, что материал подвергался испытаниям должным образом, и результаты этих испытаний относятся к настоящему времени и получены для тех материалов, которые они получают. Возможно, для отрасли пришло время осознать значение создания спецификаций для испытаний материалов третьей стороны. Исторически в этой отрасли осуществляется внутренний контроль, и этот механизм всегда хорошо срабатывал. Тем не менее, времена меняются. Никто не хочет открыто оспаривать результаты испытаний другого производителя. Когда появляются какие-либо подозрения, последующее обсуждение носит неофициальный характер, оно проводится в каком-нибудь уголке, и обычно используется для того, чтобы высказать озабоченность без применения каких-либо официальных действий. Это, вероятно, не самое лучшее решение для отрасли.

С анализом незавершенных инвестиционных проектов в области производства минеральной ваты Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «База незавершенных инвестиционных проектов в области производства каменой и стекляной ваты».