ПРОЖЕКТЫ СИБУРа: добавки для асфальта


Российский союз химиков поможет СИБУРу пролоббировать появление техстандартов по обязательному введению в асфальт полимерных добавок. Холдинг в результате получит гарантированный рынок для увеличения мощностей втрое.


Российский союз химиков (РСХ) поможет СИБУРу пролоббировать появление техстандартов по обязательному введению в асфальт полимерных добавок. Холдинг является монопольным производителем этой продукции и в результате может получить гарантированный рынок для увеличения мощностей втрое. Строительство дорог при этом подорожает, поскольку стоимость асфальта удвоится.

В пятницу, 20 марта 2009, в рамках VI Московского международного химического саммита исполнительный директор РСХ предложил вице-президенту СИБУРа Андрею Жвакину разработать новые техстандарты, которые законодательно закрепят использование полимерной добавки в асфальт. Пресс-секретарь СИБУРа Рашид Нуреев пояснил, что холдинг уже ведет "активное сотрудничество по нормативному закреплению использования полимерных добавок в дорожном строительстве с Росавтодором". Но для разработки техрегламента сначала необходимо утвердить соответствующий ГОСТ, поскольку "для самого дорожного покрытия нормативная база полностью отсутствует". Разработкой ГОСТа занимается СоюздорНИИ, входящий в Росавтодор.

Для строительства дорог в России используется продукт нефтепереработки — битум. Технология выпуска модифицированного асфальта предполагает добавление в него термоэластопластов (ТЭП), что улучшает физические свойства битума, не допускает растрескивания, образования колеи и увеличивает срок службы дорожного покрытия. В России производится около 3 тыс. тонн модифицированного асфальта. В 2008 году было введено в эксплуатацию 2,3 тыс. км дорог. На их строительство государство потратило около 220 млрд руб. В 2009 году затраты на строительство дорог из-за кризиса останутся на том же уровне.

Господин Жвакин отметил, что в России доля использования асфальта с полимерами составляет не более 5% (в Китае и США этот показатель составляет около 15%, в Европе — 20%). По данным СИБУРа, из-за постоянного ремонта дорог Россия ежегодно теряет более 1,8 трлн руб., или 3% ВВП. В холдинге не скрывают, что полимеры увеличивают стоимость асфальта. Если цена тонны битума не превышает 10 тыс. руб., то с полимерами он вдвое дороже. В начале 2008 года тонна модифицированного битума стоила 16,5 тыс. руб., в июне цена выросла до 23 тыс. руб. Но рост цены должен компенсироваться сокращением количества необходимого ремонта. За шесть лет использования обычного асфальта на нем нужно проводить четыре ремонта. "Срок эксплуатации модифицированного асфальта будет 12-18 лет, за это время он требует проведения двух ремонтов",— заверили в СИБУРе.

СИБУР является единственным производителем ТЭП в России (30 тыс. тонн в год). В случае наличия спроса на продукцию холдинг готов к 2011 году увеличить мощности по его производству до 85 тыс. тонн в год. То есть сбыт этого объема по ценам 2008 года мог бы принести компании около 2 млрд руб. Но выпускать дорожное покрытие СИБУР не хочет. "Для нас это непрофильный бизнес и совершенно другой уровень производства. Мы обсуждаем этот вопрос с нефтекомпаниями",— отметили в СИБУРе. Существует рабочая группа с участием СИБУРа, "Газпром нефти", СоюздорНИИ и "Росдортехнологий" (входят в Росавтодор), где обсуждаются вопросы внедрения модифицированного битума. В "Газпром нефти" отметили, что компания рассматривает вопрос о строительстве установки по производству модифицированного битума на Омском НПЗ.

Аналитик "Тройки Диалог" Михаил Стискин отмечает, что создание техрегламента займет много времени. "Если использование ТЭП будет оформлено законодательно, СИБУР получит нишевый гарантированный рынок сбыта, что особенно важно в условиях цикличности спроса в химической отрасли, где спад совпал с глобальной экономической рецессией",— говорит он. Михаил Стискин считает, что если использование полимера в асфальте станет обязательным, то государство "наверняка поможет СИБУРу с финансированием расширения мощностей". Но Георгий Иванин из "Пиоглобал Эссет Менеджмент" полагает, что "применять модифицированный асфальт по всей стране нереально". "К тому же дорожные строители будут против нововведения, а их лобби довольно сильное",— добавляет аналитик. По мнению господина Иванина, стороны смогут найти компромисс и сделать применение модифицированного асфальта обязательным на определенных трассах.

По материалам www.kommersant.ru