ХРОНИКИ КРИЗИСА: как сократятся грузоперевозки?


Несмотря за заявления некоторых государственных деятелей о том, что Россия  уже нащупала свое дно в кризисе, ее правительство прогнозирует падение в текущем году экспорта на 45%, импорта на 30%, а мнения независимых экспертов еще более пессимистичны. Снижение экспорта и импорта приведет, в свою очередь, и к существенному снижению грузопотоков.


Неутешительные прогнозы

По прогнозам правительства РФ, в результате снижения мировых цен и физических объемов в 2009 году экспорт может сократиться на 45%. Такие данные приводятся в материалах, подготовленных к заседанию Правительства РФ 18 марта. Это приведет к сжатию инвестиционной активности при слабом росте торговли и стагнации реальных доходов населения.

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2009 году оценивается на уровне около 482 млн. т., что на 1,1% ниже уровня 2008 года. Экспорт нефти прогнозируется на уровне 237 млн. т., что на 2,5% ниже 2008 года, в связи с сокращением ее добычи.

Прогноз добычи нефти в 2009 году разработан исходя из недостаточного объема финансовых ресурсов для поддержания уровня добычи на "старых" выработанных месторождениях, в основном Западной Сибири, и освоения новых месторождений Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, а также с учетом действующей системы налогообложения нефтяного комплекса.

При этом экспорт нефтепродуктов в 2009 году, при незначительном росте внутреннего потребления увеличится на 0,2% к 2008 году и составит 117,3 млн. т.

По данным Центра стратегических разработок Северо-Запад (ЦСР), текущий год станет ценовым «дном» для нефти, а в ближайшие два года следует ожидать существенного снижения потребления "черного золота". Даже и в долгосрочной перспективе не следует надеяться на восстановление пиковых значений цен на нефть, наблюдавшихся в 2008 году.

Не благоприятны прогнозы и для других грузов – продукции черной и цветной металлургии. В текущем году можно ждать самого большого падения объемов производства стали в мире за последние 60 лет – на 10%. А для цветной металлургии, по прогнозам, уровень цен 2008 года не восстановится и к 2015 году. Кроме того, спрос на минеральные удобрения может в текущем году снизиться до 30%.

Немногим лучше и ситуация с импортом. Как заявила в ходе коллегии Минэкономразвития глава министерства Эльвира Набиуллина, ожидается сокращение импорта товаров не менее чем на 20%.

Напомним, по предварительным данным Федеральной таможенной службы, за 2 месяца 2009 г. импорт из стран Дальнего Зарубежья по сравнению с аналогичным показателем 2008г. упал на 36,5% - до $18 113,6 млн.

«Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос», - резюмируется в тексте Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год.

Выпадающие грузопотоки

Соответственно упадут и грузопотоки. Так, по данным директора ЦСР Владимира Княгинина, в 2009 году можно ожидать снижения объемов перевозок в направлении восточных портов на 30%, железнодорожным транспортом на 19%.

Эти ожидания разделяют и стивидоры. В частности, во Владивостокском морском порту, в 2009 году там ожидается снижение грузооборота на 32%.

 

Низкий спрос на российский экспорт может сохраняться еще длительное время, - уверены аналитики ЦСР. К тому же неизвестно, с чем мир может выйти из кризиса. К примеру, один из вариантов преодоления системных кризисных явлений в мировой экономике состоит в развитии ресурсосберегающих технологий и альтернативной энергетики. В частности, такие ориентиры дальнейшего развития вошли в предвыборную программу нынешнего президента США Барака Обамы. В соответствии с планами руководства Штатов, в течение 10 лет предполагается направить $150 млрд  инвестиций на развитие альтернативной энергетики, а к 2013 году довести долю возобновляемых источников энергии до 10% от общего энергопотребления. Это будет означать, что спрос на российский сырьевой экспорт будет продолжать снижаться и по выходу из кризиса.

Тем не менее, российское правительство в комплекс антикризисных мер также включило меры, направленные на развитие отраслей, дающих высокую добавочную стоимость конечного продукта. Это подразумевает отказ от сырьевой экономики и постепенный переход к инновационному развитию. Что потребует, в свою очередь, и модернизации транспортной инфраструктуры.

«Для того, чтобы стать по-настоящему конкурентоспособными, надо увеличить производительность труда в ключевых отраслях в 3-4 раза. Поднять долю инновационной продукции в общем объёме производства - с нынешних 6 до 25, а лучше - 30-35 процентов. А энергоёмкость экономики - снизить не менее чем на 40 процентов. В сегодняшних условиях достижение этих ориентиров становится особенно актуальным», - заявил председатель правительства РФ Владимир Путин на открытии Х съезда партии «Единая Россия» 20 ноября 2008 года.

«Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста», - подчеркивается в тексте Программы антикризисных мер правительства РФ на 2009 год.

Таким образом, если суммировать прогнозы Минтранса и отраслевых экспертов, можно ожидать что грузооборот морских портов страны по итогам 2009 года если и сократится, то в пределах 7-10% .   К примеру, несмотря на общие негативные макроэкономические прогнозы, по итогам января-февраля 2009 года порты Южного бассейна показали 20% рост грузооборота. Объем перевалки грузов на Северо-Западе хотя и несущественно, но также возрос – на 0,7%, а Дальневосточного снизился, но не катастрофично - на 9%. Суммарный грузооборот российских портов по итогам первых двух месяцев текущего года сократился на 7%.

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

Виталий Чернов

www.portnews.ru