ПВХ-КОМПОЗИЦИИ: время оптимизировать рецептуры


Кризис заставляет участников полимерного рынка снижать производственные издержки. Для переработчиков ПВХ, себестоимость изделий которых итак получила удар в результате удорожания импортной смолы, одна из таких возможностей – в оптимизации рецептуры композиций.


В последнее годы в России стремительно росли объемы переработки ПВХ. Дефицит отечественной смолы, сравнявшийся в 2008 году с внутренним производством, покрывался за счет импорта из Азии, Европы. Но пришедший экономический кризис поменял расклад на этом, казалось бы, безгранично растущем рынке.

С одной стороны, существенно сократились его объемы. Этому во многом способствовал спад в строительстве (более, чем в два раза), вынудивший российских производителей тех же профильных изделий заметно сократить объемы выпуска. С другой – свое отрицательное влияние на переработчиков, закупающих импортное полимерное сырье и компоненты, оказала девальвация рубля. Рыночные цены на готовую продукцию стали падать, а ее себестоимость из-за удорожания импорта, наоборот выросла.

В такой ситуации игроки стали активнее искать различные пути снижения производственных издержек. Один из них – это оптимизация рецептуры композиции.

Как известно, для приготовления ПВХ-композиции требуется несколько составляющих. Это ПВХ-смола, наполнитель и набор химических компонентов, без которых переработка ПВХ просто невозможна. Он должен включать три основных компонента - стабилизаторы, смазки, модификаторы. В зависимости от требований производителя к внешнему виду и качеству готовых изделий вводят пигменты, оптические отбеливатели, фунгициды, антистатики, антипирены, и пр. Кроме того, применяются различные наполнители (основной – мел), которые позволяют в том числе снизить себестоимость изделий. Его доля в некоторых рецептурах (например, для подоконников) может доходить до 75%.

Время экономить

Сегодня на российском рынке широко представлены различные аддитивы и другие продукты для переработки ПВХ. Нет проблем в их закупке. Самое главное  - это рационально подобрать комбинацию всех необходимых компонентов с целью максимально эффективного их использования. По мнению специалистов фирмы «Оптина», это позволяет сэкономит до 10 руб. на килограмме готовой смеси.

Какие же тенденции сегодня происходят в данном направлении? Newchemistry.ru связался с участниками рынка. Тенденции различной «экономии» все больше набирают обороты…

Особенно это касается производителей так называемых «неответственных» изделий (например, кабель-каналы), где конкуренция  китайским импортом особенно велика (в последнее время цены на эту продукцию существенно снизились). В данном сегменте производители делают все возможное, чтобы снизить себестоимость. Например, переходят на более дешевые аддитивы (Китай, Южная Корея). Кроме того, стараются добавлять как можно больше мела, «вторички»…

Производители композиций гибкого ПВХ переходят на более дешевые добавки, заменяя итак недорогой турецкий пластификатор отечественным диоктилфталатом (ДОФ)…

По мнению участников рынка, подобным образом можно сэкономить около 15% в себестоимости продукции.

Сложнее обстоят дела с «ответственными» изделиями, в частности, с оконным профилем. Производители (в основном известные бренды) не стремятся подобным образом «оптимизировать» рецептуру. Возможно, дело здесь в устоявшихся технологических стандартах и следовании традициям качества. Тем не менее, об экономии «оконщикам» задумываться приходится. Подтверждением тому является закрытое производство крупнейшего игрока «Проплекс», по мнению участников рынка – именно по причине высокой себестоимости. Отечественные разработчики рецептур указывают на то, что «оконщики» все чаще обращаются к ним по вопросам оптимизации и удешевления композиции.

Аддитивы и рецептуры на российском рынке

Сегодня все аддитивы для переработки ПВХ, представленные на российском рынке, импортного происхождения. Есть и как более дорогие, европейские, популярные у переработчиков, но не дешевые (например, Reagens, Kaneka), и, соответственно, более дешевые, но не всегда и не всех устраивающие по качеству (типа  турецких Akdeniz).

Отечественные добавки, разработанные в свое время в Дзержинском НИИ полимеров, к сожалению, оказались в нынешних условиях неконкурентоспособными и развития не получили…

В нынешних условиях переработчики ПВХ, как уже говорилось, стремятся к удешевлению рецептуры. Применительно к аддитивам и добавкам, долю затрат на них в композиции можно сократить за счет использования более дешевых продуктов. Цены на аддитивы в Китае и странах Юго-Восточной Азии на 30-40% сегодня ниже европейских. Однако, как утверждают участники рынка, импортные поставки отсюда трудны и малопривлекательны по причине тяжелой логистики. Таким образом, актуальными для нашего рынка остаются продукты из Западной Европы и Турции.

В последнее время среди отечественных переработчиков ПВХ набирали популярность так называемые «пакеты», включающие в себя все, что необходимо для получения ПВХ-композиции -стабилизаторы, смазки, модификаторы, пигменты и др. компоненты. Таким образом, производителю для получения готовой ПВХ-композиции потребуется лишь ПВХ-смола, наполнитель и один единственный «пакет». В России такие «пакеты» производит, в частности, компания «Оптина» - комплексная добавка «Оптимикс». То есть, она не просто поставляет аддитивы и химикаты, но и помогает клиенту разработать оптимальную рецептуру, с учетом его требований, особенностей оборудования и т.д.

Естественно, подобные пакеты обходятся потребителю дороже, нежели все его составляющие по отдельности (с условием, что имеется рецептура и свой технолог на производстве). В этом случае, потребитель платит не конкретно за продукт, а за разработку. Но разработчик может подсказать решение, позволяющее добиться существенной экономии… Мы связались Татьяная Александровной Шаталовой, фирма «Профильные технологии» (учредитель – «Балтэкопласт»), которая ведет работы в данном направлении.

Стандартные рецептуры – не для России?

Татьяна Александровна, прежде чем самостоятельно заняться разработкой собственных рецептур для отечественных производителей (нынешняя специализация: сайдинг, оконный профиль), имела большой опыт в индустрии переработки ПВХ. Кроме того, была проделана огромная работа с зарубежными поставщиками аддитивов и добавок (в частности на выставке в Дюссельдорфе). В процессе поиска продуктов, наиболее подходящих для российского  рынка (цена/качество), было решено остановиться как раз на корейских продуктах (ее фирме удалось наладить оптимальные логистические пути). На их основе и разрабатываются рецептуры для оконного профиля, сайдинга, кабель-каналов и др.

По словам Т.А. Шаталовой, для российской переработки ПВХ не может быть стандартной рецептуры. Мало того, что каждое изделие и каждый производитель имеет свои особенности, но и даже каждый экструдер в отдельности (более половины в России – китайские экструдеры). Поэтому для достижения оптимальной эффективности приходится разрабатывать в каждом случае специальные рецептуры.

В частности, своя специфика (наиболее сложная) – у оконщиков. Тем не менее, ей удалось на 5% снизить вес профиля и добиться 7%-ного сокращения себестоимости. А в композиции для производства подоконников удалось довести долю мела до 75%... Сегодня все стремятся добавлять больше мела, но здесь есть свои нюансы – удержать мел, не потерять в прочности и т.д. То есть важно «поймать определенную точку»…

Российская индустрия переработки ПВХ будет в дальнейшем развиваться. И кризис может стать тем временем, когда участники российского рынка серьезнее займутся рецептурами композиций, будут больше времени уделять технологии, «обкатке» рецептуры, не упуская из виду, например, период полузаводских испытаний. В конечном счете, это все прибавит прочности в их положении на рынке и обеспечит потенциалом конкурентоспособности на будущее.

Newchemistry.ru

Подробнее с анализом текущего и потенциального спроса и предложения суспензионного ПВХ на российском рынке Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков

«Рынок суспензионного ПВХ в России».
«Рынок оконного ПВХ профиля в России»
«Рынок ПВХ подоконников в России»
«Рынок стеновых ПВХ панелей в России»

«Рынок напольного ПВХ плинтуса в России» «Рынок настенных кабель-каналов в России».