УКРАИНА-АНТИКРИЗИС: льготы для химиков продлены


Украинский Кабинет министров продлил на два месяца постановление, которым металлурги и химические предприятия получили льготы на уплату газа и железнодорожных перевозок.


8 апреля 2009 Украинский Кабинет министров продлил на два месяца постановление, которым металлурги и химические предприятия получили льготы на уплату газа и железнодорожных перевозок. Впрочем, против решения правительства выступил министр транспорта и связи Иосиф Винский, заявив об отказе снижать тарифы на перевозки "Укрзализныцей" для предприятий этих отраслей. По мнению юристов, единственный способ приостановить действие документа – обжаловать его в суде, но это может стоить Иосифу Винскому кресла министра. 

«Укрзализныцю» можно использовать как свежую кровь для поднятия металлургии и химического комплекса, но впоследствии компания должна получить компенсацию

Фото: Виктор Чумачёв / Коммерсантъ

На заседании Кабинета министров Украины 8 апреля 2009 было решено продлить действие постановления правительства #925 "О первоочередных мерах относительно стабилизации ситуации, которая сложилась в горно-металлургическом и химическом комплексах" до 1 июля, сообщил министр экономики Богдан Данилишин. Таким образом предприятия этих отраслей вновь получили существенные льготы на услуги природных госмонополий: нулевую ставку на природный газ, используемый для технологических нужд, а также сдерживание на уровне августа 2008 года тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию.

Этот документ был подписан 14 октября 2008 года в рамках выполнения Меморандума о взаимопонимании между правительством и представителями предприятий горно-металлургического и химического комплексов (см. Ъ от 10 октября), и его срок истек 1 апреля текущего года. "Принятие постановления положительно отразилось на работе градообразующих предприятий, способствовало сохранению производства и количества рабочих мест",– отметил Богдан Данилишин. Поэтому, по его словам, в период продолжающегося спада цен и спроса на металлургическую и химическую продукцию украинских предприятий (около 75% металлопроката и от 30% до 100% химической продукции экспортируется) было решено продлить действие документа. По данным Минпромполитики, благодаря действиям мораториев только на железнодорожных тарифах предприятия горно-металлургического комплекса сэкономили около 150 млн грн, а с учетом льгот на энергоносители – уменьшили себестоимость своей продукции почти на 1 млрд грн. Экономия предприятий химического комплекса оценивается в 300 млн грн.
Впрочем, против решения правительства выступил министр транспорта и связи Иосиф Винский. Вчера он заявил, что министерство не намерено снижать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. "Все растет, почему мы должны понижать? Жалуются на эти тарифы только те, кто хочет, чтобы их возили даром",– сказал он. Получить более подробные комментарии Иосифа Винского либо пресс-службы министерства вчера не удалось. Но ранее господин Винский заявлял, что "Укрзализныця" несет существенные потери от предоставления подобных преференций. Убытки "Укрзализныци" от падения объемов грузоперевозок и сдерживания тарифов в IV квартале 2008 года оценивались приблизительно в 1,2 млрд грн, а в январе этого года – в 140 млн грн.

По мнению партнера юрфирмы "Правовые партнеры" Андрея Доманского, единственный способ приостановить действие документа – обжаловать его в суде. Но если министр пойдет в разрез с интересами правительства, это может послужить поводом для его отставки, считает народный депутат Алексей Бабурин (КПУ), секретарь комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи. "Тем более что сегодняшнее решение было вызвано объективными причинами. Государство должно помогать предприятиям этих отраслей, так как ответственно за людей, которые там работают",– считает он.

Замначальника главного коммерческого управления "Укрзализныци" Юрий Меркулов говорит, что компания будет вынуждена исполнять постановление правительства #925, но отмечает, что это негативно скажется на ее работе. "Такие административные методы привели к тому, что программа обновления подвижного состава практически не выполняется, компания не в состоянии платить по лизинговым платежам, кредитный портфель составляет порядка 60% от планируемого в этом году оборота в размере 23-25 млрд грн",– соглашается бывший гендиректор "Укрзализныци" Зенко Афтаназив. По его мнению, выходом из сложившейся ситуация могут стать обязательства предприятий дотируемых отраслей компенсировать понесенные убытки "Укрзализныци" в будущем. "'Укрзализныцу' можно использовать как свежую кровь для поднятия металлургии и химического комплекса, но впоследствии компания должна получить компенсацию",– считает он.

По материалам www.kommersant.ua