ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕРВИС: защити себя сам


Кризис сильно тряхнул почву под ногами подрядчиков в промышленном сервисе, основные заказчики которых – нефтегаз, химия, металлургия. Устоят только компании с серьезной подготовкой…


Союз предприятий промышленного сервиса Урала и Сибири и аналитический центр «Эксперт-Урал» шестой год составляют рейтинг подрядных организаций в сфере антикоррозионной защиты (АКЗ). Все это время сквозь призму АКЗ мы смотрели, как развиваются компании промышленного сервиса в условиях подъема экономики, когда всем хватало проектов и все могли заработать. Сегодня cложилась совершенно другая рыночная среда. Еще до конца прошлого лета промышленные компании Урала и Западной Сибири продолжали расти на волне благоприятной конъюнктуры. Но за четвертый квартал 2008 года объем отгруженных товаров сократился на 23% (в аналогичном периоде 2007 года прирост составил 37%). Как кризис сказался на рынке промсервиса (в частности АКЗ) и как будут действовать компании в новой обстановке?

Фонды под нож

Традиционно основные заказчики на рынке промышленного сервиса — крупные нефтегазовые, нефтехимические и химические предприятия, металлурги и электроэнергетики. Кризис они передали подрядчикам как эстафетную палочку: производители максимально сокращают расходы, а среди основных статей — содержание и ремонт промышленных зданий, сооружений и оборудования.

— Металлурги приостановили основную часть ремонтно-строительных работ на ближайшие год-два. Капитальное строительство заморожено, достраивают лишь объекты 80 — 90−процентной готовности. Проводят только необходимые ремонты: защиту оборудования, на котором работают, — рассказывает директор компании «АльпСервисТагил» Сергей Грачев.

— Самой «экономной» оказалась металлургия: в связи с обвальным падением цен и колоссальным снижением мирового спроса на металл ремонтные и инвестиционные программы предприятий уменьшились примерно на 70%, — солидарен с коллегой гендиректор компании FPS Сергей Никифоров. — Уже сегодня понятно, что в 2009 году наш портфель заказов сильно не увеличится, но на небольшой рост мы все-таки рассчитываем. Основные заказы получаем от нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли. Но даже их бюджеты на работы по АКЗ уменьшились на 30 — 50%.

— Газпром серьезно снизил расходы на капремонт, оставил только самое необходимое, — добавляет генеральный директор компании «ИМОНИКА-строй» Олег Тараненко.

В последние несколько лет основной объем выручки серьезные компании в области промышленного сервиса получали за счет работ на строительстве новых объектов. У компаний, участвующих в рейтинге подрядных организаций в сфере АКЗ, эта доля составляет 50 — 80%. И сегодня основные надежды подрядчики возлагают на капитальное строительство.

Проекты и бюджеты остались в основном у нефтяников и газовиков: сырьевой сектор накопил достаточно жирка. Кроме того, он пользуется поддержкой властей на федеральном и региональном уровнях.

— Капитальное строительство у Газпрома сохранилось в приоритете. Транснефть активно двигает проекты новых нефтепроводов, особенно в восточном направлении. Сокращение затрат есть, но оно сосредоточено на предотвращении распыления денежных средств. Основные проекты финансируются очень серьезно. К примеру, мы работаем на строительстве пускового комплекса на Ванкорском месторождении (НК «Роснефть»). И надо отдать должное: все финансовые обязательства исполняются вовремя, — рассказывает Олег Тараненко.

Интерес к капстрою на рынке АКЗ подтверждает и исполнительный директор компании ВЫСО Энтони Винсент: «При заключении новых контрактов мы уделяем основное внимание крупным проектам в государственном и частном секторе нефтегазовой отрасли».

Масштабные проекты, обеспечивающие работой подрядчиков в промышленном сервисе, реализуются в основном в Западной и Восточной Сибири, Заполярье, Татарстане. Это строительство магистральных трубопроводов Транснефти (нефтепроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», нефтепровод Харьяга — Индига) и Газпрома (газопровод СРТО — Торжок, системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта), объектов нефте— и газодобычи (Газпром осваивает Бованенковское месторождение, Роснефть — Ванкорское, ТНК-ВР и Роснефть — Верхнечонское, «Газпром нефть» — Приобское), химических производств (Новоуренгойский газохимический комплекс Газпрома, комплекс полипропилена в Тобольске СИБУРа), нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов Татнефти в Нижнекамске.

С наименьшими потерями

Руководители подрядных организаций помнят, с каким трудом им удалось поднять уровень технической оснащенности предприятий, собрать квалифицированных сотрудников. Поэтому многие подрядчики нацелены на внутренний рост.

— Стратегия развития нашей компании в нынешних условиях — сохранение команды и усиление профессионального потенциала, — указывает Сергей Никифоров. — Мы стараемся проводить больше тренингов, осваивать новые технологии и виды работ. Сейчас то время, когда можно догнать лидеров рынка. Ни в коем случае нельзя бездействовать — это приведет к стагнации. Напротив, можно и нужно наращивать обороты, более активно вести себя на рынке.

— Сохранение коллектива для нас сегодня главное, — согласен с коллегой генеральный директор компании «Адгезия» Сергей Исупов. — Мы приняли ряд мер для создания дополнительной мотивации, улучшения условий труда работников. К примеру, любой из сотрудников, а также члены его семьи имеют право бесплатного и неограниченного пользования услугами одного из местных спорткомплексов.

Вовне варианты действий подрядчиков сегодня можно свести к двум стратегиям — активизации работы с прежними заказчиками (предложение им новых видов услуг и их комбинаций) и поиску клиентов в новых секторах.

— Наша стратегия — переориентация с металлургии на нефтегаз, где более-менее стабильная ситуация, — говорит директор компании «АльпСервисТагил» Сергей Грачев.

По словам Энтони Винсента, стратегия ВЫСО на 2009 год заключается в расширении портфеля услуг и заказов на международном рынке — в Норвегии, Казахстане, странах Каспийского региона.

Сокращение ремонтных бюджетов и удорожание импортных материалов снижает рентабельность подрядчиков.

— Все поставщики постарались привязать цены к курсу евро, и доля материалов в себестоимости наших услуг увеличилась примерно на 25%. Но заказчик ни в коем случае не примет увеличения общей стоимости работ на четверть. Поэтому придется искать резервы снижения других затрат в себестоимости продукта, — говорит Сергей Никифоров.

— Сейчас ради налаживания отношений по некоторым договорам мы работаем со сниженной рентабельностью, — указывает на вариант решения проблемы Сергей Грачев. — Надеемся, что в следующем году финансовая ситуация улучшится.

— Мы разработали антикризисный пакет, — делится Энтони Винсент. — В условиях экономического кризиса заказчики могут объединить комплекс работ для передачи одному подрядчику, что позволит значительно сократить расходы. Генподрядчик тоже может экономить: организовать выполнение работ с привлечением узкоспециализированных компаний на условиях субподряда.

При стремлении заказчика максимально снизить издержки, возникает опасность демпинга со стороны мелких слабооснащенных компаний. Но ведущие подрядчики настроены оптимистично.

— В кризис конкурентное преимущество за средними и крупными компаниями, — добавляет Сергей Грачев. — Однодневке трудно начать работать: проектов сегодня на порядок меньше, заключить договор гораздо сложнее. Кроме того, если раньше заказчики оплачивали выполненные работы в течение одного месяца, то сейчас — за три-четыре.

— Чтобы существовать, надо иметь хорошие оборотные средства, — объясняет Олег Тараненко. — В одном тендере с нами участвовали фирмы, выставившие демпинговые цены. Но когда они выяснили условия, практически все отказались.

— Замедление роста рынка очевидно, — замечает Сергей Исупов. — Многие предприятия пересматривают ремонтные бюджеты в сторону их снижения. Но у нас нет особых опасений, что на первый план повсеместно выйдут фирмы-однодневки. Серьезные заказчики, для которых важны долговечность, качество работ и собственный имидж, отступления не допустят.

Очевидно: в кризис некоторые компании АКЗ будут вынуждены закрыть бизнес. Конкурентные преимущества получат те, кто в годы роста экономики инвестировал в оборудование, технологии и обучение персонала.

«Эксперт Урал» №14 (371)

13 апреля 2009

Благодаря участию предприятий в создании технических регламентов количество ошибок, коррупционно-емких пунктов и просто глупостей будет сведено к минимуму, считает первый заместитель руководителя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Андрей Лоцманов…

ИНИЦИАТИВА НЕ НАКАЗУЕМА

Андрей Лоцманов

— Сколько всего должно быть технических регламентов и сколько уже принято?

— В виде федеральных законов и постановлений правительства принято семь регламентов, последняя программа предусматривала разработку 41−го, на этот год запланировано принятие 17−ти. Количество может быть изменено в соответствии с возникающими потребностями. Так работает Евросоюз: сроки и количество регламентов не ограничены, возникает проблема — создается директива.

— Каков вклад в разработку РСПП?

— Мы выступили одними из инициаторов внесения поправок в закон о техническом регулировании: его первоначальная редакция вела нас в тупик. Поправки были приняты в 2007 году и открыли дорогу разработке технических регламентов в соответствии с европейским подходом, одобренным ООН. Это позволит ускорить интеграцию России в мировое экономическое пространство.

Сейчас мы активно участвуем в создании нескольких регламентов, к примеру «О безопасности зданий и сооружений», «О безопасности химической продукции», «О требованиях пожарной безопасности». Они разрабатывались в сотрудничестве с профильными межотраслевыми советами по техническому регулированию и стандартизации и такими министерствами, как Минрегион, Мипромторг, МЧС. В результате многие недостатки регламентов были нивелированы. Благодаря вмешательству РСПП удалось отменить создание целого ряда отраслевых регламентов, которые просто не нужны промышленности.

Мы получаем проекты регламентов, отправляем их промышленным союзам, предприятиям, собираем замечания и передаем их разработчикам, министерству промышленности и торговли России, Ростехрегулированию и т.д. вплоть до Госдумы и администрации президента. Таким образом, разработчики регламентов получают объективные отзывы.

— У большинства российских предприятий развит стереотип: нормативные документы должны разработать и спустить им сверху.

— Действительно, до последнего времени предприятия в этом мало участвовали. Но за последние полтора-два года они поняли, что это очень важно, и активно включаются в обсуждение. Благодаря этому количество ошибок, коррупционно-емких пунктов и просто глупостей будет сведено к минимуму.

По материалам «Эксперт Урал» №14 (371)