ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ БЫТОВЫХ АНТИФРИЗОВ В РОССИИ


Основное отличие бытового антифриза от автомобильного заключается в пакете присадок. В частности, бытовой теплоноситель должен содержать специальные масляные присадки для смазывания помпы.


Массовая доля присадок в теплоносителе обычно несколько выше, чем в автомобильном антифризе и достигает 4-5%. Различие в условиях эксплуатации обуславливает необходимость достижения других параметров по защите от коррозии. Пакет присадок обычно содержит смесь ингибиторов коррозии, ингибиторов накипеобразования, пенообразования, набухания и растворения резиновых уплотнителей систем отопления, стабилизирующих и красящих компонентов.

Можно выделить следующие наиболее распространенные направления использования бытовых антифризов:

•  Автономные системы отопления жилых и производственных зданий
•  Системы охлаждения (теплообменные системы) промышленного оборудования
•  Системы вентиляции
•  Системы кондиционирования (Чиллеры)

Объем российского рынка бытовых антифризов в настоящий момент находится на уровне 19 тыс. тонн в год. При этом рынок демонстрирует хорошие темпы роста, что связано с тем, что бытовые антифризы используются не только в системах отопления, но и в системах кондиционирования. По словам игроков рынка, наиболее быстро растет именно рынок антифризов как хладоносителей, что наглядно демонстрирует диаграмма, представленная ниже. Ожидается, что в 2009 году доля антифризов, используемых в системах кондиционирования и холодильных установках, сравняется используемыми в системах отопления.

Наиболее востребованными, в отличие от автомобильных антифризов, являются концентрированные теплоносители -65. Связано это с тем, что единоразово необходим большой объем теплоносителя и на первый план встает удобство транспортировки.

Современный российский рынок предлагает в основном антифризы отечественного производства. Импортные антифризы к настоящему моменту практически исчезли из продажи из-за их высокой стоимости. Объем импорта (по официальным таможенным декларациям) был менее 10 тонн.

Наиболее распространенным теплоносителем, используемым в системах отопления, остается вода. На нее приходится около 68% от всего объема используемых теплоносителей. Антифризы занимают примерно 32 % объема теплоносителей. По словам экспертов, около 1% антифризов составляют специальные безводные охлаждающие жидкости. 31% приходится на антифризы на основе МЭГ и ПГ, причем наиболее распространенными остаются теплоносители на основе МЭГ.

Основное место в региональной структуре спроса занимают Москва и Московская область, на втором месте – Санкт-Петербург и область, далее следуют крупные города: Челябинск, Екатеринбург и пр.

Необходимо отметить, что каждый регион имеет свою специфику, что в ряде случаев позволяет говорить о большем потенциале развития рынка теплоносителей. В частности, рынок крупных городов развивается в первую очередь за счет строительства большого количества торговых и муниципальных объектов, а также активного коттеджного строительства. В то же время в обыкновенных жилых многоэтажных домах повсеместно обеспечивается центральное отопление.

В то же время, например, в Калининградской области распространено газовое отопление, что существенно расширяет розничных рынок теплоносителей. Особенности жизни в российских регионах  позволяют говорить о том, что при наличии средств у жителей на фоне неработающих котельных, дороговизны других видов отопления, по большей части малоэтажной застройки, этот вид отопления может быть альтернативным.

 С точки зрения покупательских сегментов, рынок бытовых антифризов можно разделить на следующие подгруппы:

Потребители бытовых антифризов на российском рынке

Частные владельцыКоммерческие и некоммерческие учреждения с автономной системой отопленияОрганизации, использующие антифризы в системах охлаждения
Загородные дома, коттеджи, квартиры с автономным отоплением и т.п.- Супермаркеты и торговые центры (Ашан, Метро, Леруа Мерлен и пр.)- Спортивные комплексы- Здания органов власти и управления, офисные центры, аэропорты- Промышленные объекты- пр.- Хладокомбинаты- Ледовые комплексы- Гидроэлектростанции- Угольные шахты- Учреждения, использующие антифризы в системах кондиционирования и пр.

Сбыт теплоносителей осуществляется производителями по нескольким каналам:

- Напрямую потребителям (через собственные представительства, торговые дома и дилерские сети)
- Через розничные торговые сети (магазины, автозаправки, сети Леруа-Мерлен, Ашан и пр.)
- Через монтажные организации и фирмы, работающие в сфере кондиционирования и теплоснабжения (контактные данные последних приведены в приложении).

Внутреннее производство

В России и других странах антифриз продается по большей части в двух модификациях: с температурой замерзания минус 65°С и температурой замерзания минус 30°С. При этом концентрированный вариант (рассчитанный на минус 65°С) может быть разбавлен водой до требуемой концентрации.

Объем производства бытовых антифризов в России в 2008 году был на уровне 19 тыс. тонн. Крупнейшие производители – Гелис, ТэксХим, Техноформ, Кемеровское ОАО Химпром.

Ниже представлены данные по объемам производства теплоносителей в России в 2008 году.

Таблица 10.1

ПроизводительОбъем производства, тыс. тонн
Гелис5
ТэксХим2,7
Химпром (Кемерово)2,5
Техноформ1,9
Роснефтехим1,3
ХимАвто1,2
Прочие 5

Большинство антифризов для систем отопления российского производства выпускаются на основе моноэтиленгликоля. В то же время в линейки ряда производителей входят несколько марок антифризов, изготовленных на основе экологически безопасного сырья – пропиленгликоля.  Существенно менее распространен глицерин и другие основы. В среднем в структуре производства бытовых антифризов на предприятиях, выпускающих и этиленгликолевый и пропиленгликолевый продукт, на последний приходится около 10%.
Ниже представлены данные по марочному ассортименту теплоносителей, выпускаемых российскими предприятиями. Необходимо отметить, что в 2009 году планирует запустить производство бытовых антифризов лидер российского рынка автомобильных охлаждающих жидкостей - Тосол-Синтез.

Ассортимент бытовых антифризов, выпускаемых российскими производителями

ПроизводительМарка теплоносителяТемпература кристаллизацииОснова
ООО «ТЭКСХИМ»«Хот Блад - 65 М» (концентрат)-65 °С  МЭГ

«Хот Блад - КОМФОРТ» (-40°С)

-40 °СМЭГ
«Хот Блад - 30М»-30 °СМЭГ
«Хот Блад - 65Эко» и «Хот Блад -30Эко»-65 °С и -30 °СПГ
ГК «ХИМАВТО»«Теплый дом-65» (концентрат)-65 °СМЭГ
«Теплый дом - Эко»-30 °СПГ
ОАО «Техноформ»Hot Stream-65°С-65 °СМЭГ
Hot Stream-30°С-30 °СМЭГ
Hot Stream-ЭкоПро -30°С-30 °СПГ
ОбнинскоргсинтезTermagent МЭГ
THERMAGENT-30 EKO-30 °СПГ
Технология уюта-65 °СМЭГ
SINTEC 65-65 °СМЭГ
ГелисDixis - 30-30 °СМЭГ
Dixis - 65-65 °СМЭГ
Dixis - Top-30 °СПГ
Nixiegel - 30-30 °СМЭГ
Nixiegel - 65-65 °СМЭГ
ООО ПО Химпром«Комфорт» марка А-25оС, -40оСПГ
«Комфорт» марка Б-40оСМЭГ
ОрникаTermico Premium-30 °С, -65 °СМЭГ
Евроколор,ОООЭнергос Универсал»-30 °С, -40оС, -50оС (конц.)МЭГ
Энергос Люкс»-30 °С, -50оС (конц.)ПГ
Прима ЛексАргус-Хатдип-65 °СМЭГ
Аргус-Галан (Для систем отопления с котлом электродного типа)-65 °СМЭГ
АРГУС-ЭКОВАРМ-65 °С, -30 °СПГ
ЗАО "Завод Органических продуктов"Ольга-30°СГлицерин
ПримахимсервисПрима-ДОМ-65 °СМЭГ
Органик-прогрессТеплолюкс-65-65 °СМЭГ
Волга-ОйлВолга-Ойл-65 °СМЭГ
РоснефтехимFORSAGE-35°СМЭГ
ЛакирисЛАКИРИС-30°С, -40°С, -65°С 
Спектропласт ХНТ-5°С ,-10°С , -15°С, -20°С ,  -25°С, -30°С, -35°С ,  -40°С,  -45°С, -50°С, -55°С , 60°СПГ
ТЭЖ-5°С 
ОЖ-5°С ,-10°С ,  -20°С , -25°С, -30°С, -35°С , -40°С,  -55°С , 60°С, КМЭГ
НПП Спецавиа, ОООЛидер-40°С, -65°С, КМЭГ
Техно – СинтезГольфстрим-65°СМЭГ
Элита-30°СПГ
Антифриз ЭКО-30-30°СГлицерин

Подробнее с анализом текущей ситуации и прогнозом развития российского рынка охлаждающих жидкостей можно познакомиться в отчетах маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антифризов в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 927-02-31
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование