«ТАИФ-НК»: прицел на «Евро-5»


"ТАИФ-НК" теперь маркирует каждую партию бензинов «Регуляр Евро-92» и «Премиум Евро-95» пометкой о том, что данное топливо получило сертификаты соответствия требованиям стандарта Евро-4. В нынешних условиях это – мощный козырь в продвижении на рынке.


С 1 июня 2008 года крупнейший татарстанский производитель автомобильного и дизельного топлива ОАО "ТАИФ-НК" маркирует каждую партию бензинов «Регуляр Евро-92» и «Премиум Евро-95» пометкой о том, что данное топливо получило сертификаты соответствия требованиям стандарта Евро-4. В сложившихся финансовых условиях взятая экологическая высота остается, пожалуй, главным козырем компании в продвижении товара.

Опять татары поторопились!

 Справедливости ради стоит отметить: по неоднократным заявлениям компании выпуск топлива не ниже взятой планки качества производился гораздо раньше. Данный шаг выглядел логичным и своевременным в преддверии введения в России нового техрегламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам". В соответствии с документом, с 31 декабря 2008 года должен был быть прекращен выпуск автомобильного топлива стандарта Евро-2, с 2010 года - Евро-3, а с 2013 года - бензин и дизтопливо стандарта Евро-4. Срок "жизни" Евро-5 ограничен не был.

С технической точки зрения "ТАИФ-НК" к этому нововведению был готов. Так, с прошлого сентября его НПЗ перевел на "четверку" и весь объем дизтоплива. Однако еще летом власти страны решили отложить вступление в силу нового техрегламента, поскольку парламентарии пришли к выводу: нефтеперерабатывающие мощности страны в большинстве своем к переходу на новые стандарты качества топлива пока не готовы.

Это обстоятельство, а также грянувший в скором времени кризис, обостривший конкуренцию, позволили экспертам высказать мнение о поспешности Татарстана в переходе на технологически жесткое, без возможности маневра производство дорогого топлива стандарта Евро-4. Выпуск нового бензина назвали "преждевременным", предсказали ценовые проблемы при его реализации, а значит, и усложнение жизни компании, учитывая взятый в прошлом валютный синдицированный кредит.

 Цена вопроса

Предсказания оказались верными. Так, первый квартал 2009 года компания завершила с чистым убытком и сниженной в 1,8 раза по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 года выручкой. Между тем действия "ТАИФ-НК" на этом фоне были неожиданными: на 19 собственных заправках бензин продавался, по мнению других участников рынка, по демпинговым ценам. В результате чего росло недовольство конкурентов. Все это вылилось в то, что в марте Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов предложил компании повысить розничные цены на собственных заправках и снизить оптовые цены для республиканских АЗС до уровня уфимских НПЗ.

Отсылка к башкирским заводам резонна. Во-первых, до строительства первого татарстанского НПЗ это был ближайший оптовый поставщик топлива. Во-вторых, их цены как раз определяют среднеарифметическую оптовую стоимость нефтепродуктов по ПФО. В-третьих, и это главное, внутриреспубликанской кооперации ради и поддержки отечественного производителя для татарстанским правительственным решением планировалось уже в текущем году увеличить долю моторного топлива производства "ТАИФ-НК", продаваемого на территории РТ. В прошлом году доля составляла 60%, и поднять ее решили сначала до 90-100%, но впоследствии скорректировали планы до обтекаемых "свыше 60%".

Выглядело это как-то не по-товарищески… Вот и пришлось Рустаму Минниханову на публичном мероприятии поднять генерального директора "ТАИФ-НК" Александра Бабынина и дать ценные указания.

Несложно догадаться, что руководство "ТАИФ" отнеслось к поручению главы Правительства без особого восторга. В частности, глава группы компаний Альберт Шигабутдинов в интервью журналу "Нефть и капитал" объяснил, что татарстанские "розничники" покупают у Башкортостана дешевый бензин, благо, Уфимский НПЗ более гибок в производстве. К несомненным достоинствам соседнего предприятия относится целый ряд длинных технологических цепочек. "Они (татарстанская розница) хотят покупать наши нефтепродукты, отвечающие самым высоким стандартам, по ценам уфимского процессингового топлива, соответствующего стандарту Евро-2 и даже ниже, и на этом зарабатывать. Такой возможности мы им предоставить не можем", - заявил Альберт Шигабутдинов.

Дважды два – четыре

На рубеже 2005-2006 годов в ОАО "ТАИФ-НК" были единомоментно введены в эксплуатацию три установки: каталитического крекинга вакуумного газойля в кипящем слое катализатора; изготовления, хранения и отгрузки товарных автобензинов, а также установка по переработке 1 млн. тонн в год газового конденсата. Благодаря этой модернизации уже в 2006 году местный НПЗ смог произвести 3,33 млн. тонн бензинов и дизельных фракций, из которых 2,1 млн. тонн соответствовали требованиям стандарта Евро-2.

В последующие два года произошла очередная модернизация. Она коснулась увеличения мощности первой из перечисленных установок - каталитического крекинга - с 880 тыс. тонн до 1 млн. тонн в год по сырью. Одновременно были построены установки по глубокой сероочистке сжиженных газов и легкого бензина. Данное оборудование и позволило довести качество выпускаемых топлив до стандарта Евро-4. Более того, дотянуть все его марки до параметров "четверки", даже несмотря на то, что в соответствии с вышеупомянутым регламентом под Евро-4 были просчитаны компоненты бензинов исключительно марки 95 и выше.

 Более глубокая очистка, разумеется, отразилась и на себестоимости. Не говоря уже о том, что сравнивать по сырью завод "ТАИФНК" с тем же Уфимским НПЗ, мягко говоря, некорректно. Аналогичные башкирские предприятия (их три) получают смесь из легкой западносибирской и местной тяжелой высокосернистой нефти. Давальцами первой составляющей являются 27 компаний. Содержание серы в таком сырье не более 1,45%, а показатель плотности - 0,85. Завод "ТАИФа" же жестко привязан исключительно к сырью "Татнефти", такое решение вынес Совбез Татарстана в 2005 году. По нему переработчик ежегодно обязуется закупать 7 млн. тонн нефти. А ее качественные характеристики таковы: содержание серы - 1,8, плотность - 0,87. Отсюда и разница.

 Экология и экономика

При этом предприятие не останавливается в стремлении к совершенствованию процесса. Так, в феврале НПЗ "ТАИФ-НК" презентовал новые производства метил-третбутилового (МТБЭ) и трет-амилового эфиров (ТАМЭ). На данных установках выпускаются компоненты с очень высоким октановым числом - свыше 110 пунктов для нужд производства автобензинов в Татарстане. Ввод данных добавок в глубоко сероочищенные автобензины гарантированно уменьшает содержание канцерогенного бензола, ароматических углеводородов и других вредных химических веществ, значительно снижая токсичность выхлопа автомобилей. Открытие новых производств завершило проект создания республиканского крупнотоннажного производства экологически чистых автомобильных топлив.

 Но это, опять же, не финал. Так, завод ожидает еще один мощный инвестпроект, от которого руководство "ТАИФа" пока не отказывается. Речь идет, во-первых, о наращивании мощности НПЗ с 7 млн. до 10 млн. тонн сырой нефти в год и об углублении ее переработки с сегодняшних 73,5% до 99%. Во-вторых - о переходе на глубокую переработку исключительно высокосернистой тяжелой нефти.

На майской коллегии Министерства промышленности и торговли РТ журналистам удалось выяснить у Александра Бабынина, как он сам оценивает разного рода дискуссии вокруг "поспешного" решения о качественном скачке продукции предприятия.

"Моя позиция остается прежней: это все наше будущее, это наш воздух, это то, чем дышим мы и наши дети. У меня даже никаких мыслей о ненужности этого стандарта возникать не может. Единственная, которая возникает постоянно, - это переход на Евро-5", - заявил господин Бабынин.

 Скептики могут усомниться: рано или поздно от прежних стандартов будут отходить, поэтому за любыми благими намерениями можно узреть желание заранее занять выгодную позицию на рынке, когда техрегламент все же вступит в силу. Другое дело, что пока до массового "дружественного окружающей среде" топлива нам всем еще очень далеко, любые попытки хотя бы немного уменьшить наносимый ущерб природе уже заслуживают уважения.

 Но до определенности в административной поддержке экологического начинания компании нужно еще дожить. Основной выход из ситуации - создание сети собственных АЗС, чем сегодня активно и занимается "ТАИФНК". По словам его гендиректора, сегодня компания владеет 19 заправками по республике и постоянно присматривается к различным розничным сетям с целью их приобретения. Это вполне объяснимо и укладывается в стратегию развития по созданию собственной сети из 200 АЗС. Данное решение было обнародовано в сентябре прошлого года. По мнению экспертов, если в течение 1-2 лет число собственных АЗС достигнет 120, как планируют в компании, то этого уже будет достаточно, чтобы привить местным водителям любовь и уважение к экологическому топливу.

По материалам www.e-vid.ru

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».