НА РЫНКЕ ПВХ-ПРОФИЛЯ: время сильных игроков


Как повлиял кризис на производство ПВХ-профильных изделий? Как складывается ситуация у производителей? Об этом в интервью с коммерческим директором компании «Проплекс».


Как повлиял кризис на производство ПВХ-профильных изделий (процент спада)? Как в этой связи складывается ситуация у производителей? Newchemistry обратился к ведущему игроку рынка - в компанию «Проплекс». Представляем Вашему вниманию интервью с коммерческим директором Романом Айваржи.

Роман Айваржи, коммерческий директор Группы компаний ПРОПЛЕКС (крупнейший российский производитель ПВХ профиля по австрийским технологиям):

- Как активный и значимый участник рынка ПВХ профилей и светопрозрачных конструкций (СПК) мы контактируем с большинством компаний, работающих на рынке СПК, в том числе и с нашими конкурентами. По общей консолидированной оценке рынок упал на 45% по итогам первых 4-х месяцев 2009 года. При этом ожидается, что во второй половине года ситуация может ухудшиться, общее падение достигнет отметки в  50%. Это не означает, что заказов во второй половине года станет меньше, чем в начале. Это лишь означает, что традиционного сезонного всплеска с июля по октябрь не будет. При этом объемы остекления в эти месяцы, определенно, будут больше чем даже в апреле-мае, но не на 40-50% как это было в предыдущие годы, а всего на 10-20%.

На фоне общих тенденций результаты компании ПРОПЛЕКС выглядят очень привлекательно. По сравнению с предыдущим годом снижение по итогам первых 4-х месяцев составило всего 27%.

- Наметились ли на рынке какие-либо структурные сдвиги (например, поворот в сторону более дешевых изделий)?

- Вполне естественно, что в ситуации финансовой нестабильности вопрос экономии и снижения издержек выходит на первый план. Это неизбежно приводит к переориентации спроса на более дешевую продукцию. Рынок СПК не стал исключением. Однако даже в такой непростой ситуации нельзя бросаться из крайности в крайность. Снижать себестоимость производимой продукции необходимо. Но если гонка за более низкой ценой идет в ущерб качеству, то это рано или поздно приведет к стагнации на рынке. Потому что неизбежно наступает момент, когда уровень качества СПК становится настолько низок, что они не нужны потребителю даже за экстремально низкие цены. И как результат – отрасль умирает. Группа компаний ПРОПЛЕКС четко понимает такую закономерность. Мы стремимся помогать своим партнерам снижать себестоимость не за счет снижения качества поставляемых комплектующих, а за счет поиска и  поставки комплектующих достойного качества, но по более низким ценам. При этом уже более полугода в компании действует программа поддержки переработчиков. Наши специалисты готовы помочь переработчику не только оптимизировать производство, но и поддержать партнера при участии в тендерах.

- Как повлиял кризис на обеспечение сырьем (ПВХ-С)? Снизился ли импорт? Существуют ли у Вашей компании прямые контракты с крупными зарубежными и российскими производителями ПВХ?

- Группа компаний ПРОПЛЕКС входит в пятерку лидеров по объемам производимой продукции и является значимым и интересным клиентом для любого поставщика сырья ПВХ. Традиционно мы используем при производстве профилей ПВХ отечественных производителей, как и большинство других производителей профилей. При этом контакты с западными поставщиками ПВХ у нас также налажены. Сырье очень многих западных поставщиков опробовано  на нашем производстве и для каждого отработана своя технология. В случае необходимости мы готовы оперативно, без остановки технологического процесса экструзии и без снижения качества, переориентироваться на использование ПВХ западных производителей. Если, конечно, это потребуется нашим клиентам.
 

- Считается, что «кризис - время передела». Имеют ли место на рынке ПВХ-профиля процессы перераспределения сфер влияния, в частности, слияния, поглощения, «сход с дистанции» отдельных игроков и т.д.?

- Кризис не только «время передела», но и «время сильных игроков». Флагманами рынка и отрасли по праву будут считаться те компании, которые сумеют пережить непростое время и будут достойно представлены на рынке. Такие игроки смогут претендовать на лакомый кусок пусть и несколько уменьшившегося, но такого же сладкого пирога. Существует огромное количество стратегий для выживания в условиях кризиса. Но ни одна из них не гарантирует на 100%, что компания останется на плаву. Очень многое будет зависеть от решений менеджмента компании, принятых в той или иной ситуации. Уже сегодня мы наблюдаем уход с рынка ряда компаний: как производителей профилей, так и производителей СПК. Передел рынка только начался. Многое станет ясно только к концу года, когда у недальновидных или недостаточно гибких игроков сдадут нервы, а что еще быстрее, закончатся финансовые средства.

- Какие антикризисные шаги предпринимает Ваша компания (сокращение производственных издержек, оптимизация рецептуры, выпуск более дешевых изделий, рассчитанных на сегмент "эконом" и т.д.)?

- Проводить антикризисные мероприятия наша компания начала, когда многие, на волне эйфории результатов первого полугодия 2008 еще даже не задумывались о кризисе и надеялись на старый русский «авось». Наша логика была очень проста: если кризис все-таки придет – мы к нему окажемся готовы, если нет – программа оздоровления компании никому еще не вредила. Т.е. мы выиграли бы в обоих случаях. В августе 2008 года была создана рабочая группа, которая уже в сентябре подготовила и утвердила план антикризисных мероприятий на 2008-2009 гг. Основные постулаты этого плана:

• Никаких изменений в рецептуре за счет увеличения доли более дешевых компонентов (например, мела). Качество производимой продукции должно не только НЕ упасть, но и вырасти.

• Серьезное внимание постоянным издержкам компании. Убивает компанию не падение продаж или производства, а то, что постоянные издержки при этом не сокращаются. В рамках решения этой задачи часть производственных мощностей компании были «заморожены» на период «межсезонья».

• Оптимизация внутренних бизнес-процессов компании.

• Активная позиция на рынке. Только за первый квартал 2009 года нами привлечено более 200 новых компаний-партнеров.

• Оптимизация ассортимента производимой и поставляемой компанией продукции и комплектующих. Весь наш ассортимент, который по ценовому или иному признаку можно отнести к сегменту «эконом», является высококачественной продукцией, из которой  можно производить высококачественные окна, но при этом имея более низкую себестоимость.

• Ориентация на более тесную работу с клиентами: передача передового опыта выживания в условиях кризиса, индивидуальный подход в формировании цен и условий при участии в тендерах, участие в ответственности клиентов за производимую ими продукцию.

- Ваш взгляд на перспективы рынка профильных изделий. Когда начнет восстанавливаться спрос?
 
- Собственно спрос никуда и не исчез. Просто он снизился. За него труднее стало бороться. И на фоне огромного роста (до 46% в 2006 году) было бы недальновидным не прогнозировать некоторой коррекции в виде спада. Рано или поздно это бы произошло. Примерную оценку рынка 2009 годы мы уже озвучивали: это ~50% падения относительно прошлого года. Рынок 2010 года будет примерно равен рынку 2009. При благоприятном стечении обстоятельств возможен небольшой рост в пределах 5-10%. А вот результаты 2011 года во многом будут определяться темпами роста и развития мировой и российской экономики в ближайшие два года. Гадать на «кофейной гуще», бессмысленно. В этом уравнении слишком много неизвестных. Гораздо важнее наличие у компании нескольких сценариев развития рынка и готовность к реализации любого из них. Мы готовы. А Вы?

Newchemistry.ru

Подробнее с анализом текущего и потенциального спроса и предложения суспензионного ПВХ на российском рынке Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков

«Рынок суспензионного ПВХ в России».
«Рынок оконного ПВХ профиля в России»
«Рынок ПВХ подоконников в России»
«Рынок стеновых ПВХ панелей в России»
«Рынок напольного ПВХ плинтуса в России» «Рынок настенных кабель-каналов в России».