BASF ПОСЛЕ ТРУДНОГО СТАРТА: II полугодие 2009 |
После трудного начала 2009 года BASF улучшает показатели: продажи и прибыль немного выросли по сравнению со II кварталом. Промышленное производство стабилизируется на низком уровне; в Северной Америке, вероятно, достигнуто «дно», а в Китае – более быстрый рост. |
Показатели продаж и прибыли EBIT (до учета специальных статей) немного выросли по сравнению с предыдущим кварталом; Результаты первого полугодия 2009 года: по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. продажи снизились на 23,3%, а EBIT (до учета специальных статей) – на 55,4%; Промышленное производство стабилизируется на низком уровне; в Северной Америке, вероятно, достигнуто «дно», а в Китае – более быстрый рост; Крупномасштабные меры по повышению эффективности и сокращению расходов приносят результат; Интеграция бизнеса компании Ciba требует затрат, а ожидаемый ежегодный синергетический эффект составит не менее 400 млн. евро; В целом, признаков устойчивого подъема не наблюдается; похоже, что итоги 2009 года не позволят получить прибыль на вложенный капитал; Во втором квартале 2009 года показатели продаж и доходов концерна BASF вновь подверглись негативному воздействию продолжающегося глобального экономического кризиса. Особенно сильно это отразилось на деятельности сегментов химикатов, пластмасс и функциональных решений, что связано, в частности, с трудной ситуацией в автомобилестроении и строительной отрасли. В сегменте нефти и газа также отмечено падение продаж, обусловленное как уменьшением объемов реализованного природного газа, так и значительным снижением цен на сырую нефть. В сегменте продукции для сельского хозяйства бизнес был более успешным – здесь наблюдается увеличение объемов продаж и поступлений. |
Прогноз на 2009 год в целом Концерн BASF пересмотрел свой прогноз относительно итогов текущего года, исходя из той ситуации, которая сложилась в мировой экономике: • снижение ВВП (минус 3 процента) Учитывая сложную экономическую обстановку, а также те затраты, которые связаны с интеграцией бизнеса компании Ciba, эксперты BASF ожидают существенного падения продаж и поступлений по итогам 2009 года. «Соответственно, мы вряд ли сумеем получить прибыль на вложенный капитал», - констатировал г-н Бок. Интеграция бизнеса Ciba: ожидаемый синергетический эффект составит не менее 400 млн. евро в год Д-р Ханс-Ульрих Энгель, член Совета директоров BASF, пояснил обстоятельства интеграции бизнеса компании Ciba. Все основные интеграционные мероприятия будут завершены до окончания первого квартала 2010 года. Проведенный анализ полностью подтвердил стратегическую оправданность приобретения бизнеса Ciba. В настоящее время концерн BASF вошёл в число ведущих мировых поставщиков по целому ряду наименований специальных химикатов. Для того, чтобы в полной мере реализовать потенциал объединенного бизнеса, требуется осуществить обширную программу по реструктуризации. В частности, она предусматривает сокращение около 3.700 рабочих мест в разных регионах мира к 2013 году. Ожидается, что ежегодный синергетический эффект после реструктуризации будет составлять по крайней мере 400 млн. евро, что соответствует не менее чем 10% от объемов продаж компании Ciba в 2008 году. Выход на такие показатели синергетического эффекта планируется на конец 2012 года; при этом уже к концу 2010 г. прибыль от синергии должна достичь трёх четвертей от указанной суммы, т.е. 300 млн. евро в год. Достижение синергетического эффекта сопряжено с затратами на интеграцию бизнеса, которые, по оценкам экспертов BASF, наличными в общей сложности могут составить примерно 550 млн. евро. Основная их часть – это расходы по выплате выходных пособий. Помимо этого, общая сумма неденежных затрат составит около 500 млн. евро. Окончательные точные суммы будут зависеть от масштаба необходимых мероприятий – в частности, от числа предприятий, подлежащих закрытию. Рост продаж и поступлений в сегменте решений для сельского хозяйства В сегменте химикатов концерна BASF зафиксировано падение продаж на 41 процент, что связано с уменьшением объемов и цен. Показатель EBIT (до учета специальных статей) во 2 квартале 2009 года оказался на 32% меньше, чем за тот же период прошлого года. Тем не менее, показатели всех подразделений по сравнению с 1 кварталом 2009 года заметно улучшились. Продажи в сегменте пластмасс упали на 30 процентов - по причине низкого спроса во многих отраслях, использующих данную продукцию, а EBIT до учета специальных статей уменьшился вдвое. В отличие от первого квартала текущего года, оба подразделения, входящие в состав сегмента, продемонстрировали положительную прибыльность. Это было связано с некоторым улучшением загрузки производственных мощностей, а также со строгим контролем над расходованием средств. В сегменте специальных продуктов приобретение бизнеса Ciba обусловило рост продаж на 17 процентов. Несмотря на снижение постоянных издержек и увеличение маржи, показатель EBIT (до учета специальных статей) упал на 64 процента. Основная причина этого состояла в том, что приобретенный бизнес Ciba оказался в значительном убытке – вследствие трудной экономической ситуации и интеграционных затрат. Спрос со стороны автомобилестроительных компаний по-прежнему остается на низком уровне, что привело к снижению объемов продаж в сегменте функциональных решений на 30 процентов. Это особенно сильно сказалось на деятельности подразделения катализаторов – в совокупности с таким неблагоприятным фактором, как значительное удешевление драгоценных металлов. Показатель EBIT (до учета специальных статей) в данном сегменте по итогам 2 квартала 2009 г. уменьшился на 57% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако оказался выше, чем в 1 квартале 2009 г. Показатели продаж и поступлений в сегменте решений для сельского хозяйства в первом квартале 2009 года оказались весьма успешными. Что касается второго квартала 2009 г., то его результаты лишь ненамного превысили тот уровень, который был достигнут во втором квартале 2008 года. Это стало следствием задержки посевной кампании в Северной Америке и ряде европейских стран, а также засухи в Аргентине. Показатель EBIT (до учета специальных статей) увеличился на 1%, что связано с ростом цен в Северной Америке и Европе, а также с позитивным эффектом от изменения курсов валют. Резкое падение нефтяных цен и снижение объемов реализации природного газа – вот те факторы, которые обусловили 23-процентное уменьшение продаж в сегменте нефти и газа по сравнению со вторым кварталом 2008 года. Показатель EBIT до учета специальных статей снизился на 51 процент. Следует отметить, что цены на сырую нефть во 2 кв. 2009 г. были на 50% ниже, чем год тому назад, а объемы торговли природным газом уменьшились. Результаты продаж в подразделениях, объединенных в группу «Прочие», ухудшились по причине падения спроса со стороны тех компаний, которые работают с производными стирола и занимаются выпуском удобрений. Показатель EBIT (до учета специальных статей) существенно снизился – в связи с нереализованными убытками от хеджирования валютных курсов, а также с затратами на опционную программу BASF, вызванными подорожанием акций. В противоположность этому, во втором квартале прошлого года были зафиксирована значительная нереализованная прибыль от операций хеджирования по сырью. |
Снижение продаж по всем регионам, увеличение спроса в Азии По итогам второго квартала 2009 года продажи по местонахождению компаний в Европе упали на 26%, а показатель EBIT (до учета специальных статей) потерял 1,2 млрд. евро, резко снизившись до отметки 696 млн. евро. Низкий спрос стал главной причиной падения продаж и поступлений от промышленного производства, а также в сегменте нефти и газа. Объемы продаж в сегменте специальных продуктов заметно выросли за счет приобретения бизнеса компании Ciba. Существенный объем поступлений пришелся на долю сегмента решений для сельского хозяйства. Продажи по местонахождению компаний в Северной Америке во 2 кв. текущего года снизились на 33% (в долларах США), что соответствует -24% в пересчете на евро. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что значительное падение было отмечено практически во всех сегментах. Вместе с тем, показатель EBIT (до учета специальных статей) составил 184 млн. евро, что соответствует уровню второго квартала 2008 года. Это связано, прежде всего, с успешными результатами деятельности в сегменте решений для сельского хозяйства. В Азиатско-Тихоокеанском регионе продажи упали на 23% (в местной валюте), что соответствует -15% в пересчете на евро. Показатель EBIT (до учета специальных статей) снизился на 38 млн. евро – до отметки 193 млн. евро. В частности, падение затронуло сегменты химикатов, пластмасс и специальных продуктов. Общий уровень спроса в данном регионе заметно вырос по сравнению с первым кварталом 2009 года, что объясняется возобновлением экономического роста в Китае. Продажи по местонахождению компаний в странах Южной Америки, Африки и Ближнего Востокапродемонстрировали отрицательную динамику: -10% в местной валюте (-8% в пересчете на евро). Снижение EBIT до учета специальных статей было незначительным – он упал на 5 млн. евро до отметки 67 млн. евро. Падение затронуло сегмент нефти и газа; на результатах сегмента специальных продуктов сказались слабые результаты подразделения по выпуску химикатов для текстильной и кожевенной промышленности. Засуха в Аргентине оказала негативное воздействие на бизнес в сегменте решений для сельского хозяйства. Newchemistry.ru |