ПРИЖИВЕТСЯ ЛИ ТАМБУРАТ В РОССИИ


В последние годы стала активно развиваться мода на изделия, включающие детали увеличенной толщины. Не только в Европе, но и в России наблюдается тенденция к увеличению толщин мебельных элементов и столешниц.


Еще 4 года назад доля 40-миллиметровых элементов мебели и столешниц на нашем рынке не превышала 15%, остальные выпускались толщиной до 28 мм. Сегодня на 40-миллиметровые мебельные элементы приходится уже около 35% рынка, и 5–7% занимают мебельные элементы толщиной 60 мм. Нынешняя ситуация толкает производителей мебели к поиску новых нестандартных решений, одно из них – плиты с сотовым заполнителем, получившие в России название «Тамбурат», -  предлагается, как антикризисный материал в условиях усилившейся мебельной конкуренции. Чаще всего сущность маркетинга в классических плитных толщинах сводится в основном к снижению стоимости на изделия, в нашем случае мебель даже с частичным применением тамбурата позволяет не понижать, а повышать стоимость продукции. При этом мебельное производство получает новые финансовые и маркетинговые возможности.

В условиях сложившейся экономической ситуации и начала периода импортного товарозамещения для Российских производителей мебели продукция с применением тамбурата становится еще более привлекательной. Разработка новой мебели с применением новых материалов и комплектующих затея дорогая, учитывая это, многие производители мебели, использующие тамбурат, не создают новую продукцию, адаптированную к этому материалу, но очень успешно применяют элементы из тамбурата, частично заменяя или дополняя ими свою выпускаемую продукцию. Это добавляет производимым изделиям, как маркетинговую привлекательность, так и придает серийным устаревшим моделям новизну. Как же это сделано? Ведь древесно-стружечная плита такой толщины практически не выпускается, но если бы применялась именно она, то имела бы слишком большой вес. Распилить изделие вдоль на выставке обычно не позволяют, и способы изготовления толстых деталей для многих продолжают оставаться тайной.

На самом деле такие детали выпускаются по известной еще с середины прошлого века, почти забытой мебельщиками с появлением древесно-стружечных плит технологии изготовления деталей с сотовым заполнением. Эта технология довольно проста: внутри рамки из полос ДСП или массивной древесины вкладывается и фиксируется бумажный сотовый заполнитель. Затем этот пакет с обеих сторон накрывается двумя облицовочными пластами из тонкого КХДФ, ЛМДФ или ЛДСП (от 4-х мм) с нанесенным клеем и помещается в пресс для выдержки под давлением. После склеивания деталь обрезается на заданный формат и облицовывается кромками. Принцип сотового заполнения, уже давно применяется в конструкции силовой облицовки салонов самолетов и космической техники, судо- и автостроении (Audi A8, передвижные бытовки, трейлеры), вагоностроении (перегородки пассажирских вагонов) и, конечно же, при устройстве интерьеров – то есть присутствуют везде, где необходимы не только легкость и практичность материала, но и высокие эстетические качества. Это говорит о том, что детали с применением тамбурата отличаются высокой прочностью и низкой теплопроводностью, обладают малым весом, нематериалоемки и поэтому имеют относительно невысокую цену.


История Тамбурата в России

Первый в нашей стране крупный цех по производству дверных полотен с сотовым заполнением, поставленный шведской фирмой Kahrs, был запущен на московском ДОК 3 около тридцати пяти лет назад. Но сотовое заполнение в деталях мебели может служить не только для простого увеличения их толщины. Оно обеспечивает и возможность создания деталей криволинейной, изогнутой формы, что также соответствует направлениям современной моды. Также, они могут использоваться в производстве неплоских, выпуклых фасадов, изогнутых по плоскости деталей спинок кроватей, боковин шкафов или как конструкционные элементы сложной формы для подлокотников диванов и кресел. Ранее, применение сотового заполнителя в деталях мебели всегда довольно сильно сдерживала сама проблема изготовления рамок из-за необходимости использования очень большого количества их типоразмеров. В настоящее время стал активно производится без каркасный или без рамочный тамбурат в плитах большого размера, сравнимого с размерами полноформатных древесностружечных плит, включающий две наружные плитные облицовки и средний слой из сотового заполнения, с последующим его раскроем на детали нужного размера.

Великолепные звукоизолирующие свойства тамбурата делает его весьма привлекательным для оснащения интерьеров бюро, ресторанов, перегородок общественных помещений, там, где нужно создать зоны, отгороженные от общей суеты и шума. А малый вес панелей обеспечивает, легкость трансформации откатных перегородок при разграничении зон использования для быстрого изменения их функционального назначения. Панели с сотовым заполнением с успехом применяются, в больницах и госпиталях, так как их гигиеничность легко достигается использованием в качестве наружной облицовки декоративного бумажно-слоистого пластика (HPL-БСП), отличающегося стойкостью к загрязнениям и отличной устойчивостью к любым моющим средствам и растворам. Универсальность в финишной отделке тамбурата на основе пластей из ХДФ, МДФ и ДСП могут быть легко облицованы любыми материалами: натуральным и синтетическим шпоном, ПВХ пленками или слоистыми пластиками, – позволяют переориентировать дизайнеров на новый плитный материал, который может с достоинством дополнить классические толщины ДСП. Окраска. Если наружная облицовка плит выполнена из листов ХДФ или МДФ, то при дальнейшей отделке слой лакокрасочных материалов могут наноситься непосредственно на нее, что часто вообще исключает необходимость в облицовывании, резко снижая себестоимость готовых изделий. Успех материала определяют не только его многочисленные достоинства, но и грамотная политика по продвижению продукта. На протяжении последних двух лет сотрудниками проекта Тамбурат-RU постоянно проводятся практические семинары для желающих работать с тамбуратом, предлагая к использованию при этом не только сам тамбурат, но и все необходимые комплектующие, кромки и фурнитуру.

В результате сегодня не только в Москве, но буквально по всей России десятки фирм изготавливают предметы и элементы мебели из тамбурата. Вполне освоили искусство работы с плитой Тамбурат и мебельные фабрики. Производители дорогой мебели выбирают варианты не облицованного тамбурата с покрытиями МДФ 6 или 8мм под фанерование, либо готовый тамбурат уже фанерованный шпоном, но большинство производителей, всеже ориентируются на средний ценовой сегмент на ламинированной плите.

Особой популярностью пользуется 40 и 50 миллиметровый тамбурат без каркаса. Технология кромкооблицовки тамбурата без каркаса практически не отличается от аналогичной операции на классических плитных материаловах. Кромка ПВХ 1,5-2,0 мм, в варианте применения с без каркасным тамбуратом выполняет двойную роль, стабилизатора боковой поверхности тамбурата и классическую декоративную, делающую совершенно незаметным стык между поверхностью и кромкой из того же материала. Тамбурат, обладая всеми достоинствами листового материала, имеет множество преимуществ:

 

Ценовой фактор - присутствие на рынке тамбурата разных ценовых категорий, рассчитанных, соответственно, на разные группы потребителей. Европейскими фирмами на наш рынок поставляется ламинированный материал с относительно дорогой стоимостью 1200-1300 руб/м2, аналогичный российский продукт Тамбурат значительно дешевле 700-800 руб/м2 на плите ЛДСП 8мм завода Кроношпан. Цена зависит и от толщины листа, и от типа покрытия.

Одним из главных достоинств, плит на основе сотового заполнения является их устойчивость к разнообразным нагрузкам. Это обеспечивает возможность облицовывания их поверхности разнообразными материалами, с использованием любых технологических процессов – от приклеивания облицовки в холодных блочных прессах до облицовывания в обогреваемых прессах проходного типа или с применением методов горячего каширования. меньший расход материала при его большой толщине - издержки по тамбурату всегда сопоставимы с ценой на ДСП, использование тамбурата, целесообразно, начиная с толщин 30мм и более изменение мебельного дизайна - известные производители мебели поспешно меняют свой дизайн со стандартных толщин материалов, на очень большую толщину материала все чаще используя материалы толщиной от 40 мм до 80 мм дающие им дополнительные преимущества. Мебель при этом выглядит креативно, нестандартно, привлекательно, легкая по весу и долговечная в использовании.

Маркетинговые преимущества - тамбурат как пример новых высоких технологий „Hightech“ (см. Airbus A380, Audi A8 и.т.д.), облегченные конструкции дают инновационный импульс к развитию мебельной промышленности, новых возможностей и современных дизайнерских решений не возможных до настоящего времени с применением стандартных тяжелых плитных материалов.

Экологичность материала - немаловажно то, что все изделие, изготовленное с применением деталей с сотовым заполнением, экологически более чисты и обладают отличными звукоизолирующими свойствами. снижение транспортных расходов - преимущества для логистики, увеличение объема загрузки, снижение платежей за перевес транспорта, снижение расходов на стоимость доставки или горючее, вес перестает играть ограничительную роль при доставке товаров только грузовым транспортом снижение расходов на упаковку - за счет уменьшения веса изделий для них больше уже не требуется дорогостоящей упаковки, требуется меньшая защита груза от повреждений во время транспортировки, экономия веса приводит к экономии сил по упаковке груза и снижению затрат на упаковку В настоящее время работа только со стандартными толщинами материалов не выгодна и губительна для производственников, т.к. рано или поздно при всеобщем сокращении объемов продаж однотипной продукции (16-20мм) без внесения новизны приведет к краху производства.

Успешное освоение технологии работы с тамбуратом, без преувеличения, приведет к революционным изменениям производимой Вами мебели и отразится на ее дальнейших продажах.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка тамбурата можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок плит с сотовым заполнителем (тамбурат) в России».

Дмитрий Божедомов

www.newchemistry.ru