АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ: on-site-проект «Криогенмаша»


«Криогенмаш», производитель воздухоразделительных установок и оборудования по сжижению углеводородных газов, осуществил on-site-проект на Северском трубном заводе: заказчик  обеспечивает его землей и инженерной инфраструктурой, не претендует на право владения установкой, а  лишь покупает производимую продукцию.


В условиях кризиса на результат своих инвестиций, разослав очередной пресс-релиз, зазывал полюбоваться российский машиностроительный завод — весьма редкое и по докризисным меркам явление. Вдвойне интереснее, что «Криогенмаш», генератор новости, два года назад попал в список быстрорастущих компаний-«газелей». Естественно, журналисты не могли пройти мимо и отправились своими глазами посмотреть на то, какие тренды формируют машиностроительные «газели». В целом результат оправдал наши ожидания. Инвестиционный проект «Криогенмаша» прецедентен не только для самой компании, но и для всей российской промышленности.

Чуть не профукали бизнес на воздухе

Основным бизнесом «Криогенмаша» является производство воздухоразделительных установок (ВРУ) и оборудования по сжижению углеводородных газов. Эти установки позволяют получать из воздуха кислород, азот и аргон, которые необходимы для многих технологических процессов металлургии и химии. Особенно ВРУ важны для электросталеплавильного производства, где потребляется около 100 кубометров газа на тонну выплавляемого металла.

Серьезный спрос на оборудование от «Криогенмаша» появился лет пять назад, когда взлетели до небес цены на ключевое сырье для выплавки стали — руду и кокс — и на саму сталь. Многие крупные потребители металла решились на строительство собственных сталеплавильных мощностей, основанных на переплавке лома, цены на который оставались на относительно невысоком уровне. Первый опыт строительства такого производства (Объединенная металлургическая компания возвела сталеплавильный цех в Выксе) показал эффективность такого подхода — инвестиции окупились буквально за год-два. Однако тиражирование оказалось делом весьма непростым из-за требуемых для строительства гигантских инвестиций (в отдельных случаях — до миллиарда долларов). Поэтому инвесторы бросились искать способы снижения их объема. И одним из основных трендов стала идея не покупать часть технологического оборудования, а брать его «в аренду». Кавычки поставлены потому, что аренда тут понимается в некотором особом смысле. Изготовитель оборудования получает право построить собственное производство на основном объекте. Заказчик при этом обеспечивает его землей и инженерной инфраструктурой, не претендует на право владения и лишь покупает производимую продукцию (в случае с ВРУ такой продукцией будут технические газы). Это так называемые on-site-проекты. Очевидно, они сильно сокращают капитальные затраты главного инвестора.

Идея довольно очевидная и привлекательная. Проблема была лишь в том, что практически никто из российских производителей технологического оборудования не умел работать по такой схеме. А вот в западной практике on-site-проекты уже лет тридцать вещь довольно обыденная. Вместе со спросом на российский рынок пришли иностранные конкуренты. Особенно активным оказался один из мировых лидеров компания Air Liquide, которая в России запустила три проекта, один из них — с «Северсталью» — просто гигантский.

По-видимому, «Криогенмаш» в течение нескольких лет утратил бы возможность активно развиваться не только на рынке техгазов, но и как производитель ВРУ, если бы не смог наладить on-site-проекты с их использованием. Но ему это удалось.

Цех стоит, а в нем — никого

Мы приезжаем в Полевской — типичный городок среднего Урала. На его окраине находится градообразующее предприятие, Северский трубный завод, входящий в Трубную металлургическую компанию (ТМК). Пару лет назад руководство этого холдинга приняло принципиальное решение обеспечить завод собственным сырьем, листовой заготовкой. Вот тут-то и появилась возможность для «Криогенмаша».

Строительство началось в 2006 году, в 2008−м цех ВРУ был запущен и на нем получили первый продукт, а 14 сентября 2009 завершились пусковые испытания, и цех вышел на проектную мощность. А вот и он — на окраине заводской территории, в пяти минутах езды от главной проходной. Напоминает мини-заводики а-ля Европа. Скромное щитовое строительство, никаких монументальных стен. На территории в два гектара разбросаны емкости для хранения сжиженных газов, в центре — главный корпус, обрамленный рядом десятиметровых капсул-адсорберов для очистки воздуха, и огромный пятидесятиметровый параллелепипед — холодный блок. В нем происходит ожижение воздуха и его разделение на фракции. Кругом порядок и чистота, с обстановкой диссонирует разве что обычная чугунная ванна, каким-то чудом притаившаяся в одном из углов цеха. Хотим сфотографировать рабочих, усердно занимающихся воздухоразделением. Но — никак. В основном помещении в несколько этажей высотой и с четверть гектара площадью нет ни одного сотрудника «Криогенмаша», кроме сопровождающего нас руководства в пиджаках. И как выясняется, быть и не должно. На ВРУ работает всего несколько «синих» и «белых» воротничков. Постоянно присутствуют лишь два оператора и их сменщик (смотрят на три монитора и слушают музыку), днем работают две лаборантки, занимающиеся анализом химсостава воздуха и конечной продукции. В общем, штат скромный и интеллектуальный.

Промышленный симбиоз

«“Криогенмашу” пришлось конкурировать с иностранцами, — пояснил нам директор СТЗ Михаил Зуев, курировавший проект со стороны металлургов, — но предложение россиян оказалось более выгодным с финансовой точки зрения, к тому же положительную роль сыграло знакомство с еще советскими образцами продукции компании, которые оказались весьма надежными в работе». Кстати, сами криогенмашевцы напирают на то, что по части качества они не то что равны, но даже превосходят зарубежных конкурентов. Отмечают, что серьезные инциденты с криогеникой последнее время случались «у них», а российская техника работает без проблем уже более двух десятилетий. Конкуренты заказывают у россиян отдельные детали, а россияне, хоть и предлагают свое оборудование по ценам западных аналогов, обеспечивают клиентам на просторах СНГ серьезную экономию на его монтаже (около 70% оборудования поставляется блоками). Нам рассказывают душещипательную историю о том, как украинцы выбрали западного поставщика, чтобы сэкономить пару миллионов долларов на стоимости ВРУ, но в итоге потеряли двадцать миллионов долларов дополнительных расходов в ходе строительства. И еще одну — о нескольких российских компаниях, купивших китайское оборудование, которое из-за отсутствия аварийной автоматики работает спорадически и исправно служит отличным пугалом для тех, кто желает слишком сильно урезать расходы.

Удалось разузнать и подробности долгосрочных отношений между «Криогенмашем» и Северским заводом. Участок земли машиностроители получили у заказчика в аренду на 20 лет, что в точности равно установленному сроку эксплуатации оборудования; расчет за потребленный газ осуществляется ежемесячно. Стоимость газов определяется по «затратной» формуле — на основе цен на электричество, а также публикуемых Росстатом индексных показателей материальных индексов и зарплаты. Текущее значение цен приблизительно втрое ниже уровня розничного — поставки железнодорожным транспортом и автоцистернами. Завод обязан закупать не менее 70% от объемов производства на условиях take-or-pay. Ну а «Криогенмашу» в случае недопоставки продукции грозят крупные штрафы (компания уже застраховала эти риски). Хотя стройку «под ключ» вели криогенмашевцы, генподрядчиком остались все же металлурги. Это упрощало использование подконтрольных трубникам строительных мощностей, ускоряло или исключало прохождение ряда бюрократических процедур, связанных со строительством.

Часть сжатых и жидких кислорода, азота и аргона «Криогенмаш» уже реализует в автоцистернах и баллонах в розницу в пределах Уральского округа. «Поставки осуществляем мелким и средним промпредприятиям, строителям, на днях должны получить сертификат, который даст возможность работать с медицинскими учреждениями», — пояснил нам директор по производству и продажам технических и медицинских газов «Криогенмаша» Вадим Михалкевич. В случае снижения спроса со стороны основного потребителя доля этого сегмента может дойти до 50%. С пуском завода «Криогенмаш» впервые становится игроком рынка техгазов, причем игроком агрессивным. По словам одного из менеджеров компании, одному из местных «независимых» (то есть не привязанных к крупному потребителю) игроков уже было сделано предложение о продаже бизнеса.

Вместе с первым проектом компания договорилась о реализации еще двух on-site-проектов на Урале, партнерами будут выступать Первоуральский новотрубный завод, входящий в группу ЧТПЗ, и Златоустовский метзавод, принадлежащий холдингу «Эстар» Вадима Варшавского, и одного в Ростовской области (на Таганрогском меткомбинате, входящем в ТМК). Правда, из-за кризиса их реализация была приостановлена, но должна быть возобновлена к концу нынешнего — началу следующего года

В погоне за лидером

Из слов руководителя СТЗ Михаила Зуева стало ясно, что главный экономический плюс от реализации этих проектов — возможность не отвлекать инвестиционные ресурсы и силы на непрофильный для них техпроцесс.

По его словам, самой сложной частью не имеющих прецедента договоренностей стало обсуждение формулы цены поставок, в итоге металлурги согласились отдать «15–17 процентов рентабельности» в форме прибавки к рассчитанной цеховой стоимости газа. «Нынешний проект интересен в первую очередь не как способ загрузки машиностроительных мощностей, а как возможность получить доступ к бизнесу с хорошей рентабельностью», — отметил директор по производству и продажам Вадим Михалкевич.

На вопрос об окупаемости проекта гендиректор «Криогенмаша» Алексей Рубцов назвал цифру в шесть-семь лет. Но мы уверены, что он скромничает. Вряд ли машиностроительная компания рискнула бы влезать в длинные и весьма капиталоемкие для нее проекты, которые потребовали выпуска нескольких облигационных займов с купонами в 11–15% годовых. «У аналогичных зарубежных проектов сроки окупаемости составляют четыре года, а рентабельность по EBITDA — около 40 процентов; реальные параметры у цеха “Криогенмаша”, уверен, будут такими же», — поделился с нами один из отраслевых специалистов.

Неудивительно, что руководство «Криогенмаша» и его стратегический акционер Газпромбанк четко обозначили торговлю химпродукцией в качестве приоритета. И для стремящейся к росту компании такое смещение идентичности даже естественно. Если взглянуть на активно работающих в России конкурентов «Криогенмаша» и других лидеров отрасли, то выяснится, что их обороты отличаются на два порядка. Если «Криогенмаш» в прошлом году заработал около 100 млн долларов, то выручка, например, Air Liquide составила около 13 млрд евро. И что самое любопытное, около 70% доходов иностранцев обеспечивает не продажа оборудования и его монтаж, из которого эти компании «выросли», а торговля техгазами. Почему машиностроителям так полюбилась «чужая» отрасль, догадаться нетрудно, если взглянуть на показатели рентабельности крупнейших химических компаний. Продажа технических газов, помимо того что обеспечивает постоянный финансовый поток, оказывается, пожалуй, самым доходным направлением химии (см. график 1). Именно этот бизнес, а вовсе не машиностроение обеспечивает основную (около 70%) часть доходов западных конкурентов «Криогенмаша», которые на два порядка превосходят российскую компанию по оборотам.

Запуск on-site-проекта, по сути, означает новый этап в жизни нашей «газели». Раньше компания быстро наращивала обороты за счет восстановления утраченных в 1990−е годы позиций главного поставщика отечественной промышленности (ее оборудование представлено едва ли не на 90% всех действующих в России ВРУ). Теперь ниша заполнена (доля компании на рынке по новым заказам в последние годы снизилась с 42 до 38% — см. график 2). Зато теперь один лишь on-site-проект компании привел к четырехкратному увеличению стоимости основных фондов



 

Легче не будет

«Мы находим понимание на уровне акционеров, но вот с менеджерами среднего звена, как правило людьми советской закалки, разговаривать непросто, — сетует Вадим Михалкевич. — Их радуют экономические и технические параметры наших предложений, но отдать на сторону важный процесс они боятся». Нынешний кризис усугубляет ситуацию. Упомянутые on-site-проекты криогенщиков запускались в период благоприятной конъюнктуры, параллельно с проектами промышленных компаний по расширению собственных мощностей, о чем теперь никто не думает. К тому же условия take-or-pay уменьшают возможности предприятий по маневрированию загрузкой. По мнению Михалкевича, отечественная промышленность близка к тому этапу, когда потребуется массовая замена установленных четыре десятилетия назад, но порядком изношенных криогенных агрегатов и ВРУ. Однако потенциальных клиентов надо еще убедить в необходимости этого. «На наших активах работает четыре крупных воздухоразделительных установки, проблем с ними нет, мы их регулярно модернизируем и продлеваем срок эксплуатации и менять в ближайшее время не планируем, — прокомментировали нам ситуацию специалисты крупнейшего производителя удобрений компании “Еврохим”. — Мы вообще предполагали, что on-site-проекты в России в ближайшее десятилетие не появятся».

Необходимость противостоять западным конкурентам требует от «Криогенмаша» серьезных инвестиций. Ведь в отличие от них «Криогенмаш» не может производить крупнотоннажные ВРУ мощностью более 100 тыс. кубометров в час. Требуются серьезные вложения в модернизацию производства, крупные по меркам компании инвестиции в будущие on-site-проекты, заказчики теперь предъявляют повышенные требования к условиям оплаты сделок. При этом кризис загнал «Криогенмаш» в ножницы: с одной стороны, компания должна расплачиваться по крупным займам, взятым под on-site-проекты, а с другой — уменьшается число новых заказов, притом что дебиторская задолженность растет. Для реализации стратегии роста критически важным теперь оказывается доступ к финансовым ресурсам.

Сейчас у компании он появился. Не так давно стратегическим партнером «Криогенмаша» стал Газпромбанк, контролирующий 85% капитала компании. От позиции материнской структуры теперь зависит то, в какие тона окрасится ближайшее будущее компании. «В конце нынешнего — начале следующего года “Криогенмашу” предстоят крупные выплаты по нескольким займам, — говорит аналитик Промсвязьбанка по облигационным займам Евгений Жариков. — Самостоятельно компания их не потянет, однако сейчас очевидно, что интерес главного акционера к компании носит устойчивый характер и он поддержит машиностроительный актив в этой ситуации». Скорее всего, так и будет. В Газпромбанке нам сказали, что «интерес к “Криогенмашу” носит долгосрочный, стратегический характер. В среднесрочной перспективе прибыль от деятельности “Криогенмаша” будет направляться на развитие компании, а не изыматься. Газпромбанк активно участвует в стратегическом управлении предприятием, занимается вопросами финансирования как самого предприятия, так и его инвестпроектов, поддержке социальных программ».


По материалам «Эксперт» №36 (673)