НОВЫЕ ПУСКИ: ЦМК-шины «Татнефти» |
Татарстано-германская шина из ЦМК планирует покорить российский рынок. В октябре 2009 в Нижнекамске планируется открытие завода цельнометаллокордных шин. Насколько конкурентоспособен будет новый продукт? Насколько эффективным окажется этот проект «Татнефти»? |
Ориентировочно 12 октября 2009 в Нижнекамске планируется открытие завода цельнометаллокордных шин. Это самое современное в Европе предприятие, занимающееся производством инновационных ЦМК шин. Эксперты считают, что новый продукт отвечает требованиям экономики хозяйствования, сокращения энергозатрат и экологии. Большой проект Историю создания предприятия напомнил исполнительный директор ООО "Нижнекамский завод шин ЦМК" Анвар Вахитов. Работы по организации возглавляемого им производства на базе ОАО "Нижнекамскшина" были начаты в 2006 году. Вопрос о строительстве завода на фоне возрастающего спроса на ЦМК-шины в России и ужесточающихся год от года экологических требований для автоперевозчиков был поднят Президентом РТ Минтимером Шаймиевым на коллегии Минэкономразвития России. Тогда же по заданию Премьер-министра РТ Рустама Минниханова была проведена серия переговоров с предприятиями ведущих мировых шинных компаний на предмет поиска стратегического партнера. Выбор пал на германскую фирму Continental, специализирующуюся на цельнометаллокордном производстве. В январе 2007 года было создано ООО "Нижнекамский завод шин ЦМК". На 99% предприятие, которому предстояло стать площадкой для реализации перспективного проекта, принадлежит ООО "УК "Татнефть-Нефтехим" (управляющей компании, курирующей нефтехимический комплекс компании "Татнефть"), оставшейся долей владеет "Нижнекамскшина". Генеральным инвестором проекта выступило ОАО "Татнефть". Вложения в проект превышают 17 млрд. рублей, на сегодня, по словам гендиректора "Татнефть-Нефтехима" Загита Шарафеева, освоено более 13 млрд. рублей. В результате в Татарстане появляется уникальное производство мощностью до 1,2 млн. штук шин в год, выпускающее продукцию 11 типоразмеров по технологиям Continental. Выход на проектную мощность предполагается в 2011 году. Что такое ЦМК? Цельнометаллокордные шины - самое передовое решение для современной грузовой техники и автобусов. Принципиальное технологическое отличие их от шин классических - в использовании стального корда в каркасе и брекере. Это делает шины не только прочнее и безопаснее, но позволяет увеличивать их грузоподъемность на 8% и уменьшить расход топлива автомобилей на 10-15%. Кроме того, ЦМК-шины получили и второе название - "зеленые". Все потому, что, согласно рецептуре, предоставленной Continental, нижнекамская продукция данного профиля на 80% состоит из натурального каучука, а также из кремнезема и других экологически безопасных материалов. Все оборудование для производства новой продукции также закуплено под контролем стратегического партнера. Continental же обучил персонал завода работе на линиях по обрезиниванию корда, выпуску деталей шин, их сборке, вулканизации и всесторонней проверке качества продукта на выходе. Более того, немецкий партнер подписался под полновесным сотрудничеством с татарстанской компанией, полностью передав ноу-хау и базовый инжиниринг. Также в течение предстоящих 10 лет Continental будет помогать "Нижнекамскшине" в разработке новых конструкций шин. Поэтому никто не сможет упрекнуть татарстанскую компанию в том, что она закупила "вчерашнюю" технологию: о ЦМК-шинах во всем мире говорят как о продукте завтрашнего дня.
|
Новаторское решение Открытие подобного завода в условиях общемирового спада шинной, да и автомобилестроительной отраслях - явление беспрецедентное. Тем не менее организаторы проекта уверены в успехе дела. Так, Торговый дом "КАМА" (генеральный дистрибьютор "Нижнекамскшины", входит в холдинг "Татнефть-Нефтехим") ссылается на экспертные оценки, согласно которым в 2010 году в России потребность в ЦМК-шинах достигнет 1,7 млн. штук. Один из стратегических партнеров нефтехимического холдинга "Татнефти" - ОАО "КАМАЗ" проявил самую горячую заинтересованность в нижнекамском цельнометаллокорде. Причем в 2010 году автогигант планирует полностью перевести свои большегрузы на ЦМК-шины, и для первичной комплектации ему необходимо более 300 тыс. штук в год. Подобные заявки не удивляют, поскольку сегодня большинство автобусов и грузовых автомобилей эксплуатируется на повышенных скоростях и при высоких нагрузках, а значит, их владельцы заинтересованы в использовании высокопрочных материалов и специальных конструкциях. Этим условиям с легкостью удовлетворяют ЦМК-шины. Кроме того, есть еще одно предлагаемое производителями преимущество, которое не оставит равнодушным потенциального потребителя. "Цельнометаллокордные шины можно восстанавливать до трех раз, "наваривая" новый протектор. Это удлиняет срок службы шины с 150 тыс. км до 500 тыс. км", - объяснил предложение предприятия исполнительный директор ТД "КАМА" Ринат Биктимеров. Что это означает? В планах компании "разбросать" по стране пункты специализированного автосервиса и аналогичные мобильные службы. "Мы должны гарантированно брать на сервис свои шины и восстанавливать их", - говорит Загит Шарафеев. Таким образом, перевозчики смогут сэкономить не только на "ходимости" шин, но и на затратах по их утилизации (как известно, на это есть свой кондуит экологических требований). В планах предприятия - обзаводиться новыми партнерами. К их числу относятся производители автобусов и владельцы автопарков, а также предприниматели-перевозчики. В последнее время в стране появилось большое количество импортной грузовой техники. На них завод ЦМК также делает ставки. Кроме этого, продукции прочат большое будущее и уже прорабатывают "агрессивную экспортную политику". Мирные меры Казалось бы, преимущества новой продукции позволяют не беспокоиться за ее будущее. Однако организаторы проекта уверены: без господдержки в шинной отрасли даже самый продвинутый и инновационный продукт не завоюет рынок, наводненный товаром, продаваемым по демпинговым ценам. При этом эксперты сходятся во мнении, что иностранцы демпингуют временно. Задушив же отечественного производителя, они скорее всего существенно поднимут цены. "Реализации инвестпрограмм, осуществляемых отечественными шинниками, может помешать активная экспансия на внутренний рынок зарубежных производителей шин", - высказал общее опасение отраслевиков господин Шарафеев. Прогнозы аналитиков оценивают потери российских производителей за год в объеме свыше 10 млн. шин на общую сумму $400 млн. Причем речь идет, в первую очередь, не об известных брендах, а о сегменте дешевых импортных шин и продукции, бывшей в употреблении. Так, по данным Discovery Research, "в результате кризиса и иностранной экспансии" производство совокупного выпуска шин в России за первое полугодие 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года сократилось практически в два раза - до немногим более 12 млн. штук. Поэтому представители шинного комплекса "Татнефти", выступая единым фронтом с российскими коллегами, постоянно выдвигают на правительственный уровень предложения по урегулированию сложившейся ситуации. К ним относятся меры по таможенному регулированию импорта шин в РФ, сохранению производственно-промышленного персонала на существующих заводах, создание условий для окупаемости вложений в крупные инвестпроекты и т.д. По подсчетам шинников, повышение импортных пошлин до 25% будет лишь стимулировать локализацию иностранных производителей на территории России. Таким образом, уже в течение 3-5 лет эта мера смогла бы привести к заметному сокращению импорта грузовых шин в Россию. А это сыграло бы положительную роль в развитии экономики, экологии страны, а также в безопасности дорожного движения. По материалам www.e-vid.ru |