ПАНАЦЕЯ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАРМАЦИИ


Одна из главных проблем фармацевтической отрасли – сокращение доли продукции отечественных производителей в структуре закупок по программе ОНЛС, что ведет к росту бюджетных расходов и сокращает прибыль фармпредприятий. Чиновников призвали к импортозамещению медицинских препаратов… Эффективной мерой поддержки отрасли могло бы стать и участие государства в финансировании инвестиционных проектов.


  Ассоциация российских фармацевтических производителей провела в Ростове и Краснодаре круглые столы на тему «Политика импортозамещения в отечественной фармацевтической отрасли и реализация программы ОНЛС в преддверии аукционов на 2010 год». Одной из главных проблем отрасли их участники назвали сокращение доли продукции отечественных фармпроизводителей в структуре закупок по программе ОНЛС, что ведет к росту бюджетных расходов и сокращает прибыль отечественных предприятий фармацевтической промышленности. Представители власти и бизнеса сошлись во мнении, что причиной сложившейся ситуации является несовершенство законодательства. С точки зрения экспертов, эффективной мерой поддержки отрасли могло бы стать участие государства в финансировании фармацевтических инвестиционных проектов.

Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев считает, что для решения вопроса импортозамещения при закупках лекарственных средств необходимо «отрицательное стимулирование» чиновников

Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев сообщил в ходе круглого стола в Краснодаре, что стратегия импортозамещения, продекларированная Минздравом при запуске программы ОНЛС (ДЛО) в 2005 году, фактически провалена: доля отечественных фармпроизводителей в структуре госзакупок сократилась с 18–20% в 2005 году до 5–7% в 2008 году. «При этом ухудшение ситуации продолжается: за первое полугодие 2009 года 94% финансовых средств по программе ОНЛС было направлено на закупку лекарств импортного производства», — сообщил руководитель АРФП. Между тем, по данным ассоциации, цены на отечественные лекарственные препараты в среднем на 30% ниже импортных аналогов, таким образом, экономия бюджетных средств в масштабах России при замещении импортных лекарственных препаратов в рамках госзакупок в 2008 году могла бы превысить 2,3 млрд рублей (показатель потенциальной экономии для Ростовской области — 44,6 млн рублей, для Кубани — 38,8 млн рублей).

 По мнению господина Дмитриева, высокая степень зависимости от импорта лекарств в условиях кризиса не только ведет к неоправданному росту бюджетных расходов, но и создает угрозу стратегическим интересам России, так как сокращает прибыль отечественных фармацевтических предприятий, не позволяя им вкладывать достаточные средства в развитие производства.

Участники круглых столов сошлись во мнении, что причиной сложившейся ситуации является недостаточная компетентность либо корыстная заинтересованность лиц, принимающих решения по поводу госзакупок. В частности, по данным АРФП, конкурсная документация при проведении аукционов в регионах зачастую составляется с указанием дополнительных условий под конкретное лекарственное средство от конкретного производителя. Виктор Дмитриев сообщил, что подобные действия региональных чиновников необходимо обжаловать в ФАС. Сейчас, по его данным, надзорное ведомство рассматривает несколько жалоб от российских компаний, в частности от компании «Сотекс», которая представила экспертное заключение об идентичности не допущенного к конкурсу российского «эральфона» импортному «эпрексу». «К сожалению, не все российские производители пользуются этой возможностью», — сказал Виктор Дмитриев.

Руководитель отдела контроля экономической концентрации, анализа рынка и реестра Краснодарского теруправления ФАС Наталья Шаварина подтвердила, что дополнительные условия, прописываемые организаторами конкурса при закупках лекарств, являются незаконными.

 Виктор Дмитриев уверен в том, что для решения вопроса импортозамещения при закупках лекарственных средств необходима политическая воля. «Президент Дмитрий Медведев недавно употребил термин — „отрицательное стимулирование для чиновников“. Я думаю, этот термин необходимо усвоить тем, кто принимает решения по поводу расходования финансовых средств, в том числе по закупкам лекарств», — заявил гендиректор АРФП. Впрочем, если судить по сообщениям чиновников Ростовской области и Краснодарского края, степень остроты проблемы здесь невелика, при общероссийском показателе 5–7% отечественных препаратов по программе ОНЛС, в Краснодарском крае этот показатель составляет почти 15%, в Ростовской области — 45%.

По мнению экспертов, более существенным фактором развития отечественной фармацевтической отрасли, чем использование «отрицательного стимулирования», могло бы стать участие государства в финансировании фармацевтических инвестиционных проектов. «Инвесторы готовы вкладываться в развитие отечественного производства, однако государство должно стать гарантом стабильности», — считает Давид Мелик-Гусейнов, директор компании «Фармэксперт» (Москва). В настоящее время, по его данным, до 43% международных непатентованных наименований (МНН) не производится в России. «Для привлечения инвесторов нужны понятные правила работы на рынке, борьба с пиратством, недопустимость прямых протекционистских мер. Кроме того, государство, например, через одну из госкорпораций могло бы войти хотя бы в один крупный фармацевтический проект, и это могло бы стать гораздо более эффективным стимулом процесса импортозамещения, чем „разъяснительная работа» с чиновниками», — утверждает он.

По мнению Екатерины Кордубан, пиар-директора компании «Ремедиум» (Москва), для выстраивания эффективной схемы госзакупок необходим комплексный метод оценки препарата с учетом не только цены, но и безопасности и эффективности препарата: «Сделать комплексную оценку препарата отдельный чиновник не компетентен, нужен широкий диалог. Необходимо с помощью российского медицинского сообщества выработать новые алгоритмы работы в программе госзакупок», — считает эксперт.

По материалам www.kommersant.ru

Насколько реальной является реализация проекта по выпуску медицинских одноразовых саморазрушающихся шприцев (III поколения), его сроки, инвестиционные и технические характеристики, возможные сроки законодательного оформления перехода к использованию шприцев поколения, а также анализ текущей ситуации и прогноз развития российского рынка одноразовых шприцев  смотрите в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков:

 «Рынок одноразовых шприцев в России».
«Бизнес-план организации одноразовых шприцев»