АММИАЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ ТОАЗа: инвестиции и экология


Один из авторов проекта строительства перегрузочного терминала аммиака в порту Тамань рассказывает о его предыстории, истории, а также некоторых технологических и экологических аспектах…


Любовь Владимировна БЫЧКОВСКАЯ - кандидат географических наук, занимает одну из ведущих должностей в компании "Экоцентр МТЭА", которая специализируется на экологическом сопровождении промышленных объектов. С самого начала проекта строительства перегрузочного терминала аммиака в порту Тамань именно она вела эту тему, вместе с 13 членами экспертной комиссии, большинство из которых - доктора и кандидаты наук, подписывала положительное заключение государственной экологической экспертизы по "Обоснованию инвестиций в строительство пункта перевалки аммиака в Темрюкском районе Краснодарского края (порт "АМОТОАЗ")", утвержденному приказом Госкомитета РФ по охране окружающей среды N410 от 22 июля 1999 года.

- Через мои руки прошли почти 3 тысячи страниц текста раздела "Охрана окружающей среды", вошедшие в технико-экономическое обоснование этого проекта и получившие положительное заключение Федеральной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росэкологии Минприроды РФ N773 от 26 августа 2003 года. На основании этого документа был оформлен договор о сотрудничестве администрации Краснодарского края с ОАО "Тольяттиазот" от 6 сентября 2001 года, получено Разрешение на строительство перевалочного комплекса аммиака в Темрюкском районе Краснодарского края, выданное 24 октября 2003 года.

Немного предыстории

- Когда в 1999 году мы приехали в бухту Железный Рог, то увидели поселок Волна, его небольшой пансионат, при котором никакой особой курортной инфраструктуры не было, и рекреационной деятельностью там никто и не занимался. Да, с точки зрения истории и археологии это места ценные, перспективные, и по этой части они нуждаются в бережном отношении и защите. Что в дальнейшем учитывалось и, можно сказать, было в приоритете при работе над проектом по перевалочному комплексу аммиака.

После согласования "Обоснования инвестиций" глава корпорации "Тольяттиазот" Владимир Николаевич Махлай заказал нам разработку раздела "Охрана окружающей среды" для ТЭО строительства. Для этого проекта были проведены детальные экологические изыскания, и все проектные решения были оптимизированы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. При проектировании была проведена полная комплексная оценка воздействия на морскую среду и биологические ресурсы при строительстве причальных сооружений.

Особое внимание при проектировании и выборе места размещения сооружений по перегрузке аммиака на суше и на море было уделено наличию памятников археологии и охраняемых биологических объектов.

Размещение всех инфраструктурных и производственных объектов было рассмотрено также с учетом существующих рекреационных объектов с тем, чтобы выбросы в воздух загрязняющих веществ в районе пансионата "Волна" не нарушали санитарных нормативов, установленных для зон рекреации. А они у нас в России очень строгие. На момент проектирования сооружений расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух показали (и сейчас это подтверждается нормативными замерами, которые производят региональные надзорные органы), что нормативная санитарная защитная зона предприятия соответствует требованиям и не "накрывает" зону рекреации. Нужно особо сказать, что у "Тольяттиазота" были заранее спроектированы мощные очистные сооружения, значительно превосходящие потребности самой инфраструктуры корпорации в порту. Руководители корпорации смотрели в будущее. Это позволит сберечь дополнительные территории, потому что представьте себе, что было бы, если бы локальные очистные сооружения строил бы каждый инвестор, приходящий в бухту Железный Рог?

Не нарушая баланса в природе

Сегодня очищенные стоки ТоАЗа отвечают самым жестким нормативным требованиям, установленным для рыбохозяйственных водоемов. При сбросе сточных вод в водные объекты по российскому законодательству для так называемых зон разбавления дается 500-метровый створ. У ТоАЗа установлено такое прогрессивное оборудование, что в точке сброса стоки уже имеют концентрации, соответствующие ПДК рыбохозяйственных водоемов, и не нуждаются ни в какой зоне разбавления.

Все аспекты экологии предприятие учитывало в полной мере. Так, многие исследователи считают, что перенос наносов в этой зоне создает зону пляжей Таманского полуострова. Поэтому по причальным сооружениям были выбраны такие технические решения, которые не будут мешать этому процессу. По рекомендации специалистов-гидротехников здесь пошли по пути создания свайных причалов. Они не имеют монолитных стен, не служат преградой для перемещения масс воды и наносов, свободно пропускают волну. За счет существенного удлинения причала отпала необходимость углубления дна для сооружения подходного канала, были исключены проблемы с переносом наносов и необходимость поддерживать глубину канала. Как следствие - не будет постоянного взмучивания воды и прочих неприятных последствий для экологии этого участка моря. Эстакада прошла в глубину моря на расстояние более двух километров, дно осталось нетронутым (не считая погружения свай, но это операция единовременная). Стоило это немало, но тольяттинцы сознательно пошли на большие траты, поскольку вопросы охраны окружающей среды считают первостепенными. Технические решения по очистке стоков и по причальным сооружениям экологичны и очень современны.

Кроме того, в бухте Железный Рог стоят установки опреснения морской воды, что позволило решить проблему водоснабжения без рытья траншей и прокладки водоводов в очень ранимой территории.

Надзор по всем правилам

Высокая экологичность проекта объясняется тем, что все без исключения решения по порту Тамань корпорацией "Тольяттиазот" принимались после серьезного изучения - над ними работала масса профильных институтов. Оспаривание принятых решений - задача неблагодарная. Безуспешно затратили бы море времени и средств. Ведь все проекты прошли экспертизы и согласования во всех надзорных государственных службах.

Как мы в шутку, но со смыслом говорим между собой: экология - это вам не математика, это дисциплина точная. В ней все отмерено и сосчитано. Если есть нарушение, то мы так и пишем. В "поддавки" мы не играем, иначе с нами солидные корпорации не работали бы. Экспертиза по бухте Железный Рог вообще была очень жесткой, и тольяттинцы все ее рекомендации учли и реализовали.

Были у ТоАЗа и проблемы трансграничного переноса с украинской стороной, они тоже охраняют свой сектор Черного моря от вредного воздействия. От Украины было много запросов через МИД, в экспертизу. Что касается оценок экологических последствий, то они были признаны корректными и соответствующими требованиям природоохранного законодательства. Да и сейчас, уже на стадии строительства, постоянно ведется экологический мониторинг местными природоохранными организациями. Так, например, мониторинг морской среды ведет Новороссийская биологическая станция. Мы сравнили свои прогнозные оценки воздействия на природную среду, выполненные на стадии разработки проекта, с результатами мониторинга за 2003-2005 годы, и оказалось, что реальное воздействие строительства на природу значительно ниже, чем предполагалось.
По заказу ТоАЗа мы разработали детальную программу экологического мониторинга и санитарно-гигиенического контроля на стадию эксплуатации объектов в порту Тамань, которая в ближайшее время должна быть согласована с природоохранными надзорными органами Краснодарского края. В связи с этим нам остается только поздравить специалистов Краснодарского края с тем, что у них в бухте Железный Рог обосновался такой чуткий к экологии инвестор.

ТоАЗ, как никто, бережно относится к природе

Корпорация "Тольяттиазот" в своей работе использует экологически ориентированные технологии, позволяющие обеспечить соблюдение нормативных требований по сбросам и выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду. Хочу сказать, что и корпорация "Тольяттиазот", и ее руководитель, Владимир Николаевич Махлай, очень отзывчивы на все экологические требования. Редко где можно встретить такой подход к делу. Мы поначалу выставили ему шесть страниц требований, сказали: "Будем проводить экологические расчеты по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты только в соответствии с проектными решениями, посчитаем вам, как есть, и вместе с вами будем решать, что, когда и где нужно сделать для выполнения экологических требований. Нужно будет делать шесть ступеней очистки сточных вод - будете делать все шесть. Иначе мы с вами не пройдем экологическую экспертизу".

Он молчал 20 минут, все внимательно выслушал, когда мы его пугали своими строгими экологическими нормами и требованиями, а также необходимостью принятия сложных технологических решений и при этом - довольно приличных затрат. И говорит: "Вот теперь я понял, что пришел туда, куда мне было нужно. Будем работать только так и никак иначе. Будем выполнять все ваши требования. Я на этой земле живу много лет, хочу сделать полезное дело, я не против ваших требований. Я там еще и дом отдыха построю. Зачем же нам море или благодатную землю губить своими руками?"

Мы увидели подход государственника, но в это многие из его оппонентов и конкурентов просто не могут поверить. Мы сотрудничаем более пяти лет, и все это время по-честному, как положено. Если были нужны в Тамани дополнительные очистные - он сказал: "Сделаем". Привлек солидный проектный институт, сделал. Сказали мы, что нужна перетрассировка железнодорожной ветки с учетом охраняемых объектов - они беспрекословно эту работу выполнили. У нас заказчиков много, и далеко не все хотят тратиться на экологию. Денег жалеют. А здесь - полное понимание. К сожалению, таких в России единицы, тех, кто думает о будущих поколениях, а не только о сегодняшней себестоимости и выгоде.

Общественные слушания дали "добро"

Сама идея строительства порта в этих краях нашла поддержку у многих жителей Таманского полуострова. В свое время в администрации Темрюкского района проходили общественные слушания, их материалы были оформлены отдельным приложением в составе ТЭО и были приняты положительно экологической экспертизой. По нашим материалам готовились данные для зарубежных банков, которые кредитуют возведение объектов "Тольяттиазота". А они, банки, ни доллара, ни цента не дадут на проект, который наносит существенный урон природе или не имеет достаточно глубокой проработки мероприятий по требованиям национальных экологических служб.

Выскажу свое личное мнение: по поводу "наездов" на "Тольяттиазот" - это элемент недобросовестной конкуренции со стороны желающих прийти на все готовое, когда есть эстакада, есть 40 километров железнодорожных путей до магистрали, есть практически вся инфраструктура. А с точки зрения всех без исключения норм и правил, предъявляемых к проектам такого рода экологами, все там сделано на высшем уровне. Проработана и тема экстремального характера: вдруг - авария, разлив аммиака в море. Взрываются ведь и космические корабли.

Аварии просто исключены

- Когда мы готовили для ТЭО раздел ООС - "Охрана окружающей среды", мы попытались найти данные о такого рода катастрофах на судах-газовозах с аммиаком. Искали и в специальной литературе, и в Интернете, подключали зарубежных коллег-экологов. Нет данных. Мы сделали вывод, что такие аварии крупного масштаба просто исключены в силу жестких требований к судам, перевозящим аммиак. Да и незначительные утечки не попадают в разряд экологических катастроф.

Воздействие самого аммиака на природу, на водную морскую среду довольно мягкое ввиду большого коэффициента испарения и растворимости самого вещества. Но все равно, так как экспертиза была довольно жесткой, был просчитан вариант разрыва корпуса судна. Скорость растворения аммиака в воде очень высока. В силу этого диаметр пятна, в котором возможна гибель биоты (живых организмов моря), составил бы 120 метров на глубину 8 метров. Время существования - несколько минут. В масштабах моря это очень локальное происшествие, не имеющее критичных последствий. Никакого остаточного воздействия вообще не наблюдается. Это же аммиак, а не синильная кислота.

Мы провели экологическое обоснование государственной программы по строительству порта Тамань. Проработан Генплан, он наполняется сооружениями. Построено уже немало, с большим запасом и с соблюдением всех требований, и не использовать эти мощности было бы, по крайней мере, неразумно.

Кто есть кто

Научно-производственная фирма "Экоцентр МТЭА" работает на рынке экологических услуг с 1989 года. Проводит работы по оценке воздействия на окружающую среду в инвестиционном цикле, имеет большой опыт экологического консалтинга, с 1994-го выполняет экологическое аудирование территорий, промышленных производств, субъектов предпринимательства как самостоятельно, так и в сотрудничестве с зарубежными партнерами.

С участием "Экоцентра МТЭА" реализовывались проекты на Башкирской, Балаковской, Южно-Украинской, Калининской, Костромской и Ростовской АЭС. А также на крупных региональных и городских тепловых станциях в ряде регионов. В нефтегазовом комплексе - на нефтяных и газовых месторождениях Европейской части России и Сибири, а также на морских месторождениях нефти и газа на шельфах Каспийского моря, в Охотском море на проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Компания выполняла работы по нефтепроводной системе Каспийского трубопроводного консорциума, Балтийской трубопроводной системе, газопроводной системе "Голубой поток".

Источник: Трибуна