ПРОЕКТЫ «ЕВРОХИМа»: вынудила конъюнктура? |
Дорожающий природный газ вынуждает производителей вкладываться в производство новых, нишевых продуктов с большей добавленной стоимостью. Один из главных игроков российского агрохимического рынка, компания «Еврохим», запускает несколько инвестпроектов. |
Фото: Иван Рубанов Инвестиционная активность находящихся не в лучшей финансовой форме производителей удобрений, похоже, говорит о том, что из-за дорожающего природного газа, их главного сырья, они начинают активно менять стратегию своего развития. В Европу через парадную дверь Аммиачная селитра — по значимости второй после карбамида вид азотных минеральных удобрений. Потребляется она практически по всему миру, однако с экспортом есть проблема. В своем обычном состоянии вещество взрывоопасно, особенно в районах с жарким климатом, и, хуже того, может быть легко использовано для производства примитивной взрывчатки. Поэтому многие страны импорт популярного у аграриев продукта запрещают или ограничивают антидемпинговыми пошлинами, позволяя ввозить лишь менее концентрированные и невзрывоопасные разновидности. Одной из таких форм является кальций-аммиачная селитра, или CAN. CAN, по словам технического директора «Еврохима» Александра Туголукова, компании нужен в первую очередь для того, чтобы попасть на европейский рынок. Ведь объем потребления аммиачной селитры там (13 млн тонн) в несколько раз больше общероссийского производства. Инвестиционное решение по созданию нового цеха принималось еще в 2005 году, когда путь на этот рынок отечественному продукту преграждала антидемпинговая пошлина в 47 евро за тонну. В 2008−м пошлина по инициативе «Еврохима» была отменена, однако тут же ввели так называемую спецформулу, что вновь фактически закрыло россиянам ворота в Европу, обязав их работать по ценам выше рынка. Сейчас предприятия «Еврохима» продают на всех экспортных направлениях около полутора миллионов тонн аммиачной селитры в год. Текущая мощность цеха, изготавливающего «продвинутую» разновидность CAN, составляет 420 тыс. тонн в год. Мощности, если будет спрос, могут быть легко удвоены — в новом цехе зарезервировано место под вторую линию. Пока «Еврохим» сумел законтрактовать лишь 30 тыс. тонн нового продукта, но в компании полагают, что уже в первом квартале следующего года смогут запустить полноценное производство. Изначально инвестор рассчитывал на быструю (два с половиной года) окупаемость проекта и его высокую эффективность (внутренняя норма доходности должна была составить 28%). Из-за кризиса показатели ухудшились приблизительно вдвое. Тем не менее менеджеры не высказывают сомнений в его необходимости. «Наш проект изначально имел антикризисное значение, — говорит господин Туголуков. — Удаленные рынки Латинской Америки, Юго-Восточной Азии для нас становятся менее интересны. В отличие от Европы мы должны сильно тратиться на доставку, к тому же там высока конкуренция». Упомянутое Александром Туголуковым «антикризисное значение продукта» объясняется большей рентабельностью производства. Помимо возможности экспорта в Европу и экономии на транспортных расходах этому способствует еще одно обстоятельство. Обычная аммиачная селитра и ее разновидность CAN стоят почти одинаково, но в последней около 20% от массы вещества приходится на дешевую доломитовую муку. К тому же на «Азоте» была возможность сделать новый проект задешево — производство организовали на месте старого и неконкурентного цеха сложных удобрений. По словам директора по техническому развитию Бориса Голикова, наличие базовой инфраструктуры позволило в два с половиной раза снизить необходимый объем капитальных затрат. Инвестиции не от хорошей жизни Как выяснилось, CAN-цех отнюдь не главная для азотного комбината инвестиция. В другой части предприятия на площади в несколько гектаров ведется активная стройка стоимостью около 10 млрд рублей. В ближайшие несколько месяцев тут будут возведены цеха, которые дадут возможность новомосковскому «Азоту» наладить выпуск еще одного нового для страны продукта — гранулированного карбамида. Как и в случае с CAN, инвестиции обеспечат «Еврохиму» выход на не освоенный россиянами рынок технически более сложного нишевого продукта. В отличие от традиционной приллированной формы (по сути, порошковой смеси) карбамид, скомпонованный в небольшие, имеющие специальное напыление гранулы, более удобен для транспортировки, смешивания с другими видами удобрений и внесения в почву. Поэтому он все больше ценится и все чаще закупается конечными потребителями, в том числе и в России. Эта серия проектов «Еврохима» наводит на мысли о складывающейся в отрасли тенденции. Если последние два десятилетия российские азотные заводы ничего, кроме стандартных примитивных удобрений, которыми они могли завалить весь мир, особо не интересовало, то теперь они вынуждены обращать внимание на нишевые, более сложные продукты. К слову, в компании «Уралхим», конкуренте «Еврохима», нам говорили об этом еще в начале 2008 года. Похоже, в ходе кризиса интерес к нишевому направлению инвестирования у азотчиков даже возрос. Скажем, о производстве гранулированного карбамида в июле 2009 года задумался башкирский «Салаватнефтеоргсинтез», который заявил о приобретении соответствующей технологии у японцев. Новая тенденция, по большому счету, вовсе не следствие зрелости нашего агрохимического бизнеса и его стремления к качественному развитию, а суровая жизненная необходимость. Ведь до последнего времени российскому азотному бизнесу была гарантирована победа в конкурентной борьбе на мировых рынках из-за низкой стоимости природного газа, который в России стоил в разы дешевле, чем в развитых странах. Но в 2007 году правительственным указом было объявлено, что к 2012−му газ у нас будет продаваться с той же прибылью, что и на дорогом европейском рынке. В ходе кризиса мировые цены на газ обвалились и приблизились к подросшим внутрироссийским. Крупные производители из газоизбыточных регионов (Северная Африка, Персидский залив) теперь получают сырье существенно дешевле, чем россияне. На их территории уже реализуются наполеоновские проекты по вводу новых мощностей. Соответственно, нам все активнее надо задумываться об организованном отступлении в сторону технически более сложных продуктов и географически более близких рынков, ведь доставлять товар в Европу нашим предприятиям в два-три раза дешевле, чем на Дальний Восток или в Латинскую Америку. Об успехе маневра пока говорить преждевременно. Нишевые рынки, на которые нацелились россияне, вообще-то давно заняты. Сейчас они, похоже, обеспечивают неплохую рентабельность местным производителям. Появление очередного конкурента может спровоцировать последних на ценовую войну (случившееся у них снижение ключевых издержек такую возможность предоставляет) или, что хуже, вынудить опять прибегнуть к протекционистским мерам. В «Еврохиме» признают: чтобы убедить европейских потребителей перейти на российский продукт, с ними придется серьезно поработать. «Мы уже разослали образцы продукции; в первых партиях очень важно будет продемонстрировать идеальное качество, — говорит Туголуков. — Чтобы пробить дорогу на новый рынок, мы нормальным инструментом считаем дисконт, но только временный. При этом будем отказываться от экспорта аммиака (полупродукта индустрии минудобрений). Хватит кормить сырьем своих конкурентов». По материалам «Эксперт» №40 (677) С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков«Рынок минеральных удобрений в России».
|