ПРОЕКТЫ ТАИФа: глубокая переработка в долг


ТАИФ инвестирует значительные средства в модернизацию, несмотря на серьезные проблемы с долгами. «ТАИФ НК» начинает реализацию проекта по переработке тяжелых нефтяных остатков стоимостью $2,4 млрд. Кто одолжит деньги под него? 


  Группа компаний ТАИФ продолжает инвестировать значительные средства в модернизацию собственных производств, несмотря на серьезные проблемы с долгами. «Дочка» ГК — ОАО «ТАИФ НК» — начинает реализацию проекта по переработке тяжелых нефтяных остатков стоимостью $2,4 млрд. Компания намерена производить бензин стандарта Евро-5, а также увеличить глубину нефтепереработки почти до 100% и повысить мощность своего НПЗ. Эксперты считают, что сроки окупаемости проекта могут составить 4-8 лет, однако сомневаются, что кто-то одолжит под него деньги.

Гендиректор ОАО «ТАИФ НК» Александр Бабынин намерен привлечь в новый проект деньги со стороны

Гендиректор ОАО «ТАИФ НК» Александр Бабынин рассказал, что компания подписала с UOP (США) контракты на лицензирование и базовое проектирование первой очереди комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков в Нижнекамске. По его словам, она будет запущена в 2012-2013 годах, инвестировать в производство планируется $1 млрд. Как сообщил господин Бабынин, 85% этой суммы составят заемные средства — компания рассчитывает организовать кредитную линию. После ввода первой очереди, ТАИФ НК сможет производить топливо стандарта Евро-5. Заключить контракты на проектирование второй очереди ТАИФ НК также рассчитывает в нынешнем году. Сроки ее ввода господин Бабынин не сообщил, пояснив, что они будут зависеть от наличия финансирования (ранее заявлялось, что вторая очередь будет запущена в 2014 году). В нее ТАИФ НК планирует инвестировать еще $1,4 млрд, источник финансирования не уточняется.

«Весь комплекс позволит компании довести глубину переработки нефти до 98,5% с нынешних 74%, а также в три раза поднять EBITDA,— сказал господин Бабынин.— Конфигурация завода, которую мы планируем внедрять, позволяет увеличить глубину переработки нефти без использования дополнительного природного газа, что дает нам хорошую экономию. При традиционной схеме нам дополнительно потребовалось бы 700 тыс. тонн газа в год, исходя из расчетов сегодняшней стоимости тонны газа в районе $100, ежегодная экономия может достичь $70 млн. Кроме того, мы застрахованы от риска серьезного скачка цен на природный газ». Кроме того, запуск нового производства увеличит перерабатывающие мощности ТАИФ НК с нынешних 7 млн тонн нефти до 9,1 млн тонн в год. Предполагается, что комплекс также позволит компании увеличить объем производства прямогонного бензина на 59%, автомобильного бензина — на 38%, дизтоплива — более, чем в два раза.

UOP — крупнейший мировой поставщик широкого спектра технологий для нефтепереработки. Французская дочка UOP продала ОАО «Танеко» (строящийся в Нижнекамске комплекс НПЗ, основной инвестор — ОАО «Татнефть») технологию для комплекса ароматических углеводородов и установки гидроочистки нафты. Ежегодный доход компании составляет свыше $1 млрд.

ОАО «ТАИФ-НК» — 100-процентное дочернее предприятие ГК ТАИФ. В 2008 году компания произвела 1,33 млн тонн прямогонного бензина, 1,92 млн тонн дизтоплива и 627 млн тонн автомобильного бензина. Выручка в 2008 году составила 89,1 млрд руб., чистая прибыль — 5,3 млрд руб.

Расчеты ТАИФ-НК на введение первой очереди завода базируются на требованиях российского технического регламента качества моторного топлива. В начале 2007 года правительство РФ предупредило производителей, что в 2013 году в России будет использоваться только топливный стандарт Евро-5. Однако, стоит отметить, что аналогичная ставка компании на Евро-4 пока не оправдалась. Правительство РФ объявило, что стандарт будет введен в 2010 году. ТАИФ-НК одним из первых начал модернизацию НПЗ для производства Евро-4: в 2007 году компания привлекла на эти цели синдицированный кредит на $500 млн. C конца 2008 года бензин и дизтопливо, производимые ТАИФ-НК, полностью отвечают требованиям нового стандарта, но сроки перехода на Евро-4 были откорректированы на «неопределенный срок». Это поставило компанию в неравные условия с конкурентами, продолжавшими производить более дешевый по себестоимости бензин стандарта Евро-2.

 Тем не менее ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что «власти уже озаботились вопросами здоровья человека и охраны окружающей среды» и «будут постепенно переводить транспорт на более качественные виды топлива». «Кроме того, растет и экологическое самосознание граждан, которые ездят на более дорогом, но более качественном бензине»,— добавляет он. Эксперт полагает, что срок окупаемости инвестиций ТАИФ-НК составит 6-8 лет. «Если будут введены более жесткие экологические требования к топливу, то он будет меньше — 4-6 лет»,— считает господин Баранов.

 Между тем аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Михаила Сайно несколько настораживает «политика агрессивного наращивания капитальных вложений» с учетом того, что у ГК ТАИФ имеется серьезная долговая нагрузка. По словам гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, на начало 2009 года она составляла 60 млрд руб. «В конце октября 2009 ТАИФ получил госгарантии на сумму 7,5 млрд рублей, но, насколько мне известно, основная их часть будет направлена на погашение кредита „Казаньоргсинтеза“ (ТАИФ является основным акционером предприятия). Остается вопрос, насколько сейчас оправданно для группы привлекать кредит и кто его даст»,— резюмирует эксперт.

По материалам www.kommersant.ru