КИНГИСЕППСКИЙ НХК: хотя бы просто хранилищем…


«Кингисеппский нефтехимический комбинат», который уже около 5 лет безуспешно строится,  предлагает использовать его резервные мощности по хранению нефти в рамках биржевых торгов, - то есть готов стать нефтяным резервуаром. 


Компания «Кингисеппский нефтехимический комбинат» (КНХК), которая уже около пяти лет безуспешно занимается реализацией строительства комбината, направила предложение в Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу использовать ее резервные мощности по хранению нефти в рамках торгов. Предприятие также пытается получить разрешение на подключение БТС-2 и договориться с нефтяниками о закупке у них нефти. Впрочем, пока эти инициативы не находят поддержки у ВИНК и чиновников.

Кингисеппский НХК направил на имя главы Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Сергея Маслова предложение об использовании в рамках строительства комплекса резервный склад хранения нефти мощностью до 3 млн т нефти (в районе Усть-Лужского порта) и склад хранения нефтепродуктов в районе железнодорожной станции «Сала». По их замыслу, эти объекты могут использовать участники торгов, в частности ВИНК. Работа таких хранилищ дает возможность российским компаниям более выгодно организовать продажу своей продукции на экспорт, полагают в НХК. Однако ответа от биржи компания пока не получила.

На СПбМТСБ пояснили, что письма от Кингисеппского НХК получали, однако в настоящее время решения не принято. Нефтехимический комплекс до сих пор не построен, а «мы работаем с живым товаром», пояснили в бирже.

В нефтяных компаниях считают, что необходимости в подобных объектах нет. Представитель «Роснефти» Николай Манвелов пояснил, что все излишки нефтепродуктов компания реализует через тендеры. К тому же биржа предполагает торговлю в электронном режиме, а топливо поставляется транспортом поставщика или покупателя.

Кингисеппский НХК в настоящее время пытается получить разрешение на подключение к трубопроводу БТС-2 «Транснефти». Одно из условий, необходимых для этого, — гарантия поставок сырья на несколько лет вперед. Но, по словам представителей Кингисеппского НХК, нефтяные компании не спешат подписывать контракты, мотивируя это тем, что строительство предприятия до сих пор не начато. Впрочем, в ряде ВИНК журналистам дали понять, что они не совсем заинтересованы работать с посредниками. В итоге «Транснефть» не выдает разрешение заводу на подключение к трубопроводной системе, и НХК обратился в ФАС. 16 ноября 2009 состоится очередное заседание (предыдущие два были перенесены с связи с запросом дополнительной информации), на которое приглашены представители Минэкономразвития.

Мощность Кингисеппского НХК — 12 млн т в год. Предлагаемая точка подключения к трубопроводной системе — пункт приема-сдачи нефти Усть-Луга. Проектирование и строительство стоимостью 8 млрд долл. будет осуществляться за счет иностранных займов. По подсчетам компании, задержка в реализации данного проекта приводит к потерям более 140 млрд руб. в год, что больше стоимости строительства самой БТС-2.

Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков отмечает, что этот проект позволит увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и диверсифицировать структуру сырьевого экспорта. Кроме того, для развития внутреннего топливного рынка необходимо строительство независимых НПЗ и сетей АЗС, обеспеченных собственными нефтепродуктами, что неоднократно отмечалось на государственном уровне. Однако, по словам эксперта, проект будет иметь перспективы, если будет обеспечена соответствующая ресурсная база.

По материалам www.rbcdaily.ru