ПРОГНОЗ РЫНКА МЕТАНА


Природный газ, в соответствии с прогнозами развития мировой энергетики вплоть до 2030 г., будет наиболее востребованным из первичных видов топлива. Его потребление будет расти в среднем на 1,7% в год.


Наиболее быстро развивающейся областью применения природного газа является производство электроэнергии благодаря преимуществам, присущим высокоэффективным газовым установкам с комбинированным циклом, а также низкому уровню выбросов по сравнению с другими видами топлива. Использование газа в секторе ЖКХ и промышленности также является весьма важным.

На сегодняшний день мировое потребление газа равномерно распределено между странами, входящими в ОЭСР, и странами, не входящими в эту организацию. В будущем значительный и быстрый рост - примерно на 2,5% в год - ожидается в странах, не входящих в ОЭСР, в связи с более быстрым ростом их населения и экономики.

В период до 2030 г. спрос на газ для выработки электроэнергии и иных нужд будет расти во всех регионах мира, однако в каждом конкретном регионе будут использоваться различные сочетания источников газа и способов доставки. Ожидается, что в Северной Америке произойдет сокращение поставок из внутренних источников, что впоследствии будет компенсировано за счет более активного использования «пограничных» ресурсов (например, газа плотных пород). В предстоящее десятилетие на рынки должен начать поступать газ по трубопроводам, проложенным через Аляску и дельту р. Макензи. С уменьшением местной добычи растущий спрос будет удовлетворяться за счет импорта сжиженного природного газа (СПГ).

В странах Европы в период до 2030 г. ожидается значительное снижение уровня местной добычи. Чтобы удовлетворить растущий спрос, резко возрастут импортные поставки по трубопроводам, главным образом из России и Каспийского региона. Также увеличится импорт СПГ. В целом, мы ожидаем, что импорт увеличится с 45% от сегодняшнего объема потребления до 85% в 2030 г.

В отличие от других регионов, в Азиатско-Тихоокеанском регионе в период до 2030 г. произойдет значительное увеличение местной добычи природного газа. Кроме того, возрастет спрос на СПГ, который по-прежнему составит примерно одну треть от общего объема спроса.

Хотя перспективы спроса и предложения на природный газ уникальны для каждого региона, во всех этих регионах наблюдается растущий спрос на СПГ, что приведет к четырехкратному увеличению объемов СПГ на развивающемся международном рынке газа.

В настоящее время спрос на газ растет как на внутреннем, так и на внешнем рынках, превышая показатели докризисного периода. Так, с июля 2009 года, объемы продаж российского газа в Европе превышают объемы продаж в аналогичные периоды и 2008, и 2007 гг. При этом суточный отбор газа европейскими потребителями в октябре текущего года в отдельные дни более чем на 15% (до 90 млн. куб. м в сутки) превышал соответствующий показатель 2008 года. В настоящее время и в России текущее суточное потребление газа сравнялось с уровнем октября прошлого года.

В долгосрочной перспективе тенденция роста спроса на газ на мировых энергетических рынках сохранится. В частности, прогноз уровня потребления газа в европейских странах в 2020 г. составляет 700 млрд. куб. м в год, что выше текущего уровня на 12,5%.

Кроме того, прогнозируется, рост спроса на газ в Северной Америке и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2020 г. потребление газа на континенте составит более 880 млрд. куб. м (рост на 6,5%), а в АТР — свыше 710 млрд. куб. м (рост на 59%).

Говоря о кризисном спаде в мировом потреблении газа, стоит заметить, что уже сегодня спрос начал восстанавливаться (с июня 2009). Это касается, в частности, потребителей в Западной Европе.

В 2009 г. Газпром может поставить в Западную Европу 146,3 млрд. куб. м природного газа (на 16% меньше, чем за аналогичный период 2008 года). Основной причиной восстановления спроса стали низкие цены на газ. В целом, прогнозируется, что в 2009 году цена на газ для Западной Европы может упасть до $305 за тыс. куб. м (минус 25% в годовом исчислении).
 
Долгосрочный прогноз и стратегия развития газовой промышленности России.

В соответствии с Энергетической стратегией – 2030, долгосрочными стратегическими целями развития газовой промышленности являются:

- стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;
- развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;
- совершенствование организационной структуры газовой отрасли в целях повышения экономических результатов ее деятельности и формирование либерализованного рынка газа;
- обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании ВВП и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики.

За последние годы реализованы крупные энергетические проекты (результаты реализации Стратегии-2020), , которые, безусловно, должны оказать влияние на газовый рынок России.  Введено в эксплуатацию крупнейшее Заполярное месторождение в Надым-Пур-Тазовском районе Тюменской области, начата добыча газа на шельфовых месторождениях проекта Сахалин-1 и Сахалин-2.

Осуществляется строительство новых газопроводных систем. Достроен газопровод "Ямал-Европа", построен газопровод "Голубой поток", введен в эксплуатацию завод по производству СПГ на Сахалине, начато строительство газопровода "Северный поток" и СРТО-Торжок, приняты решения о начале строительства Прикаспийского газопровода и газопровода "Южный поток".

Проводятся активные работы по газификации регионов России и строительству региональной газотранспортной и газораспределительной инфраструктуры. Запущен процесс постепенной управляемой либерализации внутреннего рынка газа через создание электронной торговой площадки, работающей по биржевым технологиям, на которой уже было реализовано около 10 млрд.куб.м газа.

 Назовем основные тенденции, оказывающие влияние на российский рынок природного газа и газовую промышленность в целом.

- Приближающееся истощение основных газовых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Западной Сибири и связанная с этим необходимость освоения новых центров газодобычи на п-ове Ямал, шельфе арктических морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

- Увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (низконапорный газ) в структуре МСБ газовой промышленности.

- Удорожание добычи и транспортировки природного газа.

- Развитие технологий производства и транспортировки СПГ.

В этой связи имеют место следующие проблемы:

- Наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводного транспорта газа.
- Высокие транзитные риски экспорта газа в Европу.
- Недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности.
- Заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране.

Стратегические задачи

Энергетическая стратегия 2030 ставит следующие основные задачи, решение которых имеет стратегическое значение.

- компенсация объемов падающей добычи на "старых" месторождениях в Надым-Пур-Тазовском районе Западной Сибири (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) за счет ввода новых месторождений в отдаленных районах с более сложными природно-климатическими и горно-геологическими условиями и создание соответствующей газотранспортной инфраструктуры для обеспечения поставок газа на внутренний рынок и диверсификации его экспортных поставок;

- активизация геологоразведочных работ для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы отрасли в основных газодобывающих районах и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также освоения газовых месторождений регионального и локального значения;

- своевременное обновление оборудования и труб газотранспортной системы, исключающее снижение ее пропускной способности, и дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры;
- развитие производства и экспорта СПГ;
- развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности с целью рационального использования ценных фракций углеводородного сырья и ПНГ;
- демонополизация газового рынка, создание конкурентной среды и установление недискриминационных для всех участников правил доступа к его инфраструктуре.

Кроме того, дальнейшее наращивание добычи газа, требующее значительных инвестиций в создание производственных мощностей и развитие инфраструктуры для транспортировки газа, влечет за собой необходимость повышения внутренних цен на газ. Внедрение рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый на внутренний рынок, будет способствовать устранению сложившейся деформации соотношения цен на взаимозаменяемые виды топлива (газ, уголь, мазут), снижению доли газа в потреблении ТЭР и диверсификации ТЭБ в направлении увеличения доли угля и нетопливных ресурсов, а также приближению структуры ТЭБ к структуре геологических запасов сырья в РФ и, в конечном итоге, повышению уровня энергетической безопасности страны.

Добыча газа будет развиваться как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и на европейском севере (включая шельф арктических морей), полуострове Ямал, в новых нефтегазовых провинциях Восточной Сибири и  Дальнего Востока, а также в Прикаспийском регионе.

Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу остается Ямало-Ненецкий автономный округ. В период до 2010 года компенсация падения добычи газа будет обеспечиваться в основном за счет освоения в Надым-Пур-Тазовском районе новых месторождений и подготовленных к освоению горизонтов и площадей уже разрабатываемых месторождений.

При этом для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, потребуются новые технологические решения и значительные дополнительные средства для достижения высоких коэффициентов газоотдачи. В период после 2010 года прогнозируемые объемы добычи газа планируется обеспечить за счет освоения месторождений на полуострове Ямал, шельфе арктических морей, в том числе Штокмановского месторождения, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В пределах полуострова Ямал открыто 26 месторождений, разведанные запасы газа которых составляют 10,4 трлн. куб. метров. В ближайшие 25 лет суммарные капитальные вложения в освоение месторождений полуострова Ямал (Бованенковское, Харасавейское и др.) необходимы в размере от 166 до 198 млрд.долл. США. Начало добычи газа намечается на конец 1 этапа реализации Стратегии-2030 с доведением ее до 185-220 млрд.куб.м к 2030 году.

Вновь вводимые в разработку залежи газа в Западной Сибири будут содержать  жирный газ и конденсат. Для утилизации и транспортировки такого газа широкое развитие получит газоперерабатывающая промышленность.

Добыча газа в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока будет развиваться на базе Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), месторождений углеводородов в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на Сахалине и в Западно-Камчатском секторе Тихого океана. При освоении газовых месторождений Восточной Сибири, характеризующихся высоким содержанием гелия (от 0,15 до 1%), потребуется развитие гелиевой промышленности, в том числе строительство ряда крупных газоперерабатывающих заводов и подземных хранилищ гелиевого концентрата.

В соответствии с Энергетической стратегией 2030 (ЭС) , будут сформированы следующие крупные центры добычи газа:

Сахалинский центр газодобычи на базе месторождений шельфовой зоны острова Сахалин (проекты "Сахалин-1-2") с дальнейшим развитием центра за счет реализации проектов "Сахалин-3-6".

Якутский центр газодобычи на базе Чаяндинского месторождения, с перспективой освоения соседних месторождений - Среднеботуобинского, Таас-Юряхского, Верхневилючанского и других.

Иркутский центр газодобычи на базе Ковыктинского месторождения с перспективой освоения Южно-Ковыктинской лицензионной площади и месторождений севера Иркутской области.

Красноярский центр газодобычи на базе Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тохомского месторождений с перспективой освоения Оморинского, Куюмбинского, Агалеевского и других месторождений.

Таким образом, перспективная региональная структура добычи газа к 2030 году будет выглядеть следующим образом:

- в Европейской части страны за счет освоения Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и шельфовых месторождений (прежде всего Штокмановского) планируется довести добычу газа до 131-137 млрд.куб.м (против 46 млрд.куб.м в 2005 г.);
- в Западной Сибири добыча газа ожидается на уровне 608-637 млрд.куб.м за счет освоения месторождений полуострова Ямал и акваторий Обской и Тазовской губ, призванных компенсировать выпадающие объемы добычи "старых" месторождений (Уренгойского, Медвежьего, Вынгапуровского и Ямбургского).
- в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке добыча газа вырастет до 132-152 млрд.куб.м.

В сфере транспортировки газа дальнейшее развитие получит Единая система газоснабжения (ЕСГ) - путем подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия). Будет происходить ее экономически целесообразное постепенное расширение на Восток страны.

Протяженность магистральных газопроводов возрастет на 20-22 тыс.км к концу 2 этапа ЭС и на 30-35 тыс.км к концу 3 этапа, в том числе за счет новых экспортных направлений. Будут реконструированы и модернизированы действующие магистральные газопроводы общей протяженностью 20 тыс.км к концу 2 этапа и 40 тыс.км - к концу 3 этапа.

В области развития новых экспортных маршрутов приоритетная роль отводится реализации проекта "Северный поток". Российский газ по этому газопроводу будет поступать на европейский рынок, минуя территорию третьих стран. Большое значение будет также иметь создание экспортной трубопроводной системы "Южный поток", замыкающей Южно-Европейское газотранспортное кольцо.

Для подачи газа Штокмановского месторождения на Северо-Запад России планируется строительство газопровода из северных районов Мурманской области с подключением к Единой системе газоснабжения в районе г. Волхов.

Важнейшим проектом после 2010 г. станет строительство многониточной ГТС протяженностью 2400 км для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал в район КС Ухта и далее до г. Торжок.

В рамках реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы газоснабжения будет проводиться поэтапное формирование системы газопроводов в этих регионах России для поставок газа в страны АТР, в первую очередь, в Южную Корею и Китай, с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к ЕСГ.

Наряду с трубопроводным транспортом газа в России будут активно развиваться проекты в сфере производства и транспорта сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь, для усиления экспортных позиций Российской Федерации на внешнем рынке. Сочетание поставок СПГ с хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой даст мощный импульс для повышения эффективности экспорта газа с одновременной диверсификацией рынков сбыта. Это позволит выйти на совершенно новые для России рынки, в частности, США и стран АТР.

Получит стабильное развитие импорт газа из государств Центральной Азии в основном в страны Ближнего Зарубежья. Объемы импорта будут формироваться в зависимости от экономической конъюнктуры внешних рынков газа и состояния топливно-энергетического баланса России.

Экспорт газа, осуществляемый, преимущественно, на основе долгосрочных контрактов, позволит сохранить необходимый объем поставок из России на европейский рынок при кратном увеличении поставок в восточном направлении (Китай, Япония, Корея). При этом российские газодобывающие компании будут активно участвовать в освоении газовых месторождений других стран (Алжир, Иран, страны Центральной Азии и др.) и строительстве новых межрегиональных газопроводов (в частности, в Южной Азии), а также координировать с этими странами свою экспортную политику.

Прогноз развития рынка природного газа в России.

За последние несколько лет спрос на газ в России устойчиво рос средними темпами (около 2%), за исключением отдельных годов, когда из-за теплой зимы (как это было в прошлом году) временно он снизился. Заниженные цены на газ приводят к дисбалансу в структуре энергопотребления страны. Так, по сравнению с другими странами российская экономика в большей мере полагается на газ. Если в среднем в мире на газ приходится около 1/3 потребления, то в России - более 1/2, при этом ее газоемкость выше газоемкости прочих стран.

Крупнейший потребитель газа в России - электроэнергетика (37%), остальные промышленные предприятия потребляют еще 38%, оставшиеся 25% приходятся на населения и ЖКХ.

Даже если предположить замедление темпов роста спроса на газ, то уже к 2015 г. российским потребителям необходимо будет дополнительные почти 50 млрд куб. м газа. В связи с этим возникают опасения о достаточности газа российским потребителям. Опасения небеспочвенны: холодной зимой 2005 г. Газпром из-за дефицита газа снизил поставки газа на российские электростанции на 12,5%. В результате энергетикам пришлось компенсировать это снижение за счет других источников, прежде всего мазута. Не повторится ли такая ситуация в будущем, когда спрос на газ вырастет дополнительно на 50 млрд куб. м?

 В соответствии с «Энергетической стратегией 2030», развитие рынка газа в Российской Федерации будет строиться на базе предоставления всем газодобывающим компаниям равных условий хозяйствования. Функционирование секторов добычи и реализации газа будет формироваться на основе рыночных отношений при сохранении государственного регулирования в сфере транспортировки газа. При этом будет обеспечен порядок недискриминационного доступа субъектов рынка к газотранспортным системам разного уровня и одинаковые удельные тарифы на транспортировку газа.

После 2011 г. будет осуществляться поэтапный переход на применение рыночных принципов ценообразования на газ за счет расширения нерегулируемого сегмента рынка и формирования рыночных цен на газ, учитывающих окупаемость его добычи и транспорта, потребительские свойства газа, спрос и предложение, а также необходимые инвестиции для развития газовой промышленности.

Продолжится газификация городских и сельских населенных пунктов.

Будет создана широкая сеть максимально приближенных к потребителям подземных хранилищ газа, объемы которых будут соответствовать сезонной и суточной неравномерности потребления газа, в т.ч. обеспечивать электростанции в режиме реального спроса на электроэнергию.

Будет увеличено использование газа как моторного топлива с соответствующим развитием его рынка. При этом в целях снижения давления на экономику страны в условиях неизбежного роста внутренних цен на газ, государство будет использовать внеценовые инструменты поддержки инвестиционной деятельности в газовом секторе (налоговые, кредитные, бюджетные и др.), а также будет регулировать верхний предел цен на газ для населения.

В условиях резкого падения мировых цен на углеводороды и (или) кризисных ситуаций на мировом финансовом рынке государство обеспечит поддержку газовых компаний путем предоставления государственных гарантий под инвестиции в развитие комплекса, рефинансирования заимствований и оптимизации налогообложения.

Энергосбережение в газовой промышленности будет осуществляться по следующим основным направлениям:

- в добыче газа - снижение расхода газа на технологические нужды, оптимизация режима работы технологических объектов, совершенствование контроля и учета газа, повышение газоотдачи пластов;

- в транспортировке газа - реконструкция газотранспортных объектов и системная организация технологических режимов работы магистральных газопроводов, сокращение потерь газа, внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния газоперекачивающих агрегатов, внедрение высокоэффективных газотурбинных приводов для газоперекачивающих агрегатов с высоким КПД, расширения использования газоперекачивающих агрегатов с регулируемым электроприводом;

- в переработке газа - повышение степени утилизации тепла технологических потоков, повышение КПД тепловых агрегатов на газовом топливе; оптимизация и автоматизация технологических процессов;

- в подземном хранении газа - оптимизация буферного объема газа, снижение пластовых потерь газа, использование в качестве буферного объема непромышленных газов (азота, дымовых газов и т.д.).

Индикаторы стратегического развития газовой промышленности на период до 2030 года

Индикаторы/направления

2008 г.(факт)1 этап2 этап3 этап
Добыча газа
Доля новых районов в суммарных объемах добычи, %, в т.ч.213-1421-2338-39
Ямал06923-24
Восточная Сибирь и  Дальний Восток27-812-1415
Доля независимых производителей газа и ВИНК в суммарных объемах добычи, %172025-2627
Транспортировка газа
Рост протяженности магистральных газопроводов, % к уровню 2005 г.38-1013-1520-23
Доля реконструированных действующих газопроводов, % от общей протяженности ЕСГ410-1112-1325-26
Экспорт газа
Доля стран АТР в структуре экспорта, %011-1216-1719-20
Доля СПГ в структуре экспорта, %04-510-1114-15

На первом этапе реализации Стратегии-2030 российская газовая промышленность обеспечит внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе, главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области. Вместе с тем, будут проводиться активные работы по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала, Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей.

Будет завершен ряд важнейших неотложных инфраструктурных проектов международного и национального значения, в т.ч.:

- газопровод "Северный поток";
- газопровод СРТО-Торжок.

Реализация указанных инфраструктурных проектов позволит подготовить транспортную инфраструктуру для начала масштабного освоения Ямала, снизить транзитные риски в отношении экспорта газа на европейском направлении и обеспечить возможность расширения транзита центральноазиатского газа в Европу с использованием российской газотранспортной системы.

Наряду с развитием трубопроводной инфраструктуры, будет развиваться система подземного хранения газа, которая позволит создавать оперативные резервы газа в главных регионах его потребления с целью минимизации рисков топливоснабжения в пиковые периоды спроса.

На базе завода по производству СПГ на Сахалине начнется экспорт российского СПГ в страны АТР. Начнется строительство новых газоперерабатывающих и газохимических комплексов в Западной и Восточной Сибири для обеспечения комплексной переработки углеводородного сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью.


На внутреннем рынке будет активно проводиться управляемая либерализация, основанная на принципе обеспечения равной доходности поставок газа на внутренний рынок и на экспорт. Будет развиваться биржевая торговля природным газом, основанная на прозрачных и недискриминационных условиях доступа всех участников рынка к газотранспортной инфраструктуре.

На втором этапе реализации Стратегии-2030 российская газовая промышленность полностью обеспечит потребности экономики страны в условиях посткризисного развития, однако существенно изменится география как добычи, так и экспорта газа. Новые районы добычи газа (Ямал, шельф арктических морей, Восточная Сибирь и Дальний Восток) будут обеспечивать более трети объемов добычи газа в стране. Также будет решена стратегическая задача диверсификации направлений и товарной номенклатуры экспорта российского газа за счет развития восточного экспортного направления и строительства новых СПГ-терминалов.

На втором этапе планируется ввод в эксплуатацию Штокмановского месторождения, месторождений акваторий Обской и Тазовской губ, начало освоения восточно-сибирских и Якутского газовых центров, а также активной фазы строительства газотранспортной системы на востоке страны.

Россия будет наращивать усилия по консолидации вокруг своей газотранспортной инфраструктуры основных региональных газодобывающих центров (страны Центральной Азии, Иран) и формировать евразийскую интегрированную газотранспортную систему для обеспечения экспортных и транзитных перетоков между Европой и Азией (в частности, будет завершено строительство газопровода "Южный поток").

На третьем этапе реализации Стратегии-2030 российская газовая промышленность будет развиваться в изменившихся условиях внутреннего и внешнего спроса на газ, обусловленных переходом мировой экономики и энергетики на новую технологическую волну, характеризующуюся высоким уровнем энергоэффективности бизнеса и расширенным использованием неуглеводородных источников энергии.

В этих условиях развитие российской газовой промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта. Широкое развитие получит высокотехнологичная газохимия и производство СЖТ на основе газа.

Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае экономической эффективности, подключением к ЕСГ. Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые производители газа, тогда как доля ОАО "Газпром" снизится адекватно состоянию ресурсной базы компании на данный период времени. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей. Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет составной частью энергомоста между Европой и Азией, а Россия - ключевым диспетчерским центром по ее управлению.

На внутреннем рынке «Газпром» реализует более 50% общего объема добываемого газа. Однако основная часть валовой выручки газового монополиста (82% по итогам 2008 г.) приходится на экспортные поставки. Убыточность внутренних продаж на протяжении 1999-2008 гг. покрывалась за счет экспорта. В 2009 году «Газпром» впервые планирует получить прибыль от продаж газа на внутреннем рынке.

В соответствии с основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2010 г. и период 2011-2012 гг., одобренными правительством РФ в июле 2009 г, предполагается индексирование регулируемых оптовых цен на газ для промышленных потребителей. В 2010 г. оно должно составить 15%. В то же время, в соответствии с поручением правительства РФ, профильные министерства и ОАО "Газпром" прорабатывают порядок перехода с 1 января 2011 г. от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа и формированию оптовых цен на газ (за исключением газа, поставляемого для нужд населения) на основе применения рыночной ценовой формулы. И на сегодняшний день "Газпром" уже подписал с большинством промышленных потребителей долгосрочные договоры на поставку газа, предусматривающие использование ценовой формулы с 2011 г.

Прогнозируемый рост цен на газ на внутреннем рынке в 2010 г. составит не 15%, как рассчитывает правительство, а не менее 25%. Разумеется, это весьма болезненно скажется на финансовом положении потребителей газа, в первую очередь - энергетиках металлургах, особенно с учетом нынешнего повсеместного спада производства.

Сложившаяся ситуация дает повод взглянуть на причины происходящего. Статистика свидетельствует, что добыча газа в последние годы находится в "падающем" режиме. При этом зависимость отрасли от экспорта топлива растет, что неудивительно. Ибо, если в последние 10 лет (кроме последнего кризисного года), по данным самого «Газпрома», потребление газа в стране превышало темпы роста его добычи на 3,0-5,5%, то это означает, что газовому концерну приходилось все в большей и большей степени покрывать свои убытки на внутреннем рынке за счет поставок на внешний. Понятно, что такая практика имеет предел.

Приходится вспомнить и то, что себестоимость добычи газа у нас одна из самых высоких в мире, и причины этого связаны не только с природными и географическими условиями работы газодобытчиков в России. Например, из-за гораздо большей численности работающих, «Газпром» значительно отстает от норвежской «StatoilHydro» по уровню и темпам роста производительности труда. В 2009 г. с января по апрель добыча газа в России рухнула более чем 17,1%. При этом, если симптомы стагнации в добыче нефти проявились еще четыре года назад, то столь серьезное падение газодобычи — явление новое.

По оценкам специалистов, «Газпрому» давно уже были необходимы масштабные инвестиции в новые проекты. В «тучные» годы сверхблагоприятной конъюнктуры нефтегазовых цен для этого существовали реальные возможности. Однако немалые средства были израсходованы на серию слияний и поглощений, рыночный смысл которых не всегда был очевиден. Некоторые иностранные инвесторы были вынуждены покинуть Россию. Ставшие лидерами в нефтегазовой отрасли благодаря поддержке властей государственные компании накопили немало долгов перед иностранными кредиторами. Вследствие этого теперь вместо инвестиций получаемые прибыли придется направлять прежде всего на расчеты с кредиторами.

Положение «Газпрома» в качестве газового монополиста отнюдь не способствует снижению цен газа на внутреннем рынке. Разговор о разделении добывающей составляющей и транспортной идет давно, равно как и о свободном доступе других добывающих компаний к трубе «Газпрома». Немало сил на решение этого вопроса потратил в недавнем прошлом Герман Греф в бытность главой Минэкономразвития. Но оказалось, безрезультатно.

В течение ряда лет «Газпром» весьма энергично приобретал непрофильные активы, в частности, медийные. Убыточность этих активов так или иначе перекладывалась на цену газа.

Падение спроса на газ в условиях мирового кризиса, безусловно, бьет по доходам «Газпрома» и сужает его инвестиционные возможности. Но случилось так, что накопившиеся проблемы придется решать сейчас в обстановке гораздо менее благоприятной рыночной конъюнктуры, чем до кризиса. Чтобы «Газпром» и впредь оставался «национальным достоянием», нам теперь придется заплатить определенную цену. В виде повышения цен на газ.

С анализом рынка метана Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок метана в России».

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru