«ТОЛЬЯТТИКАУЧУК» и КРИЗИС: время новых возможностей


Нефтехимия поэтапно выходит из кризиса. Если еще в начале 2009 года оборудование «Тольяттикаучук», простаивало без дела, то во втором полугодии предприятие начало возвращаться к прежним объемам производства. В каком состоянии находится предприятие сейчас, рассказал генеральный директор ООО «Тольяттикаучук» Сергей Полонянкин.


В интервью генеральный директор OOO «Тольяттикаучук» рассказывает о том, как повлиял на предприятие мировой экономический кризис.

Нефтехимическая отрасль сейчас поэтапно выходит из кризиса. Если еще в начале 2009 года оборудование ООО «Тольяттикаучук», простаивало без дела, то во втором полугодии компания начала возвращаться к прежним объемам производства. В каком состоянии находится предприятие сейчас, рассказал генеральный директор ООО «Тольяттикаучук» Сергей Полонянкин.

- Насколько сильно ударил по деятельности ООО «Тольяттикаучук» экономический кризис?

- В конце прошлого (2008) года спрос на продукцию нашего предприятия упал в пять раз. Склады заполнились продукцией, и нам пришлось остановить часть производств. Сополимерные каучуки не выпускались три месяца, бутилкаучук - четыре месяца. Третий вид каучука - изопреновый - производился в небольшом объеме для сохранения присутствия на рынке. Сегодня спрос, особенно на экспортоориентированную продукцию, практически восстановился. Это можно проследить по загрузке мощностей. Если в первом квартале 2009 года среднемесячный объем выпуска синтетических каучуков составлял 35% от докризисного объема, во втором он повысился почти до 50%, а в третьем - до 70%. Полностью восстановился спрос на бутилкаучук. Его производство демонстрирует докризисные показатели с мая текущего года - 4,5 тыс тонн в месяц.

- На вашем предприятии происходили мероприятия по оптимизации персонала?

- Сокращение численности на предприятии началось еще до кризиса. В связи с низкой производительностью труда и избытком работников, начиная с 2005 года, ежегодно проводится оптимизация численности. В пик кризиса этот процесс было решено усилить в целях сохранения конкурентоспособности предприятия, и осенью 2008 года мы проанализировали работу всего производства «Тольяттикаучук». На предприятии появилась новая система нормирования труда, функции и зоны ответственности сотрудников расширились. На этом изменения в штатной структуре не закончились. Линейная система управления была преобразована в линейно-функциональную: цеха, связанные единой технологической цепочкой, объединены в производства, уровни управления сокращены на 2-3 ступени. В отдельные вертикали мы вывели техническое обеспечение и ремонт, а в функциях производства остался только выпуск продукции и обеспечение промышленной безопасности.

- Сколько человек потеряло работу?

- Сокращение коснулось 1500 работников предприятия. Из них только 8% было уволено по причине кризиса и снижения объема производства. Большинство сотрудников ушло по соглашению сторон с выплатами, соответствующими Трудовому кодексу. Часть сотрудников перешла работать в новые организации, созданные по системе аутсорсинга.

- Планируются ли дальнейшие сокращения?

- Сейчас работа над совершенствованием системы управления продолжается, но сокращений мы не планируем.

- Какие основные меры предприняла компания по оптимизации расходов за последнее время?

- Во-первых, это вывод непрофильных функций на аутсорсинг. В этом году мы передали на внешнее управление сферу информационных технологий, автоматизации производства, логистику, а также корпоративное питание, уборку и благоустройство территории. Это позволило нам сэкономить до 10% затрат. Во-вторых, на предприятии оптимизируются расходы сырья и энергоресурсов. Введены жесткие системы учета. В-третьих, была проведена централизация вспомогательных функций. Благодаря объединению ремонтных служб мы смогли капитальный ремонт этого года выполнить своими силами, с минимальным количеством подрядчиков.

Надо отметить, что на фонде оплаты труда руководство компании не экономит. Он остался в полном объеме, и мы смогли компенсировать работникам возросшую нагрузку повышением зарплаты этим летом.

- Насколько сильно предприятие зависит от продаж одного вида продукции? Есть ли у вас продукты, спрос на которые не так сильно упал из-за кризиса?

- Наши основные клиенты - шинные заводы. Доля их потребления составляет от 60 до 80%. Падение спроса на продукцию этих заводов мы ощущаем, но о линейной зависимости в данном случае речи не идет. В меньшей степени от кризиса пострадала жидкая продукция предприятия - мономеры и автомобильные присадки к бензину. Что касается товарного изопрена, то его производство в период кризиса не уменьшалось совсем.

- Как отразилась на вашем предприятии ситуация на «АвтоВАЗе»?

- «Тольяттикаучук» не имеет прямых деловых взаимоотношений с «АвтоВАЗом». Однако завод поставляет каучук на шинные предприятия СИБУРа. Вплоть до 2009 года 10% легковых шин дочернего общества СИБУРа - «СИБУР-Русские шины» - поставлялось на «АвтоВАЗ». В IV квартале 2008 года автогигант, испытывающий трудности со сбытом, перестал платить за поставки. Дело даже дошло до суда, но в итоге разногласия урегулировали мирным путем. Долг в 100 млн рублей «АвтоВАЗ» погасил. Конечно, расставание с таким клиентом было непростым, однако ситуация складывалась таким образом, что поставки пришлось бы сильно сократить просто в силу сворачивания самого производства автомобилей. Но я знаю, что предприятия холдинга следят за ситуацией на автозаводе и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству в будущем.

- Изменилась ли стратегия развития вашего предприятия? На что вы планируете делать ставку?

- Кризис - это время новых возможностей, поэтому компания старается не только выживать, но и вкладывает средства в развитие. По прогнозам специалистов компании, цены на каучуковую продукцию «Тольяттикаучук» могут вырасти. Это связано с тем, что каучук на 70-90% - экспортный товар, напрямую зависящий от стоимости нефти. Поэтому в среднесрочной перспективе руководство компании планирует расширять долю продуктов, не зависящих от цен на нефть, с 15 до 40%. Реализовать планы предполагается за счет развития продуктового портфеля, повышения качества продукции, а также улучшения постпродажной поддержки клиентов, дополнительного технического сервиса и логистики. На «Тольяттикаучуке» будут реализовываться первые два направления, поскольку продажей продукции и логистикой занимаются другие дочерние структуры нашей компании.

Источник: РИА Самара

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России».