СОСТАВ ИЗДЕЛИЙ ЖЕНСКОЙ ГИГИЕНЫ


На сегодняшний день российский рынок продуктов женской гигиены характеризуется традиционно высокой долей импорта, что связано со слабо развитым  внутренним предложением.


В общем виде женские гигиенические прокладки можно разделить на три вида:

1. прокладки для критических дней
2. прокладки на каждый день
3. прокладки медицинские (урологические, гинекологические)

Основное различие между представленными видами заключается в составе прокладки – а именно в количестве и типе внутренних слоев. В частности для первого и третьего вида прокладок наиболее характерно использование дополнительного распределительного слоя, а также суперабсорбирующего материала (ультратонкие прокладки), к которым на сегодняшний день относят  абсорбирующий полимер (акриловый). Кроме того, здесь особую важность приобретает нижний барьерный слой – как правило, это полиэтиленовая пленка.

Состав ежедневной прокладки зачастую более простой и состоит из  трех слоев: верхнего, впитывающего и нижнего. При этом в качестве впитывающего слоя применяется тонкий целлюлозный слой. Использование суперабсорбирующего полимера в данном случае не целесообразно.

Классическая схема прокладок представлена на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1.

Состав женских прокладок медицинских и для критических дней

Источник: Edana

 Рисунок 2.

Состав женских прокладок на каждый день

Источник: Edana

В зависимости от применяемых материалов женские гигиенические прокладки (для критических дней) можно классифицировать следующим образом.

По типу абсорбирующего материала:

- классические «толстые» - с впитывающим слоем из целлюлозы распушеной;
- ультратонкие – с впитывающим слоем из:

а) целлюлоза распушеная + суперабсорбент или
б) нетканый целлюлозный материл airlaid + суперабсорбент;

По типу верхнего слоя:

- с верхним слоем из дышащего нетканого материала («софт»);
- с верхним слоем из перфорированной полиэтиленовой пленки («драйнет»);

Данные основные классификационные признаки позволяют компаниям-производителям позиционировать свою продукцию в различных ценовых сегментах (рис. 3), выделяя:

• Нижний нижний;
• Нижний верхний;
• Верхний нижний;
• Верхний верхний;

Характеристика ценовых сегментов рынка женских гигиенических прокладок

 «Soft»«Drynet»
Ультратонкие

 ВЕРХНИЙ НИЖНИЙ

ВЕРХНИЙ ВЕРХНИЙ
Классические «толстые»НИЖНИЙ НИЖНИЙНИЖНИЙ ВЕРХНИЙ

Источник: данные производителей, рисунки предоставила компания «Celtex»

Дополнительно прокладки разделяются:

По наличию «крылышек»

- с «крылышками»;
- без «крылышек»;

По длине:

- нормальные;
- удлиненные;

По степени впитываемости:

- легкие (Light);
- нормальные (Normal);
- повышенной впитываемости (Super, Super Plus);

По наличию ароматизации

- ароматизированные (део)
- неароматизированные
 
Конструкции, основных гигиенических средств и применяемые в них материалы.

 Женские гигиенические прокладки состоят из нескольких слоев:

1. Верхний слой (Top-sheet) . Представляет собой тонкий покровный материал, задача которого, быстро впитать влагу и передать ее, напрямую или чрез распределительный слой, на внутренний абсорбирующий слой. Ввиду того, что материал этого слоя, соприкасается с кожей, то к нему применяются особые требования по тактильным показателям. Как правило, в качесве этого слоя используются три типа материалов:

Темробонд – это нетканый материал, изготовленный из полипропиленовых  или смеси полипропиленовых и полиэфирных штапельных волокон.  Плотность этого материала варьируется от вида прокладки от 17 до 22 гр/м2.

Нетканый материал из полипропилена, изготовленный по фильерной технологии (спанбонд). Как правило, для улучшения характеристик, материал делают двухслойным (СС). Благодаря более высоким прочностным характеристикам, плотность материала может быть ниже и варьируется от 10 до 20 гр/м2.

Полиэтиленовая перфорированная пленка, на упаковке, при использовании этого вида покровного материала, ставится обозначение «top-dry».

2.     Распределительный слой. Этот слой используется в составе  прокладок для критических дней и служит для равномерного распределения жидкости по поверхности и проникновения в центр абсорбирующего слоя. Для изготовления этого слоя используют материалы типа «термобонд» из смеси полипропиленовых и полиэфирных волокон с плотностью от 15 до 30 гр/м2.

3.     Внутренний слой – абсорбирующий материал.  Основной функцией этого слоя является сбор, распределение и удержание жидкости. В зависимости от вида прокладки, а так же от используемой при производстве технологии применяются следующие виды абсорбирующих материалов:

1.     Беленая распушенная целлюлоза.

 2.     Нетканое полотно, изготовленное по технологии, при которой, полотно формируется из целлюлозы и би-компонентных волокон аэродинамическим способом и в дальнейшем скрепляется в холсте путем нагрева его горячим воздухом. В России подобные материалы чаще всего называют «Айрлейд». В процессе изготовления этого материала в него может добавляться суперабсорбент (САП).

3.     Нижний слой (Back sheet). Этот слой служит каркасом всей конструкции и не дает влаге проникнуть из абсорбирующего слоя наружу и попасть на белье. До недавнего времени, для этого слоя использовалась специальная полиэтиленовая пленка.  В последнее время, все большую популярность приобретает микропористая, так называемая «дышащая» полиэтиленовая пленка, а так же нетканые материалы типа «термобонд» и «спанбонд», покрытые подобной пленкой.

История отрасли

Отрасль гигиенических изделий (впитывающих), а также сырья для них, зародилась в России в начале 90-х, когда было организовано первое небольшое производство хирургических впитывающих простыней. Чуть позже на рынок вышли несколько производителей женских гигиенических пакетов нижнего ценового сегмента. В следующие десять лет, вплоть до 2005 года, появлялись и исчезали мелкие региональные производства по выпуску женских прокладок, однако внутреннее предложение оставалось крайне неразвитым, как с точки зрения объемов производства, так и широты ассортимента.

С 2002 года в отрасли обозначился новый этап развития, связанный с приходом на рынок нескольких зарубежных производителей средств гигиены – «Hygiene Kinetics» (Словакия), «TZMO S.A» (Польша) и «Procter&Gamble» (США). При этом приход в Россию компании Procter&Gamble стал знаковым для отрасли, поскольку вместе с развитием внутреннего производства детских подгузников в стране стало развиваться производство сырья для них, а именно нетканых материалов. Тем не менее, в целом, рынок сырья для производства гигиенических изделий пока остается импортозависимым.

«Procter&Gamble» – является крупнейшим игроком на российском рынке гигиенических изделий, и динамика потребления сырьевых материалов в целом по отрасли прямо пропорциональна развитию его производства. Появление местных российских производств женских прокладок практически не влияет на изменения линии тренда потребления сырья.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка женских гигиенических изделий можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок средств женской гигиены в России».

www.newchemistry.ru