ТРЕБОВАНИЯ К АВИАЦИОННЫМ БЕНЗИНАМ


В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными.


Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012—72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси — в знаменателе дроби. Бензин Б-91/115 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988—1992 гг. проведен большой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработан единый бензин Б-92 без нормирования показателя «сортность на богатой смеси», вырабатываемый по ТУ 38.401-58-47—92. Как показали испытания, бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б-91/115 в двигателях всех типов. Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет наряду с обеспечением нормальной работы двигателей на всех режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного тетраэтилсвинца.

В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Требования к качеству бензинов - Б-92, Б-91/115 и Б-95/130 приведены в табл. 1.

Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям АSТМ В 910 и европейским спецификациям на бензины марок 100 и 100LL (табл. 2).

В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации. В состав авиационных бензинов могут также входить продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.

Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/115 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых компонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.

Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине ароматических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.

Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию ароматических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты — алкилбензин, изомеризат и толуол.

Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 3.

В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от 1,0 до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов добавляется антиокислитель 4-оксидифениламин или Агидол-1.

 Как и все этилированные топлива, для безопасности в обращении и маркировки, авиационные бензины должны быть окрашены. Бензины Б-91/115 и Б-92 окрашиваются в зеленый цвет красителями: жирорастворимым зеленым 6Ж или жирорастворимым зеленым антрахиноновым; Б-95/130 — в желтый цвет жирорастворимым желтым К; Б-100/130 — в голубой цвет органическим жирорастворимым ярко-синим антрахиноновым или 1,4-диалкиламино-антрахиноном.

Кроме описанных выше марок авиационных бензинов, которые применяются непосредственно для эксплуатации поршневых двигателей, вырабатывается неэтилированный бензин марки Б-70 (ТУ 38.101913— 82). Показатели качества приведены в табл. 1. В настоящее время этот бензин используется, в основном, как бензин-растворитель.

Авиационный бензин Б-70 готовят на основе бензина прямой перегонки или рафинатов риформинга с добавлением высокооктановых компонентов.

Таблица 1. Характеристики авиационных бензинов

Показатели

Б-95/130 Б-91/115 Б-92 Б-70 
Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина,3,1 2,5 2,0 - 
октановое число по моторному методу не менее, 95 91 91,5 70 
сортность на богатой смеси, не менее 130 115 - - 
Удельная теплота сгорания низшая, 42947.103 42947.103 42737.103 - 
Дж/кг (ккал/кг), не менее (10250) (10250) (10200)   
Фракционный состав: температура начала перегонки, °С, не ниже  40 40 40 40 
перегоняется при температуре, °С,  не выше:         
10% 82 82 82 88 
50% 105 105 105 105 
90% 145 145 145 145 
97,5 % 180 180 180 180 
остаток, %, не более 1,5 1,5 1,5 1,5 
Давление насыщенных паров, Па 33325-45422 29326-47988 29326-47988 47988 
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более0,3 0,3 1,0 1,0 
Температура начала кристаллизации, °С, не выше -60 -60 -60 -60 
Йодное число, г йода/100 г бензина, не более 6,0 2,0 2,0 2,0 
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 35 35 Не нормиру- 12-20 
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более 4,0 3,0 3,0 2,0 
Массовая доля серы, %, не более0,03 0,03 0,05 0,05 
Цвет Желтый Зеленый Зеленый Бесцветный 
Массовая доля параоксидифениламина, %0,002-0,005 0,002-0,005- - 
Период стабильности, ч, не менее 12 12 8 - 


Примечания.

1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке— выдерживает; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; прозрачность— прозрачный; плотность при 20 °С, кг/м3 — не нормируется, определение обязательно.

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число— 10 г йода/100 г бензина.

б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см3 бензина.

3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.

4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.

5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157.103 (10300) Дж/кг (ккал/кг).

7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

Таблица 2. Показатели качества авиационного бензина Б-1ОО/130 (ТУ 38.401-58-197-97)

Показатели

Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный 
Внешний вид Прозрачный, не содержит механических примесей и воды 
Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу, не менее сортность на богатой смеси, не менее  100130 
Содержание тетраэтилсвинца, г/кг бензина, не более 2,2* 
Цветголубой 
Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг, не менее43000-103 
Плотность при 15 °С, кг/м3 Не нормируется, определение обязательно 
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °Сперегоняется при температуре, °С:Не нормируется, определение обязательно 
10%            <75       
40% >75
50% <105 
90% <145 
сумма температур перегонки 10 и 50 %, °С, не ниже температура конца перегонки, °С, не выше выход, %, не менее остаток, % (об.), не более потери, %, не более 135180971,51,5 
Давление насыщенных паров, кПа 38-49 
Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60 
Массовая доля серы, %, не более 0,05 
Испытание на медной пластинке Выдерживает 
Период стабильности, ч, не менее             12 
Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более
Взаимодействие с водой, баллы, не более: состояние поверхности раздела состояние разделенных фаз11 
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более0,3 
Электропроводимость, пСм/м, не более 450 
* Содержание тетраэтилсвинца в бензине марки Б- 100/130 малоэтилированном составляет 1 ,0 г/кг бензина 


Таблица 3. Характеристики компонентов авиационных бензинов

 Показатели

 
Алкил-бензин ТУ 38.101372 -84 Толуол нефтяной ГОСТ14710-78 Бензин ката­литического риформинга Прямо-гонный бензин 
Внешний вид Прозрачная Прозрачная Прозрачная бесцветнаяПрозрачная бесцветная
  бесцветная жидкость или бледно-желтаяили бледно-желтая
  жидкость жидкость жидкостьжидкость
Детонационная стойкость, октановое число по моторному методу, не менее 91,5 - 73,5 70 
Сортность на богатой смеси с добавлением 2,7 г ТЭС/кг 140 - - - 
фракционный состав: температура начала кипения, °С, не ниже 40 - 40 40 
перегоняется при температуре, °С, не выше:         
10% 75 - 82 75 
50% 105 - 105 105 
90% 130 - 149 145 
97,5 % 180 - 180 180 
остаток и потери в сумме, %, не более 2,5 - - - 
остаток, %, не более1,5 - 1,5 1,5 
Пределы перегонки:98 % объема перегоняется в пределах - 0,8 - - 
Массовая доля толуола, %, не менее - 99,6 - - 
Массовая доля примесей, %, не более: - 0,4 - - 
неароматических углеводородов- 0,2 -  
бензола• 0,15 
ароматических углеводородов С8 - 0,05 - - 
Окраска серной кислоты, номер образцовой шкалы, не более- 0,20 - - 
Давление насыщенных паров, кПа, не более 46,7 - 47,9 - 
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более 0,3 - 0,3 0,3 
Йодное число, г I2/100 г, не более 0,35 - 2,0 - 
Содержание фактических смол, мг/100 см3, 2,0 - 3,0 3,0 
не более         
Содержание, %: серы, не более 0,015   0,03 0,03 
кислот и щелочей Отсутствие - Отсутствие 
механических примесей и воды Отсутствие - Отсутствие 
Реакция водной вытяжки - Нейтральная- - 
Испаряемость  Испаряется без остатка - - 
Испытание на медной пластинке Выдерживает 
Плотность при 20 °С, кг/м3 Не норми­руется 864-867 Не норми­руется 734 

 С анализом российского рынка авиационных бензинов Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков   «Рынок авиационных бензинов в России».

www.newchemistry.ru