ПЕРЕВАЛКА НЕФТЕПРОДУКТОВ: растет доля южных портов


Рост перевозок нефти и нефтепродуктов в адрес южных портов в 2009 году был самым высоким. Причём больше половины экспортных поставок российской нефти и нефтепродуктов уходит к стивидорам, и больше четверти отправок приходится на южное направление страны.


Около 32,8 млн тонн нефти и нефтепродуктов ушло по железной дороге в порты юга, включая Новороссийск и Туапсе. Это на 14% больше уровня 2008 года. «Даже январь этого года показывает рост на 9% по сравнению с январём прошлого года», – отмечают в РЖД.

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) и ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) переработали порядка 50 млн тонн сырой нефти в прошлом году, что почти на 10 млн тонн больше, чем годом ранее.

К этим портам тянутся три трубопровода. Каспийский, который принадлежит международной компании «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска). Нефтепровод Баку – Новороссийск, который предназначен для транспортировки каспийской нефти к НМТП. Наконец, нефтепровод Грозный – Туапсе, по которому продукция идёт из Грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в ТМТП.

НМТП является вторым крупнейшим портом в стране по перевалке нефти после Приморска – в прошлом году Новороссийский порт переработал 44,5 млн тонн этого груза против 42,3 млн тонн в 2008 году. При этом НМТП переработал 13,2 млн тонн и 11,2 млн тонн нефтепродуктов соответственно. Налив в порту переваливается через нефтебазу Шесхарис, в которую поступает сырьё НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «НК «Транснефть».

В 2009 году Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) на своём терминале в Южной Озереевке отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, это на 9,9% больше показателя 2008 года. Причём к 2014 году компания планирует расширить пропускную способность трубопровода до 67 млн тонн в год, а на терминал пустить порядка 37 млн тонн нефти, переваливающейся в Шесхарисе, сообщает пресс-служба КТК.

В отличие от других стивидоров ОАО «Туапсинский морской торговый порт» снизило объём переработки нефтеналивных грузов на 3% в сравнении с аналогичным периодом 2008 года, до 14,1 млн тонн. Прокомментировать ситуацию в порту не смогли.

За 2008 год Туапсинский нефтяной терминал по перевалке светлых нефтепродуктов (владелец «Роснефть») перевалил 7,7 млн тонн экспортных нефтепродуктов. Раскрывать цифры прошлого года в компании не стали. В пресс-службе отметили, что к 2011 году мощность терминала планируется увеличить до 17 млн тонн в год к 2011 году в ответ на растущие объёмы производства Самарского и Туапсинского НПЗ.

Аналитик ИГ «Капитал» Виталий Крюков отмечает, что в ближайшие годы на европейском рынке может наблюдаться избыток предложения нефти, если ОПЕК продолжит также активно наращивать её производство. Российским компаниям придётся постепенно диверсифицировать свои поставки и снижать сильную зависимость от европейского рынка.

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков    «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

Источник: http://www.gudok.ru