ДОБАВКИ К БЕНЗИНАМ: ММА ИЛИ МТБЭ?


Введение тех. регламента о требованиях к автомобильному топливу от 27 февраля 2008 года, назначенное в этот раз на 31 декабря текущего года, откладывалось не единожды - не готовы мы были к переходу на европейские стандарты качества бензина.


Сейчас же, считают в правительстве, Россия созрела для этого важного шага. Одна беда – подавляющая часть российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) технически не подготовлена к производству высокопробного бензина. Впрочем, у них есть выход: при помощи введения в бензин антидетонационных и октаноповышающих добавок они смогут выпускать продукцию надлежащего качества.

Сегодня в России широкое распространение получили две добавки: МТБЭ (мети́л-трет-бути́ловый эфи́р) и ММА (монометиланилин). Отечественные НПЗ привыкли к использованию МТБЭ, хотя не хитрые математические подсчеты показывают, что ММА является экономически более выгодной добавкой, и при ее использовании процесс повышения октанового числа бензина можно в разы удешевить.

Изучая рынок добавок, Newchemistry.ru обратился к одному из двух (ОАО «Волжский Оргсинтез» и ОАО «Пигмент») производителей ММА в России. На вопросы корреспондента отвечает старший менеджер департамента присадок ОАО «Пигмент» Евгения ОВЧИННИКОВА.
 
- Почему НПЗ больше используют МТБЭ?

- Многие НПЗ имеют возможность производить МТБЭ при переработке нефти. Естественно, использовать собственный МТБЭ  им удобнее, чем закупать ММА.

Правда ли, что в связи с  использованием ММА НПЗ будут нести дополнительные затраты из-за отсутствия необходимого для применения ММА оборудования?

- В принципе, это верно. Во-первых, для того, чтобы вводить какой-то новый продукт на НПЗ, должна быть соответствующая документация. Оформить ее довольно сложно. Конечно, НПЗ могут использовать то оборудование и тот узел смешения, которые у них имеются для работы с МТБЭ, но здесь возникает трудность в том, что при работе с МТБЭ используются в 10 раз большие емкости, чем при работе с ММА. Например, на Киришском НПЗ необходимо загнать чуть ли не 2 цистерны ММА, для того, чтобы получить мертвый остаток, с которым можно работать. Емкости на наших НПЗ огромные, больше 100 кубов, они не подходят для ММА.

- Стоимость 1кг ММА  1,5$, МТБЭ – 0,8$. Разница существенная. Почему же ММА считает более экономичной добавкой? 

- Если МТБ стоит порядка 20 руб за 1 кг, то ММА порядка 80 руб за 1 кг. Как видите, цена различается в 4 раза. Однако при этом МТБЭ необходимо вовлекать порядка 10-12%, т.е. 100-120 кг. на тонну бензина, а ММА – не более 1,3%, т.е. максимум 13 кг на тонну. Таким образом, эффективность нашей добавки выше.

МТБЭ - кислородосодержащее вещество, которое улучшает горение бензина. Но в любом случае в неограниченных количествах добавку лить в бензин нельзя, ведь в новом тех.регламенте есть ограничение по содержанию кислорода в бензине (2,7%). Правда, лить до бесконечности ММА также невозможно, т.к. эта добавка содержит большое количество ароматических аминов. На их счет в тех. регламенте также есть ограничение. Мое мнение, необходимо искать золотую середину между этими двумя добавками. Почти все крупные заводы, кстати, так и делают: составляют композицию из ММА и МТБ. При умелом сочетании добавок срабатывает принцип синергетики, и результаты получаются замечательные.

- Российский рынок ММА представлен двумя производителями: «Пигмент» и «Волжский Оргсинтез». Есть ли еще игроки на рынке, которые производят добавки, хотя бы схожие по свойствам с ММА?

- Нет, таковых на рынке не имеется. Есть дилеры, которые перепродают ММА, но производством занимается только мы и «Волжский».

- Практикуется ли такое, что дилеры приобретают и ММА, и МТБА, смешивают их и перепродают под свом брендом?

- Да, конечно. Наверняка, многие дилеры имеют все необходимые технические условия для смешения ММА и МТБЭ, ведь всего за 1-2 млн руб можно запросто приобрести необходимое оборудование. Они дают свое название смеси и продают ее как собственную добавку

- Собираетесь ли вы расширяться?

- Да, в планах есть расширение за счет улучшения технической базы. Мы планируем использовать более мощные реакторы по кубатуре, по производительности. Также в планах у нас производство собственного анилина. Это основной вид сырья для производства ММА, и мы сильно зависим от «Волжского Оргсинтеза» в этом плане. «Волжский» сегодня елинственный производитель анилина в России.  

- Наверное, стоимость анилина значительно сказывается на стоимости ММА и других добавок на основе ММА…

- Зависимость прямая. Тонна анилина сейчас стоит порядка 50 тыс. рублей. Повышается стоимость анилина – повышается стоимость ММА, ведь при производстве этой добавки по расходным нормам на тонну метанола идет тонна анилина.

- Как Вы считаете, насколько целесообразно ввести новые мощности по производству ММА в России?

- Не уверена, что есть необходимость в этом. Конечно, можно ввести новые мощности, но встает вопрос: будет ли на ММА спрос? Разумеется, большинство НПЗ сначала увеличат потребление ММА, однако в долгосрочной перспективе, думаю, заводы будут совершенствовать свою техническую базу и со временем ММА не будет столь актуальной для них добавкой. Заводы будут стараться сразу из нефти вырабатывать высококачественный бензин.

- То есть, учитывая, что в России работает ограниченное число заводов по производству ММА, в котором, в свете введения тех. регламента будут заинтересованы почти все НПЗ, ваши доходы скоро значительно вырастут, я правильно понимаю?

- Со своей стороны мы заинтересованы в принятии тех. регламента, ведь добавки станут более востребованными на рынке.

- Если взять 66 или 80-й прямогонный бензин и разбавить его добавками, то по октановому числу бензин будет соответствовать нормам, но по определенным параметрам его качество оставит желать лучшего.  Тем не менее, большинство производителей  отправляют на заправки именно такой низкокачественный бензин. Расскажите о правильной технологии производства….

- В идеале для того, чтобы получить, например, 92 бензин, необходимо смешать 80 и 95 и, получив нужный объем, добавками восстановить октановое число.  Однако большинство производителей идет по более экономичному пути, который сказывается на конечном потребителе: он получает бензин с определенным октановым числом, который по многим важным параметрам не соответствует ГОСТу.

- Получается, введение тех.регламента играет на руку производителям добавок и конечным производителям бензина, но не защищает интересы конечного потребителя?

- Трудно сказать. Со временем в любом случае государство поставит на контроль соответствие бензина всем необходимым стандартам качества. Не думаю, что с завтрашнего дня резко перестанут выпускать 80 бензин, из которого недобросовестные производители «гонят» 92, ведь у нас целый парк сельскохозяйственной техники, которая работает на 80-м бензине.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

Наталья Сведовая
Илья Петров
www.newchemistry.ru