АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ


Закон об оздоровлении американской экономики и реинвестировании 2009 года, вступивший в силу 17 февраля, предусматривает стимулирование беспрецедентного уровня инвестиций в области энергетической эффективности в Соединенных Штатах.


Инвестирование в более эффективные технологии и методы, применяемые в наших домах, предприятиях, школах, государственных институтах и отраслях промышленности – на долю которых приходится 70 процентов потребления природного газа и электроэнергии в Соединенных Штатах – один из наиболее конструктивных и экономически оправданных способов создания новых рабочих мест. В то же время, такие инвестиции будут способствовать решению проблем, связанных с высокими ценами на энергоносители, энергетической безопасностью и независимостью, охраной окружающей среды и глобальным изменением климата в ближайшей перспективе. Повышение энергоэффективности поможет США справиться с ожидаемым в ближайшие десятилетия увеличением на 50 или более процентов уровня потребления электроэнергии и природного газа, снижая расходы на энергию на миллиарды долларов и значительно сокращая выбросы парниковых газов и других веществ, загрязняющих атмосферу.

Осознавая возможности, которые открывает эффективное использование энергии, более 60 ведущих организаций, представляющих различные заинтересованные стороны со всей страны, в 2006 году объединили усилия для разработки Национального плана действий по повышению энергетической эффективности. Многие из этих заинтересованных сторон являются именно теми группами, которые могут обеспечить энергосбережение – это электрические компании и предприятия газоснабжения, регулирующие их деятельность органы соответствующих штатов и другие организации.

Демонстрация линии электропередач, отказ которой вызвал сбой в подаче электроэнергии в 2005 году, на макете электросети.

План действий определяет основные барьеры, препятствующие инвестированию в повышение энергоэффективности. В нем изложены пять ключевых рекомендаций по достижению цели – экономически целесообразной энергетической эффективности. В плане также приводятся основы стратегии “Перспектива-2025”, предусматривающей действия по достижению и оценке поступательного развития в направлении к поставленной цели. Препятствия на пути увеличения объема инвестиций в области энергосбережения широко распространены и распространяются как потребителей, так и энергетические компании. У клиентов, которые не оплачивают напрямую свои счета за электричество, например, у тех, кто снимает квартиры в многоквартирных комплексах, нет желания тратить деньги на энергосберегающие светильники или телевизоры, потому что от экономии выигрывает не квартиросъемщик, а арендодатель. Мы называем этот барьер “конфликтом мотивации” на пути повышения энергоэффективности. Кроме того, оказывая поддержку энергосбережению, электрические компании могут сократить собственные расходы на удовлетворение спроса всех клиентов на электроэнергию. Однако программы “прогрессивных методов” энергосбережения не всегда хорошо документированы, о них часто забывают при планировании и подготовке бюджета в компаниях электроснабжения.

План действий получил широкую поддержку со стороны правительств штатов, электрических компаний и потребителей на всей территории Америки. На сегодняшний день более 120 организаций одобрили изложенные в нем рекомендации и публично обязались оказывать помощь в реализации инициативы “Перспектива-2025”. Агентство по охране окружающей среды и Министерство энергетики США лишь оказывают содействие в осуществлении этой государственно-частной инициативы, и, таким образом, позиции и заявления ее участников отражают только их собственные взгляды. Это убедительное послание, одобренное широким кругом лиц, принимающих решения по всем Соединенным Штатам.

“Перспектива-2025” является главным документом Плана действий. Учитывая структуру регулирования деятельности энергетических коммунальных служб в США, многие меры по устранению препятствий на пути повышения энергоэффективности следует принимать на уровне штатов. Следовательно, изложенная в Плане действий “Перспектива-2025” представляет собой основу стратегии, способствующей достижению экономически целесообразной энергетической эффективности, признавая при этом многообразие региональных, государственных и местных условий и структур регулирования. Таким образом, дальнейшая разработка деталей стратегии и принятие решений о ее реализации будет осуществляться на уровне штатов. Предлагаемая основа может обновляться и совершенствоваться с течением времени.

При подготовке документа и разработке десяти целей “Перспективы-2025” использовался опыт более двух десятилетий работы в области повышения энергоэффективности. Прогресс измеряется всеобъемлющими политическими мерами, принимаемыми в соответствии с этими целями. По состоянию на конец 2007 года, в рамках инициативы “Перспектива-2025” достигнут значительный прогресс, однако многое еще необходимо сделать. Около половины всех штатов приняли программы повышения энергоэффективности, которые распространяются на всех клиентов, и установили строительные нормативы, которые требуют энергоэффективности новых домов и зданий. Кроме того, примерно в одной трети штатов установлены целевые показатели энергосбережения и устранены препятствия, мешавшие энергетическим коммунальным компаниям оказывать поддержку усилиям в области повышения энергоэффективности. Например, в некоторых штатах были приняты меры, не допускающие получения энергетическими коммунальными компаниями прибыли от продажи дополнительной энергии.

 

Штатам пока не удалось добиться таких же успехов в создании последовательного, стабильного финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности. Строительство электростанций, линий электропередач и газопроводов компаниями энергоснабжения стабильно финансируется благодаря наличию нормативно-правовых процессов на уровне штатов, которые позволяют возвращать утвержденные капитальные расходы на совершенствование инфраструктуры за счет увеличения расценок для потребителей. Штаты могли бы также принять политику, позволяющую финансировать меры по повышению эффективности с помощью изменения структуры расценок на коммунальные услуги для достижения целей Плана действий.

В условиях текущих успехов и проблем штаты, энергетические компании и другие организации расходуют около 2 млрд. долларов в год на программы энергосбережения. Такой уровень инвестиций уже привел к сокращению затрат электроэнергии в объеме, который равен производительности 30 электростанций общей мощностью более 500 мегаватт, и к снижению выбросов парниковых газов в  объеме, соответствующем выхлопам 9 млн. автомобилей в год. Это позволяет потребителям энергии ежегодно экономить почти 6 млрд. долларов.

В мерах экономического стимулирования, одобренных Конгрессом и утвержденных президентом Обамой, предусматривается финансирование для увеличения объема ресурсов в несколько раз для реализации проектов, которые позволят получить еще более значительные выгоды от повышения энергоэффективности. Но даже при таком финансировании Плана действий еще не закончена. Потенциал экономии энергии в результате принятия мер по повышению энергоэффективности зданий и частных домов страны превосходит уровень экономии, предусматриваемый в рамках пакета мер стимулирования. Кроме того, указанный пакет мер будет способствовать развитию рабочей силы с опытом и подготовкой в области энергоэффективности, которая готова к обслуживанию дополнительного фонда зданий. Те, кто определяют политику, могут уже сейчас принимать меры для того, чтобы мешающие повышению энергоэффективности барьеры, которые отражены в Плане действий, продолжали устраняться. Это потребует пересмотра того, как стимулы для инвестирования в энергосбережение сбалансированы между потребителями и поставщиками энергии. Необходимо также и то, чтобы энергетические компании добивались снижения затрат за счет включения энергоэффективности в процесс энергетического планирования наравне с такими факторами, как выработка электроэнергии и поставки газа. Изложенные в Плане действий основы стратегии “Перспектива-2025” предлагаются штатам, чтобы они могли определить, как можно стимулировать энергосбережение и сохранение рабочих мест в долгосрочной перспективе.

По мере осуществления шагов, предусмотренных планом экономического стимулирования, координаторы Национального плана действий по повышению энергетической эффективности будут продолжать предоставлять доступ к огромному количеству докладов, инструментов и средств технической помощи штатам, местным властям и программам повышения энергоэффективности. Передовые методы и знания, содержащиеся в этих ресурсах, могут быть использованы для того, чтобы добиться быстрого и эффективного вложения средств, выделяемых в рамках пакета мер по стимулированию экономики. Они также могут помочь в разработке политических условий для поддержки усилий по повышению энергоэффективности после того, как финансирование в рамках пакета экономического стимулирования закончится.

Краткий обзор инициатив в области повышения энергоэффективности в Законе об оздоровлении американской экономики и реинвестировании 2009 года.

Принятый в феврале 2009 года закон о мерах по экономическому стимулированию учитывает тесную связь между экономикой и производством энергии и предоставляет различные источники финансирования и стимулы для повышения эффективности и поощрения более широкого использования возобновляемых источников энергии.

Представляя свой проект бюджета на предстоящий год, президент Обама также подчеркнул свою приверженность увеличению объема инвестиций в области освоения возобновляемых технологий. “Мы будем инвестировать 15 млрд. долларов в год в разработку таких технологий, как энергия ветра и солнечная энергия, перспективные виды биотоплива, обогащенный уголь и более экономичные легковые и грузовые автомобили, собираемые здесь, в Америке”, - заявил президент в своем выступлении в Конгрессе 24 февраля.

Ниже перечислены некоторые новые меры, направленные на повышение энергоэффективности.

• 5 млрд. долларов в фонд Программы помощи с утеплением. Эта программа, существующая уже 30 лет, оплачивает расходы по ремонту домов семей с низким доходом с целью энергосбережения. Более 5,6 миллиона семей с низким доходом получили услуги в рамках этой программы, осуществление которой началось в 1976 году. Программа повышает уровень комфорта домов и снижает расходы семей на электроэнергию в долгосрочной перспективе.
• 4 млрд. долларов на модернизацию государственного жилья, находящегося в ведении Министерства жилищного строительства и городского развития США, для повышения энергоэффективности.
• 300 млн. долларов на скидки для потребителей, приобретающих энергосберегающие электроприборы.
• 3,2 млрд. долларов на гранты штатам и местным органам власти для поддержки осуществления проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения в государственных зданиях.
• 4,2 млрд. долларов для Администрации общих служб США на преобразование зданий, принадлежащих федеральному правительству, в высокопроизводительные экологически чистые здания, в которых сочетаются методы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
• 6,9 млрд. долларов – Федеральной администрации по пассажирским перевозкам для передачи местным службам общественного транспорта с целью инвестиций в проекты по энергосбережению и расширению возможностей систем общественного транспорта.
• 50 млн. долларов на усилия, направленные на повышение энергоэффективности информационных технологий и технологий связи.
• Увеличение налоговых льгот для домовладельцев и предприятий, которые за собственный счет осуществляют модернизацию своих объектов недвижимости с целью повышения энергоэффективности.

Стейси Эйнджел и Ларри Мансуэти

www.newchemistry.ru