РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: в каждом регионе должно быть более трех крупных игроков


В пятницу 5 марта стало известно о планах Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) совместно с Минэкономразвития в марте внести в правительство законопроект, регламентирующий долю вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на региональных рынках нефтепродуктов в России.


При превышении доли уровня в 35% ВИНК не смогут наращивать число АЗС в регионе. Границы региона, скорее всего, будут совпадать с границами соответствующих субъектов федерации.

Среди Российских ВИНК инициатива ФАС может особенно сильно ударить по компании Газпром Нефть, которая объявила в 2009 году о стратегических планах по наращиванию количества АЗС в России. Также могут быть задеты интересы компаний ЛУКОЙЛ, Роснефть и ТНК-ВР.

На текущий момент концентрация многих региональных рынков нефтепродуктов в России очень высока. Как правило, на каждом таком рынке доминирует одна ВИНК, чьи НПЗ расположены в данном регионе. Введение законопроекта, предложенного ФАС, не должно повлиять на компании с уже сложившейся и устоявшейся сетью АЗС в регионе. Однако, компании, которые активно наращивают сеть АЗС, такие как Газпром Нефть, окажутся в значительном проигрыше.

В 2009 году Газпром Нефть заявила о своей стратегии активной экспансии в сектор розничной торговли нефтепродуктами в ближайшие годы. Компания планировала увеличить сеть АЗС почти в полтора раза. За 2009 год компания нарастила количество АЗС на 8% с 830 до 900. Причём наращивание велось в регионах с сильным присутствием компании на местных розничных рынках нефтепродуктов. Таким образом, мы ожидаем, что планы Газпром Нефти могут претерпеть серьёзные изменения в части дальнейшего роста сети АЗС.

Нефтяникам и сейчас приходится просить разрешение ФАС на приобретение новых заправок, но закрепление в законе порогового значения доминирования не позволит компаниям оспаривать отказы службы на согласование сделок, считают чиновники.

Не допустить увеличения этой доли ФАС намерена двумя способами: отказывать компании в предоставлении земельных участков и законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС, объяснил "Ъ" заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. "Мы хотим показать всем участникам, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке не менее трех крупных игроков плюс независимые АЗС",— отмечает чиновник.

Доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов федерации, но сейчас продолжаются обсуждения о возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс. Аналогичная дискуссия ведется и в рамках закона "О торговле", отмечает чиновник.

Доминирование в некоторых регионах помогает компаниям завышать цены на нефтепродукты в рознице, не раз заявляли чиновники. По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. "Роснефть" доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ — в 11 регионах, третье место у "Сургутнефтегаза" (четыре региона), четвертое делят ТНК-ВР и "Газпром нефть" (по три). В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки. Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. "Если компания занимает более 35%, то, разумеется, мы не можем лишить ее имущественных прав",— говорит господин Голомолзин. В нефтяных компаниях, по сути, обсуждать предложения ФАС не захотели. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что предложения ФАС пока не получали, и комментировать их отказались. Однако в министерстве отметили, что идею ограничения на выделение монополистам земельных участков под АЗС поддерживают.

Частично ограничения уже существуют, признает Анатолий Голомолзин — ведь компании уже сейчас должны согласовывать покупку АЗС с ФАС. Как отмечает старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский, при рассмотрении конкретной сделки из-за угрозы ограничения конкуренции у ФАС есть право выдавать предписания о передаче прав на имущество. И исполнение этого требования может являться условием согласования сделки. Но решения службы могут быть оспорены в суде, а если норма о пороговом значении присутствия закреплена в законе, то это облегчит правоприменительную практику, полагает чиновник.

Правила, предлагаемые службой, могут стимулировать компании менять принадлежащие им АЗС в регионе доминирования на станции конкурентов в регионах, где доминируют уже другие компании, уверен Анатолий Голомолзин. "Когда в Волгограде ЛУКОЙЛ пытался приобрести АЗС независимых компаний, мы отказали ему, но дали понять, что если бы он договорился с кем-то и обменялся, то есть продал свои заправки другой ВИНК и приобрел заправки этой ВИНК в другом регионе, где он не присутствует, то такое действие нами бы приветствовалось",— говорит он. Однако сами нефтяники отмечают, что вряд ли будут использовать такой механизм, поскольку это вызовет дополнительные затраты. Во-первых, придется проводить ребрендинг, во-вторых — заниматься техническим перевооружением станций, интегрированных в корпоративную структуру.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».

Денис Ребров, Александр Гудков, Ольга Ягова
Коммерсант