У РЫНКА ДОБАВОК ДЛЯ БЕНЗИНОВ ОТКРОЕТСЯ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ


Интервью с руководителем отдела продаж ММА ОАО «Волжский Оргсинтез» Маером Сергеем Владимировичем.


- Как изменится работа «Волжского Оргсинтеза» после введения в действие тех.регламента?

- У рынка добавок откроется второе дыхание. Начнется бурный рост продаж. Первое дыхание у ММА открылось в 1998-99 годах, когда ММА только появился на рынке. Второе дыхание ММА получит сейчас. Соответственно, введение тех. регламента положительно скажется на динамике роста продаж нашей продукции.

- Что будет происходить с рынком ММА в долгосрочной перспективе?

- Сначала будет дефицит, и продажи резко возрастут. В долгосрочной перспективе не думаю, что продажи ММА значительно упадут.

На сегодняшний день 80 тыс. тонн – это потолок производственных мощностей ММА в России. Вряд ли начнется дефицит этой добавки на рынке, ведь вместе с «Пигментом» мы продаем порядка 60 тыс.тонн в год. Если предположить, что дефицит наступит, могу сказать, на то, чтобы наладить новое производство ММА потребуется не год и не два. Только ветку анилина построить можно не меньше, чем за 1-2 года. Думаю, сегодня никто в России не готов инвестировать в строительство завода по производству ММА. Предполагать, что потенциальными инвесторами могут стать вертикально интегрированные нефтеперерабатывающие компании, глупо. Дешевле провести модернизацию внутри своих структур и отказаться от применения присадок, чем построить завод по производству ММА.

- Что экологически безопаснее: ММА или МТБЭ?

- С точки зрения экологичности МТБЭ безопаснее. При этом нельзя говорить, что ММА смертельно ядовит. ММА обладает нервно-паралитическими свойствами, которые человек на себе почувствует, если выпьет, по крайней мере, 2 литра этой добавки. По химическим свойства, бензол относится к веществам первого класса опасности, в то время, как ММА – ко второму классу. Тем не менее, есть заводы, которые работают на бензоле, добавляют 5% этого вещества в бензин. К слову, женщины, которые работают с бензолом, становятся бесплодными. Как видите, опасность бензола очевидна. По сравнению с этим говорить, что ММА ядовит, – значит лукавить. То, что, например, Кириши работают с бензолом и говорят, что не могут использовать ММА, т.к. это вещество относится ко второму классу опасности, не имеет под собой логики.

- Почему многие НПЗ с осторожностью относятся к ММА?

- Если завод начинает работать с ММА, ему приходится инвестировать в это дело деньги.

- Сколько МТБЭ можно добавлять, чтобы это не сказывалось на качестве бензина и, соответственно, работе автомобильных двигателей?

- Для того, чтобы МТБЭ не шел в ущерб качеству бензина, его можно добавлять не более 8-10%. Даже 12% МТБЭ нефтепереработчики добавляют не иначе как от бедности. При введении в бензин 15% МТБЭ падает удельная теплота сгорания, и мощность двигателя снижается.

- Кто производит анилин для изготовления ММА в России?

- Мы полностью обеспечиваем себя анилином сами. А что касается тамбовского «Пигмента», у них есть два пути: закупать анилин у нас или за границей. До некоторых пор наш завод обеспечивал «Пигмент» сырьем, однако сейчас у нас нет такой возможности, т.к. из-за увеличения производственных мощностей весь анилин мы пускаем на производстве собственного ММА. Сейчас «Пигмент» вынужден закупать чешский анилин. Что касается китайского сырья, оно не пользуется в России большим спросом из-за своего низкого качества: всего 90% чистоты против наших 98-ми%. Насколько мне известно, ФКП "Завод имени Я.М.Свердлова" собирается произвести «ноу-хау» в области ММА: минуя производство анилина, из нитробензола там надуются сразу получать монометил.

- Неужели это реально?

- Это реально, но пока маловозможно. Если миновать этап с анилином, то возникает проблема слишком большой отдачи тепла. Тут должна пройти экзотермическая реакция. Однако невозможно провести охлаждение до такой степени, чтобы реакция прошла успешно. Можно, конечно, попытаться делать ММА разбавленным, но это, разумеется, отрицательно скажется на качестве продукта. На сегодняшний день для того, чтобы наладить такое производство не хватает технологий. На то, чтобы наладить эти технологии уйдет порядка 3-4 лет. Учитывая, что «Евро-3» вводится уже со следующего года, а «Евро-4» с 2012, не стоит рассчитывать, что "Завод имени Я.М.Свердлова" поможет рынку.

- Можно ли говорить о том, что ММА в связи с введением тех. регламента, ММА не хватит на всех?

- Повторю, сегодня вместе с «Пигментом» мы готовы производить порядка 80 тыс. тонн. Однако производство ограничивается потребностями рынка. В 2007 году продажа ММА составила 55 тыс. тонн. В прошлом году – 61 тыс. тонн. В этом году продажи составят 65-61 тыс. тонн. Мы прибавляем производство за счет сокращения сектора нефтебаз и увеличения сектора НПЗ. Мы не гонимся за покупателями, у нас не так много свободной продукции. Если сегодня сектору НПЗ мы продаем чуть больше половины продукции, то остальное идет на экспорт. Причем в основном в страны СНГ.

- Зависит ли цена на бензин от цены на ММА?

- На стоимости бензина стоимость ММА по идее не должна отражаться. Скорее стоимость ММА отражается на себестоимости бензина и сроках окупаемости инвестиций в использование ММА (необходимо специальное оборудование). Что касается повышения цен на бензин, в России, где 90% бензина продается вертикально интегрированными компаниями, явление повышения цен объясняется, в первую очередь сговорами на рынке.

- Назовите крупнейших потребителей ММА в России на сегодняшний день.

- Раньше крупнейшим потребителем был Рязанский НПЗ. Одно время этот завод потребляли до 900 тонн месяц. Сейчас Рязань несколько сократила потребление ММА, однако она все еще является нашим первым клиентом и потребляет 300-500 тонн. Орский нефтеперабатывающий завод потребляет по 500-600 тонн ежемесячно. Крупнейшим потребителем является Сургутский ЗСК. Он производит около миллиона тонн бензина. Благодаря ММА он сможет производить порядка полутора миллионов тонн высококачественного 95-го бензина в год. Причем это будет один из самых чистых бензинов в стране.

В первую очередь потребление присадок диктуется тем качеством бензина, которое необходимо производить. Если, например, Кириши могут себе позволить не производить совсем 95-й бензин, а жить только за счет производства 92-го, это его дело. Однако трезво оценив ситуацию и посмотрев правде в глаза, можно увидеть: московский и ленинградский регионы сегодня являются крупнейшими потребителями 95-го бензина. И в этой ситуации нет других вариантов, как подстраиваться под рынок и начать производить 95-й бензин. Других вариантов, кроме как введение в бензин присадок, нет.

- Не будет ли плачевное состояние российского авторынка преградой на пути к большому потреблению высооктановых бензинов?

- Нет. Любой транспортное средство, которое появляется в России, должно соответствовать нормам «Евро-3». Новую технику, работающую на 80-м бензине, в Россию не ввозят, в России не производят. Сроки введения стандартов «Евро-3», «Евро-4» уже утверждены в тех.регламенте и, я уверен, меняться они не будут.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».


Руководитель отдела продаж ММА
«Волжский Оргсинтез»
Маер Сергей Владимирович

smayer@zos_v.ru

Беседовал
Илья Петров
www.NewChemistry.ru