РОССИЙСКИЕ ОГНЕУПОРЫ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ


На долю экспорта приходится около 10% от общего объема производимых в России огнеупоров. В 2009 году этот небольшой объем существенно снизился.


Так, по итогам восьми месяцев экспортные отгрузки огнеупорных изделий из России по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году сократились примерно на 40%, до 83 тыс. тонн. На 33% снизили экспорт украинские производители огнеупоров, поставив зарубежным потребителям порядка 49 тыс. тонн изделий.

Стоит отметить, что, хоть потребность в огнеупорах на внешних рынках и сократилась, но из-за экономического спада, повлекшего за собой скачкообразный рост курса доллара, наша продукция стала более привлекательной для зарубежных компаний в ценовом выражении. Однако исторически сложилось так, что основными потребителями отечественных огнеупоров являются страны СНГ. По итогам восьми месяцев текущего года география экспортных отгрузок не претерпела каких-либо изменений. Основными потребителями российских и украинских огнеупоров остались страны ближнего зарубежья.

Возможно, что экспортные отгрузки и не подверглись бы столь сильному снижению, если бы украинские и российские производители более серьезно прорабатывали страны дальнего зарубежья. Другой вопрос, возможен ли этот экспорт, и будет ли он выгоден нашим производителям?

По оценке М-К, экспорт шамотных изделий по большей части позиций нецелесообразен ввиду их низкой стоимости. Так, с учетом железнодорожного тарифа доставка огнеупоров данного вида в страны дальнего зарубежья будет сопоставима со стоимостью самих изделий. А тарифы на ж/д перевозки стабильно растут. Даже в хорошие времена экспорт шамотных изделий был не очень выгоден, но он осуществлялся за счет достаточно больших объемов, сейчас же прежнего спроса нет.

Что касается магнезиальных изделий, то в Украине нет собственной сырьевой базы магнезиальных порошков. Сырье импортируется, что сразу отображается на себестоимости производства этой продукции. В то же время в России хоть и есть предприятие, оснащенное мощной сырьевой базой, но его продукция в странах дальнего зарубежья вступает в жесткую конкуренцию с китайскими, турецкими, словацкими огнеупорами. Поэтому основная доля отгрузок приходится на Украину и Казахстан.

Потребность же в муллитовой продукции стабильно снижается, так как данный вид изделий предназначен в основном для ремонта мартеновских печей. Европейские страны уже давно провели замену энергоемкого мартеновского производства на электросталеплавильное или конвертерное.

Динасовая продукция по большей части применяется в строительстве коксовых батарей. В целом, данный вид изделий конкурентоспособен на внешних рынках. Но пик строительства коксовых батарей прошел несколько лет назад, а сроки эксплуатации этих агрегатов составляют 20-30 лет.

Но, тем не менее, многие производители огнеупоров видят перспективу в экспортных рынках. Мнением о роли экспортных поставок и взглядом на оценку конкурентоспособности отечественных огнеупоров с нами поделились представители ведущих компаний.

Генеральный директор Группы Магнезит Сергей Одегов ситуацию с экспортными поставками комментирует так: «На сегодняшний день объем поставок продукции Группы Магнезит в страны дальнего зарубежья составляет менее 10%, причем доля этих поставок с производственных площадок в России — лишь 4%. Основным рынком сбыта огнеупорной продукции являются Россия и страны СНГ, где компания занимает 70% и 60% рынка магнезиальных огнеупоров, соответственно.

Мы предпринимаем меры для выравнивания пропорций, стремимся представить нашу продукцию на внешнем рынке в большем объеме. Отмечу, что, начиная с 2006 года, доля экспортных поставок в страны дальнего зарубежья выросла более чем в три раза. Это стало возможным благодаря переходу на качественно новый уровень — мы перестали быть локальными игроками на рынке специальных материалов и вышли на глобальный уровень с продукцией, произведенной как на производственных площадках в Китае, Германии и Словакии, так и в России. Потребности клиентов дальнего зарубежья оказывают позитивное влияние на диверсификацию продуктовой линейки, что позволяет производить новые виды продукции для всех потребителей.

На сегодня Группа на постоянной основе поставляет продукцию в Германию, Францию, Испанию, Словакию, Польшу, Латвию, Литву, Албанию, Оман. Опытные партии были поставлены в США, и стоит отметить, что ранее на этом рынке мы не были представлены и только сейчас выходим на него. Также в дальнейшем мы рассчитываем освоить рынки Индии и Ближнего Востока.

Влияние мирового кризиса не позволило компании в текущем году значительно нарастить объемы поставок на экспорт. Однако полученный опыт и возможность более тщательно изучить перспективные направления деятельности позволили найти необходимых партнеров и сформировать предпосылки для дальнейших качественных изменений.

В настоящее время в дальнее зарубежье мы поставляем в основном специальные магнезиальные порошки (спеченные, каустические, плавленые), а также периклазовые, периклазохромитовые и периклазошпинельные изделия. Периклазошпинельные изделия являются на сегодняшний день одними из наиболее перспективных для экспорта, поскольку имеют сравнительно низкую себестоимость и высокий уровень качества, сравнимый с европейскими аналогами.

Другим перспективным направлением мы считаем поставку периклазоуглеродистых материалов качества, сравнимого с китайскими и европейскими аналогами, но более конкурентоспособных по ценам. Данные материалы производятся из высококачественных плавленых сортов периклаза с месторождений саткинской группы или Киргитейского месторождения и высокоплотных спеченных порошков. Сегодня многие европейские потребители этой продукции заинтересованы в уменьшении зависимости от китайских поставщиков и прилагают усилия по поиску новых партнеров, способных составить им конкуренцию.

Мы предполагаем, что в ближайшей перспективе объем продаж нашей продукции на рынок дальнего зарубежья достигнет уровня в 250-300 тыс. тонн в год.

В целом же отмечу, что, на мой взгляд, конкурентоспособной и перспективной на внешних рынках является вся гамма обжиговых огнеупорных материалов, вследствие более низких затрат на обжиг, чем у европейских компаний. Из России также выгодно поставлять и полупродукты — каустические и периклазовые порошки, шамот, плавленый корунд, поскольку на российской территории расположены специфические типы сырья для их производства».

Председатель наблюдательного совета «Белокаменских огнеупоров», коммерческий директор «Укрогнеупора» Дмитрий Огородний дает такую оценку экспорту: «Для Белокаменского огнеупорного завода в условиях экономического спада экспортные поставки стали очень важны. Украинские металлургические предприятия долгое время не оплачивали поставленную в их адрес продукцию, а сейчас пытаются приучить всех поставщиков огнеупоров к отсрочке платежей в 30-60 дней с момента поставки, зарубежные же предприятия до сих пор производят частичную предоплату и вовремя раскрывают аккредитив. Наш завод в настоящее время производит около 70% продукции на экспорт, в то время как в минувшем году этот показатель составлял около 25%. Потребителями нашей продукции являются предприятия России, Казахстана, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Литвы, Белоруссии. Мы активно пытаемся освоить европейский рынок. Для этого типоразмеры изделий приведены в соответствие с европейскими стандартами, которых множество. Это было одним из препятствий, так как наши заводы привыкли работать исключительно по советским ГОСТам.

На мой взгляд, не всех поставщиков и производителей огнеупоров ожидают радужные перспективы экспортных отгрузок. В настоящее время перспективны поставки алюмосиликатных изделий с высоким содержанием Al2O3. Эта продукция довольно дорогая, поэтому транспортные расходы не существенно влияют на цену тонны поставленной продукции. К примеру, шамотные изделия поставлять невыгодно ввиду их дешевизны и высокой конкуренции. Магнезиальные изделия на внешнем рынке не выдерживают конкуренции в цене с российскими и турецкими производителями, обладающими собственными сырьевыми базами. К тому же качество изделий отдельных предприятий резко ухудшилось, так как с минувшего года в целях экономии стали массово использовать бой огнеупоров, бывших в употреблении. В целом, эта технология приемлема, но ухудшение продукции произошло за счет большого количества поставщиков боя, бой поступает неоднородный, с различной степенью ошлакованности, разным химическим составом.

Вместе с тем, моя оценка будущих экспортных поставок украинских огнеупоров неоднозначна. Для шамотных изделий эта перспектива отсутствует, исключения составляют марки шамотов для коксовых батарей. Что касается динасовой продукции, то в данном случае поставки возможны только в Азию, в Россию дорогу перекрывает „Динур“. Не вижу никаких перспектив и для экспорта магнезиальных изделий, так как продукция данного вида изготавливается из импортного сырья, цены на которое в силу объективных причин постоянно растут. Мы, наоборот, начали осуществлять поставки магнезиальных огнеупоров в Украину из Турции. Более того, я считаю, что цех по производству магнезиальных изделий на „Запорожогнеупоре“ и Пантелеймоновский огнеупорный завод закроются в течение 2-3-х лет, если их не выкупят более сильные игроки, которые смогут наладить поставки своего сырья и вывести их на своих потребителей».

Заместитель председателя правления по маркетингу Красноармейского динасового завода Лариса Макоткина отмечает: «Ввиду того, что производственный потенциал Красноармейского динасового завода намного больше емкости украинского рынка, наше предприятие является экспортоориентированным. Так, средняя доля экспортных поставок нашей продукции ежегодно составляет 30-40%. В настоящее время наибольший удельный вес в экспорте динасовой продукции занимает Россия и страны СНГ, как бывшее единое пространство. На их долю приходится более 60% экспортных отгрузок. Перспективными для нас являются европейские рынки, а также динамично развивающиеся рынки Азии. Отмечу, что в нынешних условиях многие западноевропейские потребители сами заняты поиском альтернативных решений в закупках огнеупорных материалов, обращаясь в страны Восточной Европы, в том числе и в Украину.

Украинская динасовая продукция достаточно конкурентоспособна на внешних рынках, что обусловлено высокими качественными характеристиками, которые не уступают европейским нормам и стандартам. Сопутствует этому и гибкая ценовая политика, проводимая нашим предприятием. Кроме того, дополнительно мы оказываем сервисные услуги, такие как техническое сопровождение, участие в согласовании проектов, обеспечение информационной безопасности».

Начальник отдела маркетинга и сбыта — директор по коммерческим вопросам «ТД Боровичского КО» Давид Датукашвили так комментирует роль экспорта: «Стимулирование экспортных отгрузок является одним из основных и перспективных направлений работы БКО. Несмотря на то, что в настоящее время объем экспортных поставок нашей продукции составляет немногим более 10% от суммарного объема производства, развитие экспортных рынков является приоритетным. Так, на сегодняшний день мы осуществляем экспортные отгрузки в Белоруссию, Узбекистан, Казахстан, страны Прибалтики. В меньших объемах производятся поставки в Финляндию, Швецию, Великобританию.

Конечно, высокая плотность конкуренции на внешнем рынке, обострившаяся во время производственного спада, заставляет нас не только предлагать новые виды качественной огнеупорной продукции, но и проводить гибкую политику ценообразования и условий поставки. Хочу также отметить, что за счет девальвации рубля у нас появились определенные преимущества, правда, они в большей мере сгладились из-за общего снижения спроса на огнеупоры. На сегодняшний день основной объем экспортных отгрузок у нас занимают поставки алюмосиликатных изделий, вместе с тем в последнее время комбинат начал поставлять на экспорт углеродсодержащие огнеупоры, производство которых ведется на совместном предприятии в Китае».

С анализом российского и европейского рынков алюмосиликатных огнеупоров Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Российский и европейский рынки алюмосиликатных огнеупоров».

Металл-курьер