О КАЧЕСТВЕ БЕНЗИНОВ: тесты на челябинских АЗС


Большинство современных иномарок требуют бензина АИ-95, но владельцы упорно заправляют их 92-м - с одной стороны, дешевле, с другой – крепко убеждение, что настоящего 95-го у нас нет в принципе. Мол, даже если он и есть, то с таким количеством присадок, что лучше бы это был 92-й.


Когда я покупал машину, сервисники автодилера так и сказали – никакого 95-го. Мол, если двигатель «стуканет», крайнем будешь ты. А на самом деле? Тест бензина АИ-95 с 10 челябинских АЗС дал противоречивые результаты. С одной стороны, нормам техрегламента «О требованиях к автомобильному топливу...» полностью соответствовали лишь четыре пробы из десяти! В двух пробах – следы тетраэтилсвинца, через раз – повышенное содержание серы, есть недоборы по октановому числу. С другой стороны, четыре образца были безупречны, а два не просто уложились в нормы «Евро 3» (класс 3 по регламенту), но даже в «Евро 4». То есть такой бензин можно было продавать в Европе еще год назад. А восемь образцов имели достаточное октановое число (не менее 95), в одном случае – аж 97 единиц! Так что настоящий 95-й в Челябинске все-таки есть, хотя и не в тех количествах, как хотелось бы.

Производственные трудности

Откуда пошло убеждение, что нормального 95-го в России нет? Дело в том, что в «дикой природе» высокооктановый бензин не встречается, и если взять сырую нефть и отделить от нее бензиновую фракцию, ее октановое число (ОЧ) составит 40-60 единиц, редко – до 76. Соответственно, топливо подвергают сложной «терапии», и чем большее ОЧ нужно, тем дороже и сложнее процесс. Между тем нефтяной комплекс СССР (как и автомобильный) был ориентирован на использование низкооктановых бензинов (А-72, А-76, позже – АИ-92), и допускал использование дешевого антидетонатора – тетраэтилсвинца – ныне запрещенного. Соответственно, откуда взяться изобилию 95-ому, если в последние лет двадцать топливники предпочитали «стричь бабки», а не инвестировать в будущее? Тем более, несмотря на обилие способов производства 95-го бензина, идеального среди них нет. То есть такого, чтобы качественно и дешево одновременно. К примеру, каталитический крекинг – дробление крупных углеводородных молекул на компактные и более устойчивые к детонации – сравнительно недорог, но получаемый бензин насыщается непредельными углеводородами, из которых при хранении образуются вредные смолы, оседающие потом на деталях двигателя. И главное, получить бензин АИ-95 крекингом сложно – обычно ОЧ такого бензина не превышает 92 единицы.

Октановое число (ОЧ) – это мера детонационной стойкости бензина, которая определяет его приспособленность для работы в моторах с высокой степенью сжатия и высокой литровой мощностью. Работа мотора на бензинах с недостаточным ОЧ может привести к возникновению детонационного сгорания, способного вывести мотор из строя. Для современных моторов недобор по октановому числу в несколько единиц считается некритичным, так как управляющая электроника умеет корректировать параметры работы мотора (УОЗ) для подавления детонации.

Каталитический риформинг насыщает топливо ароматическими углеводородами и позволяет получать бензины с ОЧ 95 и даже выше, ведь «ароматика» имеет высокую детонационную стойкость. И снова «но» – доля ароматических компонентов в топливе ограничена 42%, поскольку они резко увеличивают нагарообразование в двигателе. Кстати, до введения норм «Евро 3» этот показатель не нормировался и можно было вытягивать ОЧ за счет повышения ароматики, а теперь и эта лазейка прикрыта.

Есть прекрасный процесс – алкилирование, в результате которого синтезируются «идеальные» бензиновые компоненты, вроде эталонного изо-октана с ОЧ 100 единиц. Но процесс весьма недешев, а для его внедрения требуются инвестиции. Оксигенаты – спирты и эфиры – обладают высоким октановым числом (более 100), поэтому используются в качестве добавки к топливам, но их предельное содержание ограничено из-за низкой теплотворной способности и ядовитости некоторых веществ (например, метанол не допускается вовсе). После запрета тетраэтилсвинца тысячи химиков искали ему безопасную замену и вроде бы нашли в лице метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) и монометиланилина (ММА).

Однако в обоих случаях нашлись противопоказания, ограничившие предельно допустимые концентрации, так что МТБЭ и ММА тоже не стали панацеей из разряда «плеснул и продавай». В общем, куда не кинь, всюду клин. То процесс дорогой, то побочные эффекты... Поэтому бензиновые фракции доводят до ума в несколько этапов, а нужного качества добиваются смешиванием бензинов, полученных разными методами (компаундированием). Производство топлив чем-то напоминает кулинарию: чуть-чуть соли, чуть-чуть перца, не переборщить с корицей... Итак, первая часть «проблемы-95» заключается в сложности его производства и архаичности постсоветских НПЗ.

Вариант для «умных»

ОЧ можно увеличить буквально «на коленке». Антидетонаторы – это специальные присадки, добавление которых в небольших количествах поднимает ОЧ топлива. Эффективны ли они? Еще как!

К примеру, вы купили тонну 92-го бензина и хотите продать ее под видом 95-ого. Добавление 100 грамм ферроцена – антидетонатора на основе железа – поднимет ОЧ на 3-4 единицы, а стоимость ферроцена – жалкие 500-600 рублей за килограмм, если китайский – еще дешевле! То есть в нашем случае вы потратите на процедуру порядка 50-60 рублей, при том что разница в розничной цене тонны 95-го и 92-го бензина – примерно 2500 рублей. Неплохая рентабельность.

Тем более одно время антидетонаторы на основе металлов не считались отравой для двигателя. Тетраэтилсвинец был у нас в ходу до 2003 года, потом в моду вошли ферроцены и антидетонаторы на основе марганца, якобы, безвредные для мотора. Еще шесть-семь лет назад нормы допускали содержание железа на уровне 37 мг/л, потом предел снизили до 18 мг/л (столько же для марганца), но многие заправщики не особенно церемонились с дозировкой и сыпали чуть ли не на глазок, отчего свечи покрывались красным нагаром после одной заправки, а еще через какое-то время переставали «искрить». Сейчас все присадки на основе свинца, марганца и железа запрещены полностью и крупные НПЗ с ними не связываются. Однако в силу дешевизны антидетонаторов остается большое искушение «улучшить» ими бензин на местах. Порой вынужденно, например, когда в плохо промытой емкости осталось дизтопливо, уронившее ОЧ бензина. Иногда намеренно, ради прибыли. Вот вам и вторая часть «проблемы-95»: ОЧ – это товар, и если продавец может купить его по дешевке, почему бы не рискнуть?

Каким должен быть бензин?

Перед тем как проводить наш тест, мы заинтересовались – а с чем сравнивать полученные показатели? Вопрос не такой уж простой. Было время, когда количество номативов на топливо превышало все мыслимые пределы: ГОСТ 2084-77, ГОСТ 51105-97, ГОСТ 51313-99, ГОСТ 51866-2002, ТУ №38.401-58-171-96 и еще с десяток разнообразных норм и техусловий. В общем, черт ногу сломит. И при этом качество топлива оставалось весьма архаичным – первые иномарки с непосредственным впрыском бензина умирали в России достаточно быстро, а дизельные легковушки к нам боятся возить до сих пор. Это безобразное разнообразие норм нужно было упорядочить, и тогда правительство разработало регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В регламенте бензины подразделяются на классы, номера которых соответствуют нормам «Евро 2», «Евро 3», «Евро 4» и «Евро 5». То есть наконец-то мы получили документ, унифицирующий наше топливо с европейским.

Как обычно, внедрение нового было сопряжено с наполеоновскими планами. Не стесняясь, правительство пожелало, чтобы с 2009 года страна перешла на топливо класса 3 («Евро 3»), а это – исключительно 95-й бензин. Другими словами, АИ-92 мыслилось запретить еще в прошлом году, представляете?! А с начала 2010 года весь бензин должен был соответствовать нормам «Евро 4», то есть иметь содержание серы в десять раз меньшее, чем до сих пор! Наплевав на пару десятилетий станганции в нефтянке и автопроме, правительство решило настичь Европу за пару лет. Для чего так гнать лошадей, лично я не понимаю, ведь половина автопарка страны – это машины старше 10 лет, многие из которых прекрасно переваривают даже этилированный бензин, а в сверхчистом топливе «Евро 3» или «Евро 4» вообще не нуждаются. Я не говорю, что это хорошо, но факт упрямый: автопарк России еще не созрел для перехода на европейские топлива. Они должны существовать в качестве альтернативы более простым и дешевым бензинам, а правительству лучше направить энергию на контроль соблюдения норм на АЗС, иначе получится известный парадокс: на бумаге – «Евро», а в баке – бяка. Не были готовы к тотальному переходу на «Евро 3» и НПЗ, для которых вся эта «экологическая мура» – натуральное ярмо на шее: производство чистого топлива требует новых технологий и гигантских инвестиций. Причем отбить затраты за счет увеличения цены на топливо очень сложно, ведь покупатели не готовы доплачивать за его экологичность – главный козырь евротоплива. Вы ведь не согласитесь платить 1 евро за литр топлива, одобренного «Гринписом»? А нефтяное лобби в России сильно... И правительство включило заднюю передачу. Сроки внедрения норм сместили – бензин АИ-92 по «Евро 2» можно выпускать до конца 2010 года, а бензин АИ-95 по «Евро 3» – до конца 2011. Переход же на нормы «Евро 5», действующие в Европе сейчас, перенесен с 2013 на 2015 год.

Эволюция нормативов на бензин АИ-95

Параметр

ГОСТ 2084-77ГОСТ 51105-97ГОСТ 51866-2002 (вид I)Регламент,
Класс 1
Евро 3 (EN 228-2004) / Euro 5
Что за нормаОсновной «советский» ГОСТ на бензинГОСТ на неэтилированный бензинНовый ГОСТ под «Евро 3»Основной документ на сегодняЕвропейские нормы (до 2005 года/ текущие)
ОЧ (И)9595959595
Свинец*, г/л0,013Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Сера, мг/кг1000500150150150 /10
Железо*, г/лНе норм.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Объемная доля бензола, %Не норм.5111
Марганец*, г/лНе норм.Не норм.Отсут.Отсут.Отсут.
Объемная доля ароматических углеводородов, %Не норм.Не норм.424242/35
Объемная доля олефиновых углеводородов, %Не норм.Не норм.181818
Массовая доля кислорода, %Не норм.Не норм.2,72,72,7

* За отсутствие железа принимается концентрация менее 0,1 г/л, свинца – менее 2,5 мг/л, марганца – менее 0,25 мг/л.


 

Что и как мы проверяли?

Пробы исследовались на соответствие классу 3 технического регламента «О требованиях к автомобильному бензину...» В паспортах качества всех бензинов фигурировал ГОСТ 51866-2002, который практически идентичен требованиям техрегламента на 95-й бензин и нормам «Евро 3» (см. табл. выше). Каждая проба исследовалась по 16 пунктам, которые определяют как безопасность топлива для двигателя, так и его экологичность. В числе параметров–октановое число (исследовательское), наличие антидетонаторов на основе марганца, свинца и железа, содержание разнообразных спиртов и эфиров, концентрация кислорода, ароматических и олефиновых углеводородов, а также серы. Чем опасно превышение по каждому параметру. В этот раз мы не ставили топливников в известность о предстоящем «набеге», иначе, по опыту прошлого теста, процедура отбора затягивается до безобразия.

Отбор проб проходил в течение двух дней в присутствии семи свидетелей-добровольцев, которые оказали неоценимую помощь нашему мероприятию, за что мы (и вы, я думаю, тоже) выражаем им большое человеческое спасибо. Они смотрели, помогали, советовали – в общем были полноценными участниками проекта. Тесты были совершенно открытые и всех интересующихся мы приглашали в предыдущих материалах, в форумах, в моем блоге. Именно так мы и нашли наших добровольцев. По финансовым соображениям количество проб было ограничено десятью, и мы постарались не обойти вниманием все крупные бренды: ЛУКОЙЛ, «Оптан», «Челнефть», «Газпромнефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сибнефть», а также взяли три пробы на заправках помельче: «Ликард», «Сфера», «Тоник». Все пробы были опечатаны в присутствии свидетелей и доставлены в аккредитованную лабораторию «Сертификационного центра автотракторной техники» (г. Челябинск, пр. Ленина, 2), где их проверили на профессиональном оборудовании. Массовая доля серы определялась на рентгенофлуоресцентном анализаторе, содержание ароматики, бензола, оксигенатов – на хроматографе, концентрация свинца и железа – на фотоэлектрическом калорифере. ОЧ по исследовательскому методу определялось на моторной установке в АНО «Центр испытаний нефтепродуктов», здесь же контролировалось содержание марганца. Арбитражные пробы (1 л) хранятся в лаборатории СЦЦ АТТ в течение трех месяцев со дня отбора.

Что в итоге?

На первый взгляд, результаты удручающие: 60% челябинского топлива не удовлетворяют требования регламента и ГОСТ 51866-2002. Самое популярное нарушение – высокая сера, встречается свинец, есть недоборы по октановому числу. Но знаете что? Все не так уж плохо. Ведь главный вопрос для нас с вами – безопасно ли топливо для двигателя? И в принципе ни одна из десяти проб не является убийственной. Конечно, содержание свинца в двух пробах – это не «гут», но значения в 5,2 и 5,6 мг/литр – сравнительно «детские». К примеру, по старому ГОСТу 2084-77 такой бензин считался бы неэтилированным с двукратным запасом. Для сравнения, по настоящему этилированный бензин допускал содержание свинца до 170 мг/литр, так что наши пробы относительно безобидны. Разумеется, продукты сгорания свинцовой присадки будут подтачивать здоровье нейтрализатора, но с одного раза его не убьют. Что касается серы, то хотя половина проб не уложилась в нормы «Евро 3», ситуацию также не назовешь критичной. Сера повышает коррозионную активность отработавших газов и снижает эффективность нейтрализатора, но обнаруженная нами максимальная концентрация в 348 мг/литр (при норме 150) еще далека от критической. К примеру, бензин АИ-92, который мы активно льем в наши иномарки, вполне законно может иметь серу в количестве 500 мг/литр, и этот порог не был превышен ни в одной из проб. По октановому числу максимальный недобор составил 3 единицы, то есть один раз нам продали 92-й бензин. И хотя это весьма обидно, но, как мы знаем, не особенно страшно для мотора – управляющая электроника скорректирует значения угла опережения зажигания и другие параметры, чтобы не допустить сильной детонации.

А теперь о позитивном. Марганца и железа нет нигде, никто не перекормил бензин метил-трет-бутиловым эфиром (МТБЭ) или монометиланилином (ММА), в норме содержание бензола, нигде нет ядовитого метанола, все о’кей с количеством кислорода и отдельных видов оксигенатов. То есть в принципе мы имели дело с вполне нормальным 95-м бензином, а не с 76-м, напичканным тоннами присадок. Это видно хотя бы по содержанию ароматики и олефинов: такие значения не характерны для низкооктановых бензинов, доведенных до «тонуса» всякой дрянью. Можно выразиться и так: 8 из 10 проб удовлетворяют нормам «Евро 2». А это уже кое-что. Конечно, нам хотелось поймать кого-нибудь за руку и найти бензин с целым букетом антидетонаторов, но, увы и ура – настоящий 95-й встречается. Так что страшилки дилеров про бензины-убийцы кажутся нам слегка преувеличенными: по крайней мере, вблизи Челябинска заправляться 95-м можно без особой опаски.

Краткие результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года

Бренд

Юридическое название, номерАдресОриентирыРезультаты
ЛУКОЙЛ«Лукойл-Уралнефтепродукт», АЗС №6Механическая 67/1Пересечение ул. Механической и Героев ТанкоградаСоответствует классу 4 регламента
«Челнефть»ИП КазыхановаГероев Танкограда, 20/1Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. ПобедыПовышенное содержание серы, в остальном – класс 3
«Ликард»ООО «БашТранзитОйл»а/д МеридианНапротив городской свалкиСоответствует классу 3 регламента
«Сибнефть»ООО «Топливная компания Меридиан», АЗС №6ул. Героев Танкограда, 15/1Пересечение ул. Героев Танкограда и пр. ПобедыПовышенное содержание серы, в остальном – класс 3
«Газпромнефть»ООО «ГазПромНефть-Челябинск», АЗС №1Свердловский тракт, 126На пересечении Свердловского тракта и ул. РадонежскойПониженное ОЧ, в остальном – класс 3
«Оптан»ООО «Оптан-Челябинск», АЗС №0008Чайковского, 84/1Пересечение пр. Победы и ЧайковскогоПовышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3
«Татнефть»ООО «Татнефть», АЗС №121 «Центра»Уфимский тракт, 3-й километрВ сторону выезда из городаПовышенное содержание серы, следы свинца, в остальном – класс 3
«Башнефть»ООО «Регион», АЗС №7712Уфимский трактВ сторону выезда из городаСоответствует классу 4 регламента
«Сфера»ИП Валерий Мякуш, АЗС №1138-й километр объездной дорогиМежду дорогой на Кременкуль и трассой М-5Соответствует классу 3 регламента
«Тоник»ООО «Центр дорожного сервиса»Конец пр. ПобедыНа выезде в сторону КременкуляПониженное ОЧ, повышенное содержание серы, в остальном – класс 3

Полные результаты исследования бензина АИ-95 на АЗС города Челябинска в феврале 2010 года

(красным выделены параметры, не дотягивающие до класса 3 регламента, зеленым – параметры, удовлетворяющие классу 4 регламента)

Параметр

Название АЗС
ЛУКОЙЛ«Челнефть»«Ликард»«Сибнефть»«Газпромнефть»Требования регламента, класс 3 (класс4)
ОЧ (И)95,795,095,795,094,3>95,0
Массовая доля серы, мг/кг20282115190105<150 (50)
Концентрация свинца, мг/дм3Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Концентрация железа, мг/дм3Отсут.ОтсутОтсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Концентрация марганца, мг/дм3Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Объемная доля оксигенатов, %
МетанолаОтсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Этанола0,11,01,02,01,0<5,0
Изопропилового спирта0,12,40,82,24,0<10,0
Изобутилового спирта0,61,62,01,63,5<10,0
Третбутилового спирта0,02,01,00,50,0<7,0
Эфиров (С5 и выше)6,67,23,24,84,4<15,0
Других оксигенатов0,15,01,22,02,0<10,0
Объемная доля углеводородов, %
Олефиновых13,017,01,810,014,0<18,0
Ароматических35,033,033,834,235,0<42,0 (35,0)
Массовая доля кислорода, %0,32,11,42,02,3<2,7
Объемная доля бензола, %0,60,90,81,00,9<1,0
Класс топлива*Евро 4Евро 2Евро 3Евро 2Евро 2



ПараметрНазвание АЗС
«Оптан»«Татнефть»«Башнефть»«Сфера»«Тоник»Требования регламента, класс 3 (класс 4)
ОЧ (И)95,495,197,096,692,0>95,0
Массовая доля серы, мг/кг3123483861224<150 (50)
Концентрация свинца, мг/дм35,65,2Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Концентрация железа, мг/дм3Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Концентрация марганца, мг/дм3Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Объемная доля оксигенатов, %
МетанолаОтсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.Отсут.
Этанола1,10,80,80,62,1<5,0
Изопропилового спирта1,42,13,01,01,1<10,0
Изобутилового спирта1,31,42,31,33,5<10,0
Третбутилового спирта0,01,00,90,50,9<7,0
Эфиров (С5 и выше)5,54,55,56,87,5<15,0
Других оксигенатов5,02,53,53,24,4<10,0
Объемная доля углеводородов, %
Олефиновых13,412,015,015,013,0<18,0
Ароматических34,034,534,033,033,0<42,0 (35,0)
Массовая доля кислорода, %2,71,62,01,02,3<2,7
Объемная доля бензола, %1,00,70,70,81,0<1,0
Класс топливаЕвро 4Евро 3Евро 2-

Артем КРАСНОВ, специально для Autochel.ru Артем КРАСНОВ, специально для Autochel.ru

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».